|
|||
История психологии. Лекция 4История психологии Лекция 4
Период высокой классики (V-IV вв. до н.э.) Платон и Аристотель
В социально-экономическом отношении это период крушения античной рабовладельческой цивилизации.
Платон (427-347 гг. до н.э.) Был из богатой аристократической семьи. Его мать была родственницей Солона. Отец царского происхождения. Платон получил блестящее воспитание и образование. Он писал стихи, играл на музыкальных инструментах, был прекрасно телесно развит. Для Платона всё шло хорошо, пока он не примкнул к ученикам Сократа. Знакомство с Сократом изменило его представление о том, чем он хочет заниматься. Во всех своих диалогах он оставил восторженное отношение к своему учителю. Учеником Сократа он был с 407 по 399 гг. до н.э. (последние 8 лет жизни Сократа). Тот факт, что афиняне не поняли Сократа и осудили его на казнь, буквально ошеломил Платона. Он сделал вывод, что не может быть хорошим и справедливым общество, казнившее Сократа, не увидев его мудрости и доброты. Раз этот мир несправедлив, должен существовать иной, справедливый мир. Именно поэтому он сделал предположение о существовании идеального мира. В своих исканиях он прокладывал мост между этими двумя мирами. Этот мост он видел в учении об идеях, учении об Эросе как стремлении познать эти идеи во всей их полноте и красоте. Другим таким мостом между реальным и идеальным миром он видел идеальное государство. Платон предпринял три попытки реализации своих идей об идеальном государстве, но они не увенчались успехом. В конце жизни он пришёл к пессимистическим мыслям. По Соловьёву, трагедия Платона – трагедия всего человечества. Платон создал новое учение объективного идеализма. Существование особого мира – мира идей. К тому времени уже сложились предпосылки для создания объективного идеализма. Платон утверждал особе существование идеальных объектов. Платон мистифицирует мир идей, выделяя их в самостоятельную, божественную по своему происхождению реальность. Понять Платона можно только через понимание сущности идеального. По мнению историков, ключ к пониманию идей в том, что человеческая коллективная деятельность на определённом этапе привела к особой теоретической деятельности, продуктом которой стали идеи как особые образования.
В объективном идеализме Платона выделяется три вида бытия: · Мир идей (подлинное бытие) Идеи – это нечто постоянное, неизменное, бессмертное. · материя (то, что может стать всем, и не является чем-то определённым) В материи ничего нет, но из неё можно сделать что угодно, соединив с соответствующей идеей. · мир конкретных вещей, представляющих собой соединение идей с материей Мир идей первичен. Соотношение идей и вещей таково, что вещи – это отражения идей. Идеи умопостигаемые сущности, т.е. открываются только уму. А вещи познаются с помощью органов чувств. Идеи образуют целостную систему, имеют иерархию. На вершине находится идея блага, состоящая из идей истины, красоты и добра (справедливости) (см. диалог Филеб).
После смерти Сократа, при которой он не присутствовал, Платон отправляется в путешествие. Он отправляется в северную Африку (Кирена), где учится у математика Филона. Посетил Сицилию, где пытался реализовать проект идеального государства. С 387 году до н.э. Платон возвращается в Грецию, где создаёт свою Академию.
Как такового определения души у Платона нет, но есть образные уподобления. Но у него есть учение о душе. Оно двоякое – учение о мировой душе и об индивидуальной душе. Мировая душа создана Демиургом, она является душой Космоса. Источником движения и всего порядка в Космосе является мировая душа, она бессмертна. Индивидуальная душа – это душа каждого конкретного человека. Она вселяется в человека при рождении, она есть некоторая частица мировой души. Поэтому каждый человек причастен к мировой душе. Душа является источником жизненных движений. Всё одушевлённое имеет душу. В остальной природе источник движения лежит вне сущностей. Платон в диалоге «Федр» уподобляет душу упряжке с конями, управляемой возничим. В «Государстве» Платон уподобляет душу пастуху с собакой. Также там Платон сравнивает душу с сословиями в государстве (правители, стражи, ремесленники), душа состоит из трёх начал (единая душа в трёх своих проявлениях). Также существует уподобление открытой книге с письменами. Три начала души («Государство»): · разумное (высшее, но наименьшее) · аффективно-волевое (среднее) · вожделеющее (низшее, но наибольшее) В идеале всё должно подчиняться разумному началу.
