|
|||||||||||||||||||||||||||||
Таблица соотношения основ глаголов в продуктивных классах
КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ По соотношению 1-ой и 2-ой основы глаголы объединяются в так называемые словоизменительные классы. Класс глаголов – это группа глаголов, обладающих тождественным (одинаковым) словоизменением и формообразованием (залогом этого и является совпадение = «одинаковость» = тождественность = типичность отношений между двумя указанными основами у различных глаголов). Классы глаголов распадаются на продуктивные и непродуктивные. Продуктивные классы характеризуются тем, что: 1) новые глаголы, пополняющие лексику, подключаются к такому же соотношению указанных основ; 2) они [продуктивные классы] включают основную массу уже имеющихся в языке глаголов.
Таблица соотношения основ глаголов в продуктивных классах
NB: 1)В нумерации классов отражается убывание их эмпирической (количественной) продуктивности (наполненности): глаголов второго класса меньше, чем глаголов первого класса, третьего ‒ чем второго и т.д. Поэтому в ряде источников к IV классу отнесены глаголы с показателями "и / мягкий согласный", а к V‒ "ну / н", что отражает их реальную эмпирическую продуктивность. В предложенном же варианте, изменив последовательность этих групп, мы допускаем некоторую погрешность по отношению к продуктивности, но получаем возможность связать принадлежность глагола к продуктивным классам с его типом спряжения: глаголы первых четырёх классов являются глаголами 1-го спряжения, а глаголы пятого класса ‒ глаголами 2-го спряжения (см. таблицу). 2)К IV классуне относятся глаголы с -ну-, обозначающие не отдельное, мгновенное, одноактное действие, а длительный процесс (типа сохнуть, завянуть, гаснуть, оглохнуть, стынуть, распухнуть, умолкнуть, продрогнуть): у них основа прошедшего времени не совпадает с основой инфинитива, а это ‒ признак непродуктивности.
Непродуктивные классы характеризуются тем, что: 1) соотношение глагольных основ носит нетипичный характер; 2) они [непродуктивные классы] включают ограниченное количество глаголов; 3) новые глаголы, пополняющие лексику, не подключаются к такому же соотношению указанных основ: дать, давать, брать, жить, бежать, быть, есть, ехать, идти, надоесть, создать, чтить и др. [более 400 глаголов: исходные и их приставочные производные; характеризуются нестандартными изменениями, чередованиями корневых гласных и согласных, усечением, вставкой фонем и т.п.; тоже сгруппированы, но классов большое количество – до 18, каждый включает всего несколько единиц] NB:обратим внимание на глаголы дать и давать ‒ они оба непродуктивны (да-ть / дад-ут; дава-ть / даj-ут [очень похож на 1 класс, но по модели этого класса форма настоящего времени стандартно должна была бы быть (сравним с работа-ть/работаj-ут) ٭даваj-ут :)). Такую форму, например, можем услышать в речи маленьких детей, которые в первую очередь усваивают продуктивные модели и "подтягивают" к ним всё непродуктивное, нестандартное]). NB: недопустимоустанавливать класс, учитывая показатель лишь одной из основ, обязательно надо рассматривать их СООТНОШЕНИЕ, "комплект" [например, глаголы писа-ть, слыша-ть (в отличие от слуша-ть), бежа-ть, еха-ть, рассказа-ть нельзя отнести к 1 классу, т.к. пиш-ут, слыш-ат, бег-ут, ед-ут, расскаж-ут; глаголы зудеть, гудеть, видеть,поглядеть, посмотреть, перегореть невозможно отнести к II классу, потому что зуд’-ат, гуд’-ат, вид’-ат, погляд’-ат, посмотр’-ат, перегор’-ат; глаголы жить, попить не относятся к V продуктивному классу, т.к. жив-ут, попj-ут].
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|