Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пауза.. сентябрь 1986 года



Пауза.

ВОВКА. У вас там что в школе говорят: будет война или нет?

КОЛЯ.Война? Ну, откуда! (Пауза.) Хотя все может быть...

ВОВКА.Да, вооружаются они все, гады, вооружаются... И как они там в Америке живут - не понимаю... Удивляюсь просто! Ведь там же из-за каждого угла стреляют, ведь из-за каждого же... У нас хоть, слава Богу, такого еще нет... А вот мне - все равно: будет война или нет. Мне лично. Вот если бы у меня дети были бы, тогда - другое дело, тогда бы я боялся, а так - за свою шкуру - я не боюсь... Помру, так помру... Вот если бы дети были бы...

КОЛЯ.(сердито.) Ну-у, еще один начал плакаться! Ты еще скажи, что за воротник заливаешь только потому, что Фаина тебе детей не нарожала!

ВОВКА.А ты что думал? Только из-за этого! Еще из-за чего?

КОЛЯ.Знаешь, Владимир, не обижайся, но я тебе так скажу: в книжках и в газетах пишут, что каждый алкаш свое пьянство объясняет каким-нибудь несчастием в личной жизни, ясно?

ВОВКА.Да неспособная она, не-спо-соб-на-я! Понял?

КОЛЯ.Васька, а ну пошел отсюда!

ВАСЬКА.У!

КОЛЯ.Кому сказал? (Васька ушел, но вскоре потихоньку вернулся назад, слушает, незамеченный.)

КОЛЯ.Не пил бы, тогда она, конечно, согласилась бы, а так -зачем? Зачем нужны дебилы? Ты знаешь, сколько у нас в стране школ для полунормальных?

ВОВКА.Нет, не потому! Я пью, выпиваю, то есть, только из-за этого, понял?

КОЛЯ.У Анвара детей нет - он пьет? Слышишь, Анвар?

ВОВКА.Анвар - другое дело! Он армянин - раз! Таксист - два!

КОЛЯ.Ну и что, что таксист?

ВОВКА.Не перебивай! Таксист - два! И он -примак, это три!

АНВАР.Слушай, что такое «примак», да? Примак, примак?

ВОВКА.Примак? Ну, как бы тебе объяснить, чтобы ты не обиделся? Примак это... Это вот когда баба мужика принимает! Ну, к себе, на довольствие, что ли, ставит. Понимаешь?

АНВАР.Слушай, я деньги ей все передаю, да? Какое тут удовольствие?

ВОВКА.Да нет, не понял ты! Ну, проще так: у мужика ничего нету, а у бабы квартира там... ну и все такое прочее. Вот он и идет к ней в примаки. Понимаешь?

АНВАР.Это - квартира, да?

ВОВКА.(помолчал, подумал.) Ну, не я это придумал, так в народе говорят. Ясно? Про что это мы говорили? А-а! Про детей! Это тебе, Коля, надо знать: поскольку он примак, то ему детей иметь нельзя, понял?

АНВАР.Слушай, что ты говоришь? Она не хочет. Дина не хочет! Говорит, квартиру надо, говорит, удобства надо. Говорит, пока молодая - не хочу пеленок, колясок... Говорит: пожить хочу! Я что ей скажу? Я ее люблю, да! Люблю!

ВОВКА.А ты-то хочешь?

АНВАР.(помолчал.) Пеленок не хочу, да. Маленького мальчика хочу, да. Или девочку...

ВОВКА.(услышал то, что хотел.) Во-от! А?! Как зажала мужика! А?! Где видано, чтобы баба мужиком командовала?! Ты вот, Анвар, возьми и поставь ей заказ, понял?!

АНВАР.Какой заказ?

Вовка шепчет что-то на ухо Анвару. Коля хохочет. Анвар хмурится.

ВОВКА. Понял?

АНВАР.Ты думаешь?

ВОВКА.Действуй! И все дела! (Мечтательно.) Эх, знал бы ты, какое это счастье - иметь детей!

КОЛЯ.Ага. Счастье.

АНВАР.(грустно.) Я знаю. У меня двое. Мальчики.

ВОВКА.Ка-ак?! Где ты успел?! Там, что ли? В этой... в Армянии, что ли? В горах, да?

АНВАР.Слушай, почему в горах, да? На равнине, в городе! Если Армения - вся в горах, да? Если Армения - сразу чебуреки?

