Время
| Направление
| Персоналии
| Теоретические взгляды
| Практический вклад
| Терминологический словарь
|
В древней Спарте и Риме
| Аномальные люди уничтожались
| -
| -
| -
| -
|
Средние века Западная Европа
| Уничтожали или заключали в монастыри
| -
| -
| -
| -
|
В начале XIX в.
| Медицинское направление
| Французский врач - психиатры Филипп Пинель
| Опубликовал в 1800 г. работу «Описание психических болезней».
Эта работа является первым систематическим описанием психических заболеваний.
| Стали различать как два отдельных состояния сумасшествие и умственную неполноценность
| идиотия.
|
В начале XIX в.
| Медицинско-клиническое направление
| Французский врач Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840).
| Эскироль явился одним из основоположников симптоматической классификации слабоумия. Работа позволила сделать важный вывод: люди делятся не только на две большие группы - «нормальных» и с патологией, но и внутри второй группы наблюдается определенная неоднородность, прежде всего по глубине поражения.
| Положил начало клиническому и психологическому изучению слабоумия. Эти люди содержались в приютах и психиатрической больнице
| Он ввел понятия аменция и деменция. Разделил содержание термина «идиотия» на три отдельных понятия: «тронутые», «помешанные» и «идиоты»
|
В начале XIX в.
| Анатомо-морфологическое и этиологическое направление
| Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926).
| Он первый объединил (1915) все формы слабоумия в одну группу под общим названием задержка психического развития и ввел термин олигофрения (от греч. о1уgоs - немного и <…> - ум) для обозначения этой группы врожденных болезненных состояний»
|
| Ввел термин олигофрения (от греч. о1уgоs - немного и <…> - ум). Предложенная Э. Крепелином классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день 3группы:дебильность,имбецильность, идиотия.
В качестве самостоятельных форм олигофрений выделяет монголизм и инфантилизм..
|
XIX в.- начало XX в.
| Психолого-социологическое направление, психометрическое направление.
| Французский психолог Альфред Бине и врач Том Симон
| Основоположники психометрического направления в изучении интеллектуальной недостаточности Разработали метод тестов, получивший впоследствии название психометрического метода.
| Разработали метод тестов, получивший впоследствии название психометрического метода. А. Бине пришел к заключению, что умственно отсталые поддаются обучению, но оно должно осуществляться с учетом их ограниченных от природы возможностей. . Специальным образованием оказались охвачены те, кого принято называть «дебилы».
| Тест (от англ. Test - задача),
|
XIXв
| Медико-педагогическое направление
| Доктор Фридрих Пляц
|
| Открыл первое в России учреждение для умственно отсталых детей «Лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов» (1854г.) Занятия проводились по системе Э. Сегена
|
|
Конец XIXв - начало XX в.
| Медико-педагогическое направление
| Маляревский И.В.,
Грачева Е.К.,
Кащенко В.П.,Трошин Г.Я.
Постовская М.П.
|
| - Организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ (Е. К. Грачева);
- открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей (И. В. Маляревский);
- создание вспомогательных классов при обычных школах, а затем самостоятельных вспомогательных К учреждениям лечебно-педагогического типа, кроме школы-лечебницы И. В. Маляревского, относятся Врачебно-педагогический институт для педагогически запущенных и умственно отсталых детей в Киеве (организатор А. И. Сикорский), школа-интернат В. П. Кащенко, открытая в Москве в 1908 г., школа-интернат для умственно отсталых детей, организованная доктором Г. Я. Трошиным в 1911 г.
|
|
Первая половина XX в
| Медико-педагогическое направление
| Л.С.Выготский
| Учение Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о зонах актуального и ближайшего развития на много лет вперед определили пути развития отечественной психологии, легли в основу развития целых психологических школ как в нашей стране, так и за рубежом.
| Основной задачей воспитания Л. С. Выготский считает вправление в жизнь аномального ребенка, исправление его социального вывиха, т. е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека.
|
|
XX в
| Медицинское направление
| Г.Е. Сухарева
| Разработала (1965) такую систематику олигофрений, которая учитывает время и характер повреждения нервной системы. Она выделяет три типичные группы обусловленные:
- поражением генеративных клеток родителей;
- вредностями, внутриутробного развития;
- вредностями, действовавшими во время родов и в первые месяцы жизни ребенка.
К атипичной группе относятся олигофрении, обусловленные гидроцефалией, эндокринной патологией и другими дефектами.
|
|
|
XX в
| Медицинское направление
| М.С. Певзнер
| Создала классификацию олигофрений , в основу которой была положена степень подвижности и уравновешенности раздражительных и тормозных процессов6
Первая группа – характеризуется грубыми нарушениями поведения, работоспособности вследствие нарушения баланса между нервными процессами и преобладания возбуждения.
Вторая группа – преобладание торможения над возбуждением.
Третья группа – характеризуется общей слабостью, инертностью основных нервных процессов.
| Классификации олигофреий Г.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер оказывают большую помощь при решении проблем диагностики слабоумия, а также при исследовании психологических особенностей олигофренов.
|
|
XX в
| Психолого-педагогическое направление
| Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Ж.И.Шиф, Б.И.Пинский, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, В.И.Лубовский, С.Я.Рубинштейн
| Психолого- педагогические исследования советских дефектологов не только вскрывают те стороны личности умственно – отсталого или отдельных психических процессов, которые характеризуются недостаточностью, но и находят те сохранные, здоровые проявления, которые имеются у слабоумного.
| Выявление потенциальных возможностей слабоумных помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс специальных учреждений для слабоумных, повышает коррекционный эффект педагогической работы
|
|