Каждая часть – отдельный абзац!
Речевые клише для сочинения по русскому языку в 11 классе
Каждая часть – отдельный абзац!
1.Формулировка проблемы
Проблема –
это вопрос, требующий решения,
исследования
| Способы формулировки проблемы:
1. Сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже: проблема (чего?)
2. В виде вопроса (проблема и есть вопрос)
Речевые клише:
В своём тексте писатель Ф. И. О.рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
Что такое …? Как найти…?... Этой сложной проблеме посящён текст писателя Ф. И. О. Автор также рассуждает о том, что…
| 2.Комментарий проблемы – рассуждение пишущего по поводу выделеннойпроблемы. Это не пересказ, не цитирование, а анализ постиженияавторской логики в раскрытии проблемы.
| Текстуальный комментарий
| Концепционный комментарий
| Как удаётся автору привлечь внимание к данной проблеме?
Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
Какие поступки совершает герой и как его это характеризует?
Речевые клише:
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф. И. О. рассказувает историю о…
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф. И. О. повествует о…
| Насколько актуальна проблема в наши дни?
Традиционна она или нова?
Если нова, что стало причиной её появления?
Если традиционна, то какие точки зрения существуют по её поводу?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с данной проблемой?
Речевые клише:
Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда.
Действительно, проблема… очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
Затронутая автором прблема имеет многовековую историю.
| 3.Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателяям автор, создавая текст? Как автор описывает конкретную ситуацию, поступки героев?
| Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише:
Автор считает ( убеждает, призывает…)
Автор открыто заяявляет о своей позиции по отношению к…
Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к …
Автор пытается понять, почему…
Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
| Моё мнение + 2 аргумента
| Речевые клише: |
|