Пауза.

ВОВКА.Дак чего ты сидишь тут? Почему туда не едешь? Почему живешь с этой... с Динкой?

АНВАР.(совсем грустно.) Я ее люблю. А ту, жену - не люблю. Слушай, у нас свободная страна: хочу - люблю, хочу - не люблю... Я весь свет объехал, везде был, все видел - лучше Дины никого нету, да!

Пауза.

КОЛЯ.Да, любовь зла...

ВОВКА.Не мыркай! Не мыркай, Николай! Только бы вот подзуживать, только бы вот под кожу лезть! Пусть скажет! Может, никто никогда его не послушает, а мы - послушаем! Пусть выговорится! Пусть скажет! Давай, Анвар, говори, говори!..

АНВАР.... Мне было семнадцать лет, когда я увидел ее. В городском парке шли танцы, было много девушек в белых платьях, был выпускной вечер в школе... Но она была самая красивая, самая белая, самая лучшая... Я проводил ее до дому, она смеялась всю дорогу... В темноте я видел ее белое платье, белое-белое, как будто платье летело над землей... Я стал ходить к ней каждый вечер, к ее дому, чтобы увидеть ее хотя бы издалека. Она смеялась надо мной, она не замечала меня, вокруг нее всегда было много молодых ребят... Так прошло все лето, а я не сказал ей и одного слова, самого главного... Осенью я уходил в армию, меня побрили наголо, и я пришел к ее дому и сказал ей: «Милая моя, родная моя девочка! Я ухожу, но если ты будешь ждать меня два года честно, я вернусь и ты станешь моей женой! «.. Я ушел, а она плакала горько-горько и кричала мне вслед: «Анварчик-джан, я давно-давно люблю тебя, но не смогла тебе сказать этого! Милый Анварчик, возвращайся быстрее назад домой, целый и невредимый, я буду честно ждать тебя! «.. И я ушел в армию. Я был шофер, возил полковника на черной-черной «Волге»... Ездил по городу, видел много-много красивых девушек в белых платьях...

Вовка заплакал навзрыд.

Они были так красивы, что к вечеру я уже не различал сигнал светофора - где красный, где зеленый, и в казарму приходил совсем-совсем разбитый... Пролетели два года и я вернулся к своей любимой. Она ждала меня и встретила со слезами: «Анварчик, милый и дорогой! Я хочу иметь от тебя ребенка!.. «И тогда мы с ней поженились и у нас родились два мальчика...

Анвар вдруг запел какую-то длинную и протяжную мелодию, очень-очень грустную. Вовка, размазывая слезы, тоже подвывает, но только: «Нелюдимо наше море... «Анвар вывел последнюю ноту. Сидит, закрыв глаза.

ВОВКА.(вытер слезы.) Вот это - любовь! Вот это я понимаю, да! Вот так вот живут люди, да! И что же ты... ушел от нее? Изменила?!

АНВАР.(вздохнул.) Красиво, да? Нет, Вова, так не было. Это я все придумал. Вот.

ВОВКА.(ошарашен.) Навра-а-ал?!

АНВАР.Слушай, почему наврал, да? Одно дело - наврал, другое дело -придумал... Так - красиво. Жизнь - грязная, а хочешь, чтобы было все вот так, красиво чтобы было все...

ВОВКА.Дак ребенки-то у тебя есть или это тоже... красиво?

АНВАР.Есть, слушай! Мой отец сказал: «Я хочу, чтобы моя невестка играла на пианине! «Я послушался отца! Такой закон, слушай, да! Моя жена играла на пианине в консерватории, а потом на нашей свадьбе! Через год отец умер, и я разошелся с женой. Я ушел от нее! Я поехал по белому свету, да! Ей важнее играть на пианине, чем жить со мной! А я хочу красивой совместной жизни... Дина - такой человек...

КОЛЯ.(пораженно.) Динка?!

АНВАР.(грустно.) Вы ее совсем не знаете. Она совсем-совсем хорошая. Она - не такая. Она - другая. Она - хорошая. Я ее сильно люблю... Только не хочет иметь детей! (Зло.) От примака, да? От примака? Поэтому? Да?

Все молчат, вздыхают. Анвар поет песню. Коля подошел к двери Манефы, послушал, заглянул в комнату.

