Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НА ЛИТУРГИ́И



НА ЛИТУРГИ́И

Изобрази́тельны и блаже́нны от кано́нов свята́го. Проки́мен, глас 7: Честна́ пред Го́сподем/ смерть преподо́бных Его́. Стих:Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми? Апо́стол ко Евре́ем, зача́ло 335. Аллилу́ия, глас 6: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́. Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́. Ева́нгелие от Луки́, зача́ло 24. Прича́стен: В па́мять ве́чную:

Велича́ние:

Ра́дуйся, Це́ркве но́вое свети́ло и правосла́вных добро́то свяще́нная./ Ра́дуйся, мона́шествующих светоно́сный свети́льниче,/ Никоди́ме всеблаже́нне, Афо́на похвало́.

Двусти́шие:

Песнь но́вую, Никоди́ме, ти пое́т Гера́сим, твое́ ча́до, о́тче.

Преподобный Никодим Святогорец родился в Греции на одном из Кикладских островов – Наксосе (Наксия) в 1749 году от благочестивых родителей Антония и Анастасии Калливурси. В святом Крещении его назвали Николаем. Мать преподобного впоследствии стала монахиней, приняв иноческий постриг с именем Агафия.

С ранних лет преподобный Никодим стремился к равноангельской жизни, был очень внимателен и благоразумен, избегая еще в детском возрасте всего того, что может повредить внутренней жизни человека. Прилежный, сообразительный, ревнивый о добре и пользе, любивший Божественное, он отличался остротою ума, глубокой проницательностью и удивительной памятью.

Начальное образование он получил в Наксии от приходского священника, у которого научился любви ко Христу и Его Святой Церкви.

В Наксии благодаря заботе ученых-архиереев Феоны, Афанасия, Иоасафа и других была основана школа, которая с 1770 года обновлялась. С 1781 года она помещалась в монастыре во имя святого Георгия, где существовала до 1821 года. Возглавлял школу архимандрит Хрисанф (†1785). Будучи его учеником, Николай в молодости получил превосходное образование. В пятнадцатилетнем возрасте он был привезен отцом в Смирну и отдан на обучение в городскую греческую школу, названную позже Евангельской. Здесь он обучался у ученого подвижника Иерофея Вулисмана в течение пяти лет. Преуспевая в учении, Николай поражал всех своими дарованиями, полученными от Господа, добротою и смирением.

В школе кроме богословских дисциплин и древнегреческого языка Николай изучал латинский, итальянский и французский языки. Его успехи и познания в греческом языке были поистине редкими.

В 1770 году вследствие гонения на христиан со стороны турок, раздраженных поражением их флота в битве с русскими при Чесме, Николай уехал из Смирны и возвратился в родной Наксос. Митрополит Паронаксийский Анфим Варда принял его и назначил секретарем. Пять лет он находился у митрополита Анфима в Наксосе, в духовном общении с афонскими подвижниками иеромонахами Григорием, Нифоном и монахом Арсением. Они поведали ему о монашеской жизни и подвиге на Святой Горе, научили его умной молитве. Благодаря беседам с этими достойными мужами сердце блаженного воспламенилось любовью к ангельскому житию монахов-святогорцев. Юный Николай подружился также с монахом Сильвестром Кесарийским, подвизавшимся в пустынной келье вне острова.

С рекомендательным письмом старца Сильвестра он отбыл из Наксии в 1775 году на Святую Гору Афон, где сначала подвизался в обители святого Дионисия (Дионисиате), построенной во имя Предтечи и Крестителя Иоанна. В 1775 году Николай принял в Дионисиате иноческий постриг с именем Никодим.

Братия монастыря, убедившиеся в его исключительных дарованиях, назначили его чтецом и письмоводителем обители.

В 1777 году Святую Гору посетил бывший митрополит Коринфский Макарий (Нотар), познакомившийся с Николаем еще ранее. Он пригласил Николая просмотреть для издания объемистые духовные книги «Филокалию» («Добротолюбие») и «Евергетинон», а также свой труд «О Божественном и священном Причащении». Николай начал с «Филокалии», для которой составил краткие жизнеописания преподобных отцов и предисловие. Затем он исправил «Евергетинон» и подготовил предисловие к этой книге, отредактировал и расширил труд «О постоянном Причащении». Все эти сочинения митрополит Макарий увез для печатания в Смирне («Филокалия» была издана в 1782 году4).

Оставаясь на Афоне в Карее, Николай пребывал в келье Великой Лавры во имя святого Георгия, которая называлась кельей скуртейцев (Скурте́он), с которыми он был связан неразрывной во Христе любовью и дружбой. Здесь в течение года он переписал «Алфавиталфавитон» – книгу духовных поучений преподобного Мелетия Галисиота.

