Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понимание и интерпретация текста через работу с ключевыми словами



 

Ванина Евгения Николаевна

учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 5

 г. Петровск

Email: vanina.ew@yandex.ru

Понимание и интерпретация текста через работу с ключевыми словами

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы работы с текстом. Понимание текста посредством работы с ключевыми словами. Описываются методы работы с ключевыми словами.

Ключевые слова: ключевые слова, формирование личности, метод, текст,  метапредметный результат.

 

Vanina Evgenia Nikolaevna

teacher of russian language and literature studies MBOU OSH № 5

Petrovsk

 

Understand and interpret text through keyword work

 

ABSTRACT

The article deals with working with the text. Understand text by working with keywords. Describes how to work with keywords.

Keywords: keywords, personality formation, method, text, metapedmet result.

 

PISA — оценивает уровень знаний у учеников в средней школе и проверяет математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.

 Интересен факт: к сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.

А проблема в том, что наши дети мало читают. Чтение нужно везде: на уроках математики, географии, физики и других предметах

Одна из важнейших образовательных задач по ФГОС является формирование у детей навыка чтения: в начальной школе осознанного, а на средней и старшей ступени обучения – грамотного и полноценного.

Учащимся приходится работать с текстами разных стилей:

Научно-популярным

Художественным

Публицистическим

Тексты - Инструкции

Большой объем информации они должны запоминать.

Работа с текстом – это прежде всего метапредметный результат.

- «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике.

Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применятьи преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение.

Современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и анализировать.

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения.

Собственно работа с текстом на уроках является главной.

Она является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Наиболее результативными являются такие формы и методы организации работы с текстом, как комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, изложение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, составление синквейнов, кластеров к тексту, анализ текста и многое другое

Наша задача показать работу с ключевыми словами. Именно ключевые слова помогают пересказать текст на итоговом собеседовании, решить задачу, найти информацию в поисковике.

Возможности использования ключевых слов в обучении связаны с тем, что через ключевые слова можно определить тему урока; попросить составить предложения по определенной теме, «ключ» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «ключе» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составить предложения или рассказ, используя как можно больше ключевых слов; создать словарное ключевое слово на основе небольших, недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова.

Процесс определения ключевых слов позволяют учащимся лучше понять информацию и воспроизвести ее в сжатой форме, т.е. написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план. При чтении происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование. В результате этого процесса не возникает передачи информации «слово в слово»: она изменяется и излагается другими словами (более общими). Ключевые слова, обладая способностью кодировать исходную информацию, передавать ее в обобщенной форме, способны послужить опорой для дальнейшего устного или письменного воспроизведения.

Конспекты, тезисы и аннотации создаются в результате сжатия исходного текста. Компрессия связана с умением видеть последовательную структуру в содержании текста: понимать тему, идею, извлекать второстепенную информацию. Если текст излагается своими словами, то это главный показатель того, что произошло понимание текста и его переработка.

Обратимся к особым технологиям работы с ключевыми словами в тексте.

Метод выбора ключевых слов связан с мнемотехникой, т.е. с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты.

Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац – здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего.

связей по сходству, смежности или противоположности.

Этапы работы по данному методу:

• Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.

• Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

• Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

• После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

• К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

• Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом образуется цепочка.

• Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Метод «Исключение слов»

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.

Например, исключить из ряда слов лишнее

1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

2) смелый, храбрый, отважный,злой, решительный

3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

4) молоко, сливки, сыр,сало, сметана

Метод пространственного маркирования Мнемотехническая составляющая увеличена. Цепочка ключевых слов (как в предыдущем методе) не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно «распихиваются» в отдельные части некоего зрительного образа, и продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним. Для запоминания не связанных между собой слов нужно найти какую-нибудь опору. В этом методе это набор событий или образов, которые все7гда идут в одном и том же порядке. Для простоты объяснения назовем это «опорным списком». «Опорный список» необходим для запоминания слов в нужном порядке. Суть данной техники заключается в том, что каждое слово «вставляется» в контекст ситуации из «опорного списка».

Например, задание. Прочитать текст и разбить его на сцены. Попытаться как бы «войти» в эти ситуации, вспомнить и визуально представить, как стоят или движутся герои в той или иной сцене, что вокруг них.

В процессе такой работы  школьники научаться  тексты:

понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи). 

 Неслучайно К. Ушинский говорил:

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.