КОЛЯ.Вроде, успокоили...

Вышли Динка, Фаина, Ольга.

ДИНКА.Ну, чего вы тут сидите? Анварчик, хватит сидеть тут! А ну, быстренько в комнату, быстренько!

Анвар вскочил.

АНВАР.(кричит.) Слушай, Дина Васильевна, я больше не могу молчать! Я тебе сейчас все скажу! При всех, не стесняясь никого! Хватит! Слышишь ты меня?

ДИНКА.Да ты чего это, Анварчик? Чего это с тобой? Ты че это разошелся, че разговорился?

АНВАР.Если у нас не будет детей, я уеду! Пусть мне будет плохо без тебя, пусть я буду умирать без тебя, да! Но я больше не могу так! У всех дети, дети, а мы - как эти!

ВОВКА.Правильно он тебе говорит! Правильно!

ФАИНА.Вы чего это тут разорались? Вы чего, белены объелись? Ты чего орешь? С печки упал? Я тебя щас быстро приведу в порядок, ну?

ВОВКА.Помалкивай, давай, мне тут!

АНВАР.Правильно он говорит! Помалкивай... те!

ВОВКА.Ты почему мне не рожаешь? Тоже? Почему? Почему, ну?

АНВАР.(Динке.) Я тебя очень люблю, но я так больше не могу жить! (Плачет.)

ВОВКА.(Фаине.) Сколько я тебя буду терпеть, до каких пор все это будет продолжаться?

АНВАР.Я без тебя жить не могу, но - хватит! Деньги, деньги, деньги! (передразнивает.) «Давай машину купим, давай квартиру купим, давай, давай! Потом, потом!» Надоело!

ВОВКА.Я тоже устаю на работе! По двадцать унитазов в день чищу! Я хочу придти домой и чтобы у меня дом был, а не халабуда какая!

АНВАР.Зачем нам все это надо? Кому вся это нужно? Эти деньги, эти одежды, это тряпки! Кому?!

ВОВКА.А то придешь домой - как в цыганскую хату заходишь!

АНВАР.У меня кончились силы, я хочу, чтобы у нас с тобой были дети!

ВОВКА.Почему ты не рожаешь мне? Так и проживем с тобой пустоцветами на свете!

Накричались, наорались. Замолкли. Плачут. Не знают, что делать: ни мужики, ни бабы.

ДИНКА. (вдруг.) Ага? Ага?! Ага?! Ах ты так, да?! Так ты, да?!

Схватила ведро, зачерпнула в луже воды, начала мыть пол в коридоре.

ОЛЬГА.Дина, Дина, успокойся...

ДИНКА.Не трогайте меня! Никто пусть меня не трогает! Уйдите все отсюда! Я во всем виновата, да? Я сама вымою! Уйдите все! Я сама!

Ревет, слезы катятся градом. Что-то кричит. Фаина вдруг тоже заревела белугой, схватила веник, принялась подметать крыльцо - пыль стоит столбом.

ФАИНА.(кричит.) Уходите отседова! Все уходите отседова! Моя очередь мыть пол в коридоре! Все уходите отседова! Все! Все!...

ВОВКА.Фая... Фаечка... Фаюшенька...

ФАИНА.(кричит.) Уйди отседова! Все уходите отседова! Гад проклятый! Это ты, ты, ты мне всю жизнь поломал, искалечил! Ты! Всю жизнь!

Обе что-то кричат, ревут, моют и метут. Обессилели, улились слезами. Вовка и Анвар бросились успокаивать своих баб.

ВОВКА.Ну че ты, моя хорошая... Ну, не плачь, моя красивая...

ФАИНА.Отойди от меня!

АНВАР.Дина, милая. я люблю тебя... Не плачь, я больше не буду так говорить...

ДИНКА.Не трогай, не прикасайся ко мне! Не трогай!

Ломались, ломались, но, наконец, целуя и обнимая, Анвар уводит Динку к себе, и Вовка Фаину - к себе.

ГРОМАДНАЯ ПАУЗА.

На крыльце стоят Ольга и Николай. Васька тоже где-то в сторонке, молчит. Коля вздохнул несколько раз, приобнял Ольгу, но та вдруг ка-а-а-ак бацнет его по щеке. Завопила:

ОЛЬГА.Не трогай меня!!!! Не прикасайся ко мне!!!!

