№
| К-во часов
| ПЛАН
| ФАКТ
| ТЕМА УРОКА
| Примечания
|
| | | | I четверть
| |
|
| |
| Введение. Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Русская литература и история.
| |
| | | | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
| |
|
| |
| Русская народная песня (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
| 1 песня
наизусть
(по выбору
уч-ся)
|
|
| |
| Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Тематики и поэтика частушек.
| |
|
| |
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народныхпреданий.
| |
|
| |
| ЛРК 1 Частушки и предания Донецкого края
| |
|
| |
| Внеклассное чтение 1. К.Паустовский «Колотый сахар»
| |
|
| | | Из «Жития Александра Невского».Защита русских земель от нашествий врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Худ. особенности воинской повести и жития.
| |
|
| | | «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья
| |
|
| | | Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд»
| |
|
| | | Денис Иванович ФОНВИЗИН. Слово о писателе. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
| |
|
| | | «Недоросль»( сцены). Сатирическая направленность комедии.
| |
|
| | | «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.
| |
|
| | | Национальное своеобразие комедии «Недоросль».
| |
|
| | | Развитие речи 1.Характеристика героя литературного произведения.
| |
|
| | | Контрольное сочинение 1
| |
|
| | | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
| |
|
| | | И. А. КРЫЛОВ Краткий рассказ о писателе.
«Обоз». Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
| наизусть
|
|
| | | К. Ф. РЫЛЕЕВ Автор дум и сатир. «Смерть Ермака».Историческая тема думы.
| |
|
| | | А.С.ПУШКИН Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева».
| |
|
| | | История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. «Капитанская дочка»
| |
|
| | | Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).
| Наизусть
отрывок
по выбору
учителя
|
|
| | | Маша Миронова — нравственная красота героини.
| |
|
| | | Контрольная тестовая работа 1.
| |
|
| | | Швабрин — антигерой.
| |
|
| | | Образ Пугачева в романе.
| |
|
| | | II четверть
| |
|
| | | Значение образа Савельича в романе.
| |
|
| | | Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.
| |
|
| | | Историческая правда и художественный вымысел в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
| |
|
| | | «Туча». Разноплановость содержания стихотворения. «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года». Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой».Жанр послания и его место в лирике Пушкина.
| наизусть
|
|
| | | К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
| наизусть отрывок
|
|
| | | «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.
| |
|
| | | «Пиковая дама». Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа.
| |
|
| | | М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта.
| |
|
| | | «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов.
| наизусть
|
|
| | | «Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь.
| наизусть отрывок
|
|
| | | Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми.
| |
|
| | | Н. В. ГОГОЛЬ Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
| наизусть 1 монолог(по выбору уч-ся)
|
|
| | | «Ревизор».Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.
| |
|
| | | Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь).
| |
|
| | | Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
| |
|
| | | Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко).
| |
|
| | | Развитие речи 2. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения
| |
|
| | | Контрольное сочинение 2
| |
|
| | | «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость, духовная сила и противостояние мелкого чиновника бездушию общества.
| |
|
| | | Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.
| |
|
| | | Роль фантастики в художественном произведении.
| |
|
| | | М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»(отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.
| |
|
| | | Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
| |
|
| | | Контрольная тестовая работа 2
| |
|
| | | Внеклассное чтение 2.М.Е.Салтыков-Щедрин «Коняга», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Карась-идеалист» (по выбору)
| |
|
| | | Н. С. ЛЕСКОВ Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений».Сатира на чиновничество.
| |
|
| | | «Старый гений».Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
| |
| | | | III четверть
| |
|
| | | Л. Н.ТОЛСТОЙ Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Реальная основа рассказа «После бала»
| |
|
| | | «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности
| |
|
| | | Прием контраста в рассказе как средство раскрытия конфликта. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей
| |
|
| | | Смысл названия рассказа. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя.
| |
|
| | | ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
Картины родной природы в творчестве русских поэтов XIX века. А.С.Пушкин «Цветы последние милей...», .М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами...».
| |
|
| | | А.П.Чехов Краткий рассказ о писателе.