Через некоторое время из Наксии пришел и поселился в скиту священной обители Пантократора (ныне Капсала) весьма добродетельный монах старец Арсений из Пелопоннеса, из уст которого Николай слышал ранее наставления о подвижническом житии. Узнав о его прибытии, Николай пришел в скит Пантократора и стал послушником старца Арсения.

Здесь, в желанной тишине, Николай всецело предался духовным подвигам, денно и нощно поучаясь в законе Господнем, изучая святоотеческие творения. Оставив всякую заботу о мирском, он совершенно умертвил помышление плоти усиленным постом, постоянной умной молитвой и прочими лишениями, внутренний человек его озарился, просветился и освятился блаженным житием.

Исполненный благодати премудрости и получив дар учения, преподобный Никодим стал светильником Православия, великим учителем христианской жизни и необоримым противником всякой ереси. Целую библиотеку составили его богословские, догматические, герменевтические и нравственные сочинения, свидетельствующие о высоте и глубине его духовной мудрости.

В 1782 году старец Арсений из скита Пантократора отбыл на необитаемый остров Скиропулос (близ Афона), за ним последовал и преподобный Никодим. Здесь преподобный Никодим жил, довольствуясь тем, что добывал своим тяжелым трудом, необходимым для пропитания. Он был лишен книг, однако радовался неизреченной радостью, постигая великую науку неустанной умной молитвы.

Повинуясь просьбе своего брата Иерофея, преподобный писал на острове «Симвулевтикон» («Советование о хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца») – аскетический труд, в котором говорится о хранении чувств и о внутренней брани человека за духовное совершенство (издан в Вене в 1801 году).

В 1778 году преподобный Никодим возвратился на Святую Гору и принял великий ангельский образ от старца Дамаскина Ставрудас. Через некоторое время он окончательно поселился в келлии, находящейся выше скита Вседержителя, называемой Феонас. В ней через год он принял в качестве послушника своего земляка Иоанна, сменившего имя на Иерофея, который и прислуживал ему в течение шести лет. Жительствуя и подвизаясь там, преподобный Никодим возделывал мед добродетели и, облистаемый светом Святого Духа, писал, и назидал приходивших к нему мудрыми словами.

По совету и благословению вторично прибывшего на Святую Гору в 1784 году митрополита Коринфского преподобный Никодим исправил и подготовил к изданию сочинения святого Симеона Нового Богослова (изданы в Венеции в 1790 году). Составил он также «Эксомологитарий» (Исповедальник), собрал и украсил «Феотокарион», «Новый мартирологий» и «Духовные упражнения», перевел знаменитую «Невидимую брань» (конец XVI века)5 – книги, исполненные благодати и мудрости, преподающие воздержание от греха и искреннее покаяние, различные способы отражения нападений врага и духовные упражнения благочестивого жительства.

По совету учителя Афанасия Париу, учившего тогда в Салониках, и митрополита Илиупольского Леонтия преподобный Никодим собрал также из святогорских библиотек и подготовил к изданию сочинения преподобного Григория Паламы в трех томах с комментарием. Этот труд он отослал в Вену для издания в типографии братьев Маркиду Пулиу (к сожалению, бесценная рукопись была утрачена).

Затем на Святую Гору пришел иеромонах Агапий из Димицаны Пелопоннесской, с которым преподобный Никодим начал работу по систематической классификации и толкованию священных канонов Церкви, необходимых для руководства и научения священнослужителей и всякого верующего. Этот драгоценный труд, который он с помощью упомянутого учителя Агапия довел до конца, был назван «Кормчей» (Пидалион).

Сразу же по окончании этого труда преподобный Никодим через отца Агапия направил его в Константинополь. Годом позже Патриарх Константинопольский Неофит, получив хороший отзыв о книге от находившегося в Хиосе митрополита Коринфского Макария и митрополита Парийского Афанасия, дал синодальное одобрение на издание книги. Однако преподобный Никодим за неимением средств не смог издать Кормчую. Был организован сбор средств среди монахов Святой Горы и собранные деньги вместе с рукописями поручены архимандриту Феодориту из Яннин с просьбой позаботиться о напечатании Кормчей в Венеции (книга вышла в 1800 году в Лейпциге).

Преподобный Никодим впоследствии поселился в монастыре Пантократор у старца Сильвестра Кесарийца, имевшего келью «Святой Василий», где продолжил свои духовные подвиги и писательскую деятельность. Там он написал «Христоифиан» (Добронравие) – книгу духовных назиданий и нравоучений, научающую воздерживаться и удаляться от всякого заблуждения, магии и духовной прелести. Он исправил также похвалы Чина погребения. Вскоре он отбыл из монастыря Пантократора и поселился в небольшой исихастской каливе напротив келлии Святого Василия, где подвижнически жил как странник и пришелец на земле, охраняемый своими духовными братьями.