Страшно заревела и пошла к себе в комнату. Николай, ошарашенно потирая щеку, - тоже следом, успокаивать.

Во всех комнатах - то стихая, то повышаясь, - стоит жуткий рев. Но вот рев как-то прекратился. Теперь уже слышится шепоток, хихиканье. Заскрипели кровати, задрожала мебель в комнатах... Нда-а.

Васька сидит на крылечке, вертит головой то на одну дверь, то на другую. Посидел, посидел, встал, взял веник, начал подметать крыльцо.

Вышла Манефа, Ваську не замечает. Встала, смотрит вдаль.

МАНЕФА.(вздыхает.) Господи... Царица Небесная... Прибери уж ты меня скорее, Христа ради прошу тебя...

ВАСЬКА.(подошел сзади, громко:) Тетя Нина!

МАНЕФА.Фу, Господи, испужал!

ВАСЬКА.А папка с мамкой - подрались! Мамка ка-ак даст папке по личности!

МАНЕФА.(села на крылечко.) Как тебе не стыдно такие слова-то говорить? Где вот ты научился таким похабным, бессовестный...

Васька подошел сзади, обнял Манефу за шею ручонками, прижался.

ВАСЬКА.(тихо.) Тетя Нина, а че вы плакали?

МАНЕФА.Да так, Васенька... Да так... Так...

Явственно слышится гул трактора.

ВАСЬКА.Гляньте, гляньте, тетя Нина! Бульдозер едет! Красненький! Видите? Во-он там!

Манефа всматривается в даль.

МАНЕФА.Правда, бульдозер... Сюда едет... К нам едет...

ВАСЬКА.(прыгает.) Буль-до-зер! Буль-до-зер! Буль-до-зер! Буль-буль!!!

МАНЕФА.Так это же... Так это же... (Побежала в коридор, стучится во все комнаты.) Люди-и-и-и! Люди-и-и! Гляньте-кось! Люди-и-и! Смотрите-е-е! Это Борис Анатолич едет! Спасать нас едет! Нас спасать! Люди-и-и! Суседушки дорогие! Борис Анатолич едет на бульдозере! Сюда! Сюда!!!...

Все выскочили на крыльцо, встали, смотрят в даль.

ДИНКА.Дак правда, едет... Успею еще на работу-то, а?

Потарахтело, потарахтело, Васька порадовался, попрыгал.

Все скоро поняли, что спасения - нет...

ВОВКА.(после паузы.) Бульдозер, бульдозер... Ну что, как запалошные? Нету Бориса Анатольевича, уехал он в другой город... Да даже если бы и приехал, ну как он нас отсюда выковырит? Даже если бы и захотел... Тоже мне... Черте че...

ТИШИНА

Чирикают воробьи. Все вздыхают. Смотрят перед собой.

Все словно всматриваются в то, что целыми днями перед их глазами.

Было, есть и будет...

ОЛЬГА.(грустно.) А смотрите, какая береза интересная... Листья облетели, я и увидела... У нее верхушка сломалась, а она все равно - растет... И росточков - штук семьдесят... (Вытерла слезы.)

ФАИНА.Больше..

ОЛЬГА.Будто стало у березы не одна вершинка, а несколько...

МАНЕФА.Это олонись снег сломал березу... Олонись снегу было - страсть...

КОЛЯ.Да не в прошлом году, а в позапрошлом. Я помню...

МАНЕФА.Может быть, и так... Я уж не помню ничего.. Все стала забывать, все... (Пауза.) А березу эту кто сажал? Забыла вот тоже...

ФАИНА.Сама выросла... Семечко залетело...

ВОВКА.Туалеты надо побелить...

ФАИНА.Побелим... Вода спадет и - побелим..

ДИНКА.А вот клен этот мама сажала. Я даже помню еще... Ну, какая же я, а? У мамы на могилке с родительского дня не была... Надо будет, как вода спадет - сходить... Что же я такая, бессовестная...

МАНЕФА.И меня с собой возьми, Дина.. Я тоже схожу. Я Варвару Константиновну очень уважала... Хорошая была женщина, работящая...

ДИНКА.Там, наверное, на могилке - листьев...

Васька встал в центр, принялся читать считалку. Все почему-то вперились в него глазами и внимательно слушают то, что он говорит.

ВАСЬКА.На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!