«О любви»(из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
| |
|
| | | «О любви»(из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
| |
|
| | | Контрольное сочинение 3
| |
|
| | | Внеклассное чтение 3.Л.Н.Толстой «Утро помещика»
| |
| | | | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
| |
|
| | | И. А. БУНИН Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ».Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях
| |
|
| | | «Кавказ». Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
| |
|
| | | А. И. КУПРИН Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия ивзаимопонимания, любви и счастья в семье
| |
|
| | | «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини.
| |
|
| | | А. А. БЛОК Краткий рассказ о поэте.
«На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворении, егосовременное звучание и смысл.
| |
|
| | | «Россия». Историческая тема в стихотворении, его
современное звучание и смысл.
| наизусть
|
|
| | | С. А. ЕСЕНИН Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева.
| |
|
| | | «Пугачев» Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина
| |
|
| | | И. С. ШМЕЛЕВ Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем».
| |
|
| | | «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
| |
|
| | | М. А. ОСОРГИН Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
| |
| | | | «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ»
| |
|
| | | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.
| |
|
| | | «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Смысл иронического повествования о прошлом.
| |
|
| | | М.Зощенко «История болезни». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
| |
|
| | | А. Т.ТВАРДОВСКИЙ Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин» - поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Композиция поэмы. . Реалистическая правда о войне в поэме.
| |
|
| | | «Василий Теркин»(главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял»? и др.). Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Картины жизни воюющего народа.
| |
|
| | | Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.
| |
|
| | | Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.
| |
|
| | | Контрольная тестовая работа 3.
| |
|
| | | Развитие речи 3 Развернутое устное монологическое высказывание о худ. произведении
| |
|
| | | ЛРК 2 Поэты Донбасса о Великой Отечественной войне.
| |
|
| | | СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 ГОДОВ
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;
| |
|
| | | А.Фатьянов «Соловьи»; Л.Ошанин «Дороги» и др.
Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
| |
|
| | | Внеклассное чтение 4. Стихи и песни о Великой Отечественной войне1941—1945 годов.
| |
| | | | | |
| | | | IVчетверть
| |
|
| | | В. П. АСТАФЬЕВ Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет».Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени.
| |
|
| | | Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
| |
|
| | | РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
И.Анненский «Снег». Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...». Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.
| |
|
| | | ПОЭТЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ О РОДИНЕ
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок). З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть».Дон Аминадо. «Бабье лето». И.Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
| |
|
| | | Контрольное сочинение 4
| |
|
| | | Сергей Васильевич ЛУКЬЯНЕНКО Краткие сведения о жизни и творчестве современного писателя-фантаста.
«Чужая боль». Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения Лукьяненко.
| |
|
| | | «Чужая боль» Проблема отсутствия сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений. Главный герой, как человек понявший истину: чтобы одержать победу, необходимо проиграть. Смысл названия рассказа.
| |
| | | | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
| |
|
| | | Вильям ШЕКСПИР
«Ромео и Джульетта». Краткая характеристика эпохи Возрождения. Основные сведения о Шекспире. «Вечная» тема любви в трагедии.
| 1 монолог по выбору уч-ся
|
|
| | | Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире.
| |
|
| | | «Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения. Роль комических образов.
| |
|
| | | Сонеты «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Её глаза на звезды не похожи...». Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница» лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
| Наизусть
по выбору
учителя
|
|
| | | Жан Батист МОЛЬЕР Сведения о жизни и творчестве Ж.Б.Мольера. Мольер — знаменитый комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.
| |
|
| | | Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти).
| |
|
| | | Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл пьесы
| |
|
| | | Контрольная тестовая работа 4
| |
|
| | | Развитие речи 4. Письменный отзыв о художественном произведении
| |
|
| |
| Вальтер СКОТТ Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.
| |
|
| | | «Айвенго». Главные герои и события.
| |
|
| | | История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
| |