Соотношение души и тела Их природа противоположна. Душа высшее начало, тело подчинено. Но Платон постоянно подчёркивает, что живое существо – это сопряжение души и тела. Должна быть гармония между ними, они должны соответствовать друг другу.
Судьба души после смерти В диалогах «Федр» и «Федон» высказываются идеи о бессмертии души. В «Тимейе» сказано, что низшая часть души обслуживает тело. Поэтому бессмертной является только разумная часть души, а низшая и средняя части смертны.
Проблемы познания Познание разнообразно. Идеи понимаются с помощью разума. Математические объекты схватываются с помощью рассудка. Отдельные чувственные вещи познаются с помощью мнения в таких процессах как ощущение, воображение. У Платона мы встречаем намёки на ассоциации идей (по смежности, по сходству). Постижению идей мешает чувственность в форме образов. А вот при работе с математическими объектами необходима опора на чувственность. Рассудок ниже разума, т.к. он не может обойтись без чувственности. Платон говорит о познании как о процессе припоминания. Согласно Платону, человеческая душа часть мировой души, пребывающей в мире идей. Мировая душа познала все идеи. Вселившись в человека, душа забывает всё, что она знала. Ощущения и образы – не источник знания, а повод для оживления идеального знания, которое уже содержится в душе.
Проблемы творчества и искусства Есть искусство как профессиональное исполнение (исполнение стихов Гомера, игра на музыкальном инструменте). Это ремесло, требующее выучки. Платон невысоко оценивает такое искусство. Творческий акт – создание какого-то произведения. Платон считает, что настоящее искусство невозможно объяснить, обращаясь к описанным им процессам познания. Творчество – продукт особого вдохновения, неистовство, безумие («Федр»). Такое неистовство свойственно прорицательницам. Платон сравнивает неистовство художника с состоянием безумного.
Эрос – страсть, любовь. Это особое влечение к прекрасному. Душа, спустившаяся в человеческое тело, томится по миру идей. Это влечение и есть Эрос. Четыре степени Эроса («Федр», «Пир», «Ион»): 1. Любовь к телу, желание бессмертия 2. Любовь к душе, страсть распространяется на творчество, воплощается в художественных творениях человека 3. Любовь к знаниям, воплощается в продуктах научного творчества 4. Любовь к прекрасному (к идее прекрасного)
А.Ф. Лосев «Эрос у Платона» (1916)
Соотношение чувств и разума («Филеб»). Юноша Филеб выбирает жизнь в соответствии с удовольствием. Сократ предлагает выяснить, что такое удовольствие. Чувство – это показатель гармонии (или её нарушения) в организме. Гармония – это цель жизни. Но не бывает страдания без удовольствия и удовольствия без страдания. Существуют различные виды удовольствий: удовольствия тела и души; удовольствия разных начал души. Удовольствия различаются на высшие и низшие. По отношению к низшим удовольствиям нужна мера. Нельзя позволять им порабощать человека. Нельзя считать предпочтительной ни жизнь в соответствии с разумом, ни жизнь в соответствии с удовольствием. Нужно стремиться к смешанной жизни, содержащей как то, так и другое.
Вопрос воспитания Можно ли научиться добродетели? Является ли добродетель врождённым даром? У хороших родителей могут вырасти плохие дети. И у плохих родителей могут вырасти хорошие дети. Воспитание – самое необходимое для работы с человеком. В «Государстве» (преимущественно во II главе) Платон говорит о формировании души ребёнка. Воспитание по Платону – это то, что ведёт человека к добродетельному поведению, к тому, чтобы он стал совершенным гражданином. Помимо воспитания есть вскармливание, которое не ведёт к добродетели. Платон впервые даёт возрастную периодизацию воспитания. Оно начинается с рождения. Воспитание должно пройти через ряд возрастных периодов. Оно длится до 50 лет. Важнейшие силы воспитания – подражание, искусство.
|
|||
|