МАНЕФА.Дитя-то пуще нас мается.

ВАСЬКА.Ну, кто, тетя Дина? Кто ты будешь? Ну?

ДИНКА.Царь.

ВАСЬКА.А дядя Анвар? Ну кто, а? Ну, скажи?

ДИНКА.Царевич.

АНВАР.Ага. Царевич.

ВАСЬКА.Папка, а ты кто? Ну, папа?

КОЛЯ.Король.

ВАСЬКА.А мама?

КОЛЯ.Она будет королевич.

ВАСЬКА.Значит, дядя Вова будет портной, а тетя Фая - сапожник?

Все смеются.

ВОВКА.Не, наоборот. Я - сапожник, а тетя Фая - портной. Потому что я выпиваю, как сапожник, а тетя Фая - шьет. Вот она и портной.

ВАСЬКА.А тете Нине не дасталось...

КОЛЯ.Тете Нине не досталось и тебе...

МАНЕФА.(поджала губы.) Ну уж, кто я - ясно.

ФАИНА.Да ладно тебе, Нина Николаевна, прибедняться! (Громко.) И чтоб никто - слышите? никто! - не смел ее больше называть Манефой! Или тогда я сама буду с ним разговаривать!

ВОВКА. (Ваське.) А ты кем будешь?

ВАСЬКА.Я? Летчиком!

ВОВКА.Лед с озера возить будешь, что ли?

ВАСЬКА.(весело.) Не-е-е! На небе! Выше крыши!

КОЛЯ.(проверил палкой дно.) Нет, не уходит вода... Еще с неделю нам тут сидеть... Ну да, завтра что-нибудь сообща придумаем...

ОЛЬГА.Ага. Завтра. Сегодня уже устали...

ФАИНА.И не говори, Оля. Вроде, не делали ничего. а устали... (Пауза.) А если бы он и правда приехал-то, Борис-то Анатольевич, а? Вот здорово было бы, а?

КОЛЯ.Не смеши меня, Фая. Ну, ладно, ну, приехал бы он, сумел бы нас как-то освободить. Ну, куда мы сейчас все? Уж ночь скоро, на небе цыганское солнце вот-вот появится, куда мы?

ДИНКА.Ой, я бы в магазин! Успею еще, может быть? У нас Идея Никандровна такая строгая - ужас!

ВОВКА.Как?

ДИНКА.Заведующая наша, Идея Никандровна...

ВОВКА.А почему не Земфира Трофимовна? И чтоб фамилия была подходящая. Вроде - «Табуреткиной»...

АНВАР.Я бы - в парк. Вторую смену работать некому...

ОЛЬГА.Мы бы в школу с Колей сбегали... Как там они без нас? Ужасно, ужасно! Дети дурачатся, радуются, наверное, что учителей нет... Кошмар, ужас какой-то...

НИНА НИКОЛАЕВНА.(обратите внимание, что она уже не «Манефа.») Я бы за грибочками сбегала... Еще рано, еще поспела бы к вечеру...

ФАИНА.И я с тобой, Нина Николаевна... В лесу-то сейчас как здорово, а?

ВОВКА.Стойте, стойте, побежали они! Так в горисполком еще успеем, а, дорогие соседи? Кто кричал, что в гори-сполком, в гори-сполком надо, чтоб аж хвост трубой, а? Что же вы?

Пауза.

БОЛЬШАЯ-БОЛЬШАЯ ПАУЗА.

Все долго, долго смеются друг над другом.

НИНА НИКОЛАЕВНА.Сходим... Опосля...

ДИНКА.После...

АНВАР.Ну...

КОЛЯ.Потом...

ОЛЬГА.Как-нибудь уж...

ФАИНА.Чего там...

Пауза.

И тут, по замыслу Автора должно вдруг произойти нечто невероятное.

Что именно?

А вот что:

Вовка спустился с крыльца, прошел через лужу «аки по суху», подошел к краю сцены, к рампе, и сказал зрителям:

ВОВКА.Эх, люди вы мои, люди... До чего же я вас всех люблю, чертей полосатых... Любимые вы мои, дорогие и милые мои - Человеки...

И запел, смахнув слезу:

«... Нелюдимо наше море...

День и ночь шумит оно...

В роковом его просторе...

Много бед погребено...»

 

Темнота

Занавес

 

Конец

 

сентябрь 1986 года

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.