|
|||
v Гипотезы в исследовательском проекте возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке;
Современные классификации учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся выглядят таким образом: ▪ практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций); ▪ исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; приоритетной в проекте является деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование/доказательство каких-то параметров, закономерностей. ▪ информационный проект – сбор и обработка, информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); ▪ творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видео-фильмы, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.; Тип проектов: – исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко обозначенных целей, явной актуальности предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе, экспериментальных, опытных работ, различных методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности взятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе, экспериментальных, эмпирических, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования; Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. v Гипотезы в исследовательском проекте возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке; Исследовательские проекты предполагают проведение психолого-педагогического (или иного) исследования и по форме (но не по содержанию и не по объему!) напоминают диссертационное исследование. Особенностью такиx работ является новизна результата, который могут дать исследования. Исследовательский проект приносит новые знания, которые можно использовать для определения наличия тенденции или пользы какого-либо нового процесса для общества На стадии реализации исследовательского проекта происходит определение методов исследования, источников информации, определение путей решения задач проекта. Выполняется анализ источников по проблеме, сбор информации для проведения исследований. Далее проводятся экспериментальные исследования, обработка полученных результатов.
Еще один из перечня продуктов проектной деятельности учащихся – это проект социологического исследования с анализом его данных. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации. Социологический исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных. Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы. Существующие в практике разного рода опросы, проводящиеся без тщательно подготовленной исследовательской программы, по сути, и не являются социологическими исследованиями. Такие факты профанируют социологию как науку, свидетельствуют о социологическом непрофессионализме, позволяют спекулировать на авторитете науки, тем самым, подрывая ее. Поэтому, конечно, приступая к работе над таким проектом, неплохо провести с учащимися, участниками проекта небольшой курс ознакомления с социологией. Кстати, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограммного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем, ошибочностью принятых управленческих решений. Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа исследования выступает основой социологического исследования, его квинтэссенцией. В ней заключены все знания исследователя, его квалификация в выборе проблемы, объекта и предмета исследования, построение выборки и инструментария, организация полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных, поэтому все стадии работы должны быть отражены в этом главном документе – программе социологического исследования. Итак, программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции: – теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить проблему и подготовить основы для ее решения; – методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям; – организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования. Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы: § что надо делать? § при помощи чего выполнить задуманное? § как выполнить задуманное? Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, то есть от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения выделим наиболее часто используемых два типа исследований, доступных учащимся: Ø теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее; Ø прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования иногда еще называют социально-инженерными. Программа исследования строится в зависимости от целей, но, какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает, в конечном счете, практическим интересам. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных исследователей и педагогов, элементы: § методологический раздел программы: – формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; – определение цели и постановка задач исследования; – уточнение и интерпретация основных понятий; – предварительный анализ объекта исследования; – постановка рабочих гипотез; § методический раздел программы: – принципиальный (стратегический) план исследования; – обоснование системы выборки единиц наблюдения; – набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д. Выделяются следующие основные этапы составления программы исследования: • формулировка проблемы; • определение цели, задач, объекта и предмета исследования; • логический анализ основных понятий; • выдвижение гипотез; • определение выборочной совокупности; • составление инструментария; • полевое обследование; • обработка и интерпретация полученных данных; • подготовка научного отчета. Несмотря на разнообразие исследуемых проблем, несмотря на различие решаемых задач и используемых методов, все исследования имеют нечто общее, что присутствует в них в разных сочетаниях и в разной последовательности. Полагаем, что различное распределение содержания программы по разделам идет именно от вида исследования, особенностей проблемы, целей и задач исследования, ожидаемых конечных результатов, традиций, опыта разработчиков программы, возможностей и пр. Объем программы бывает различным. Основные требования к программе: – необходимость; – эксплицитность (здесь – ясность, четкость); – гибкость; – логическая последовательность структуры. Поясним. Первое требование – необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не покрываются эмпирическими данными, а при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованию: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. Второе требование – эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясно выраженной программы участники проекта теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа. Третье требование – логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Четвертое требование – гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но, в действительности, гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса работы над проектом, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене. Например, в ходе пилотажа (пробы методик) обнаруживается, что эмпирическая интерпретация некоторого важного понятия неудовлетворительна. Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением понятия). Обычно на стадии предварительного анализа продолжается работа над уточнением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета. Нередко разработка программы проходит три этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану, и, наконец, составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений. Особенности типа исследования – теоретико-прикладного или практически-прикладного – накладывают отпечаток на детали компоновки и построения. Как правило, прикладное исследование проводится посредством разработки и внедрения социологических исследовательских проектов. Социологический исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных. Оформляются такие проекты на листах формата А-4 в виде отчетного документа (форма отчетности определяется на предварительном этапе работы с заказчиком). Структура может быть оформлена в сокращенной форме в зависимости от требований, наличия времени, вида и цели исследования и ряда других факторов. Приведем развернутую структуру проекта: ü титульный лист; ü методологическая часть СИП: – формулировка и обоснование проблемы социологического исследования; – цель исследования; – задачи исследования; – объект и предмет исследования; – основные понятия, используемые в исследовании; – гипотезы исследования; ü методический раздел: – определение обследуемой совокупности (выборка); – характеристика методов сбора социологической информации; – логическая структура инструментария; – обработка социологической информации; ü результаты социологического исследования: – размещение обработанной информации, приведенной в состояние, удобное для сравнений, обобщений, интерпретаций (таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.); – анализ полученной социологической информации; – выводы и рекомендации по реализации проекта; ü список источников; ü приложения: – инструментарий (образцы анкет, карточек наблюдения, бланки интервью и др., каждый под своим порядковым номером).
|
|||
|