Аскетическое и равноангельское житие преподобного Никодима поражало всех. Его пищей был вареный на воде рис или мед с водой.

В этой каливе он исправил и улучшил «Молитвослов», второй «Эксомологитарий», написал Толкование на послания святого апостола Павла, перевел и прокомментировал «Пространное толкование Псалтири» инока XII века Евфимия Зигабена (Константинополь, 1819–1821 гг.) и девять песней, назвав книгу «Сад благодатный». В подвиге добродетели, составляя под водительством Святого Духа свои книги, преподобный Никодим терпел зависть и искушения от невежественных братий, а также от мысленных врагов. С Божией помощью он достойно вел «невидимую брань» с духами преисподней, отражая их козни.

Преподобный Никодим укреплялся в трудностях и различных искушениях, в которых был испытан, как золото в горниле. В последние годы своей земной жизни он неоднократно менял место своих подвигов.

За семь лет до блаженной кончины в качестве переписчика своих сочинений преподобный Никодим имел послушника монаха Кирилла, который позже написал следующее: «Из девятнадцати лет, которые я подвизался на Святой Горе, семь я провел в послушании у этого приснопамятного мужа, будучи каллиграфом, и многие из его трудов я переписал собственноручно». Он приводит список семнадцати изданных произведений святого Никодима и пятидесяти восьми неизданных, о которых говорит: «Их я видел собственными глазами и по поручению этого мужа переписал... 8 марта 1815 г. в Пирсо».

Слава о добродетелях и мудрости преподобного Никодима распространилась по всему Афону и за его пределами, и многие в поисках духовной поддержки приходили к нему, чтобы найти духовное утешение. Постоянная работа, готовность руководить в духовных беседах, советах и увещаниях как монахов Святой Горы, так и приходивших отовсюду христиан, усиленная о них молитва, бдения и прочие аскетические труды, надломили здоровье преподобного Никодима, и он вынужден был уйти в келлию живописца Киприана. Здесь, несмотря на свои телесные недуги, он продолжал монашеское делание как истинный подвижник, имея горний ум и сердце. В последние годы своей земной жизни он составил трехтомный «Синаксарист», истолковал в богословском трактате «Эортодромион» (праздничный путеводитель) каноны Господских и Богородичных праздников, а в другой книге, названной «Новая Лествица», – степенны Октоиха. Он составил также «Исповедание своей веры» в опровержение несостоятельных обвинений, которые выдвигали против него некоторые завистливые монахи Святой Горы.

Вся святая жизнь преподобного Никодима Святогорца была отдана высоким подвигам и написанию священных книг. Благодать Святого Духа, обитавшая в его чистом сердце, обильно исходила из его уст, словно из богатого источника, радуя всех христиан. Единственным попечением его на протяжении всей праведной жизни было служение Божественной воле и пользе ближнего. Преподобный Никодим был простым и незлобивым, нестяжателен, кроток, смирен, о чем свидетельствуют его высказывания о самом себе. Всякий раз он говорил о себе: «Я – урод. Я – мертвый пес. Я – ничто, глупец, невежда». Вместо обуви он носил царухи (разновидность крестьянских лаптей). У него не было второй рясы, как и постоянного жилья. Жилищем богоносного учителя была вся Гора Святая, от которой он и получил высшее наименование Святогорца.

Проходя последнее поприще своей земной жизни и чувствуя себя вконец утружденным, он возвратился в келью дорогих своих скуртейцев, где получал братский от них уход и заботу. Приближалось его отшествие из мира сего, слух его притупился, он с трудом передвигался. Преподобный Никодим посетил святую обитель Кутлумуш. Отцы с радостью приняли учителя, а вечером простились с ним, проводив его с благоговением до келлии Скуртеон.

Вечером того же дня преподобный Никодим тяжко занемог.

Готовясь к отшествию из этой жизни, он просил совершить над ним соборование, ежедневно причащался Пречистых Таин.

Окруженный своими возлюбленными братьями, постоянно помышляя о Господе и небесных благах, преподобный Никодим отошел к Господу 1 июля 1809 года.

Честное тело его было погребено в лавриотской келлии Скуртеон в Карее. Здесь, в этой келлии, с благоговением хранится и в настоящее время честная глава преподобного Никодима, источающая благоухание святости.

Преподобный Никодим Святогорец был причислен к лику святых указом Патриарха Константинопольского Афинагора от 31 мая 1955 года.

Литература

1. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Перевод с греческого епископа Феофана (Говорова). М., 1886.

2. О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.