Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выгорание в любовных отношениях



Выгорание в любовных отношениях

А. Н. Гришанов

Традиционно тема выгорания рассматривается в контексте профессиональной деятельности и, как правило, связана с людьми, которые занятых в профессиях типа «человек-человек». В настоящее время существует несколько мультифакторных подходов к рассмотрению выгорания. Например, в трехфакторной модели выгорания рассматривают психоэмоциональное истощение, деперсонализацию-дегуманизацию, редукцию профессиональных достижений [1]. В рамках психоаналитических концепций эмоциональное выгорание рассматривается как общепсихологический феномен, связанный, прежде всего, с профессиональной идентичностью и трудностями во взаимоотношениях, Его присутствие отмечают не только в профессиональной деятельности, но и в межличностном общении. Учитывая это обобщение, применим психоаналитическую модель процесса выгорания S. Vanheule и P. Verhaeghe [2, 3], к динамике любовных отношений.

Поскольку не секрет, что среди «традиционно стабильных и долгих отношений», ещё иногда встречаются чуждые нам «невечные» любовные отношения, в которых есть разочарования, ссоры и разводы, то для практикующего психотерапевта важно понимать динамику отношений, когда они «истощаются» и партнёры эмоционально выгорают в любовной и семейной близости. Конечно, такой процесс возникает не всегда и многие отношения можно рассматривать как долгие и стабильные. Мы не будем рассматривать этот случай, а остановимся только на «иногда» возникающих ситуациях выгорания партнёров в любовных отношениях.

Следуя психоаналитическому подходу S. Vanheule и P. Verhaeghe [2, 3], в динамике любовных отношений, которые сопровождаются выгоранием, можно выделить три этапа. Первоначально, участники отношений в своих представлениях строят идеальный образ себя (идеальное Я, идеал Я). Например: «Хочу быть таким, чтобы добиться взаимности в любви... », а далее придумываются множество деталей этого воображаемого идеального образа. Или другой вариант: «Хочу быть таким, чтобы она или/он не могла / не мог без меня жить!» и снова строится воображаемый образ и даже планы, как его реализовать, например, стать отличником в учебе, купить авто или сделать новую прическу и т.д. Для того, чтобы обрести желаемую идентичность, а именно этот процесс при освоении идеального Я и происходит, важно присутствие Другого (мужчины/женщины). 

Для того, чтобы идеальное представление о себе было освоено, также необходимо, чтобы реализовался Я-идеал – который носит двойственный характер. С одной стороны, он отражает тот идеал, с которым идентифицируются все члены группы, к которой человек себя относит. С другой стороны, он является расширением первичного нарциссизма и стандарта совершенства. Например, есть некая групповая «норма» мужчины в любовных/семейных отношениях: каким он должен быть, что он должен уметь/знать/иметь и т.д. В процессе отношений общий Я-идеал или осуществляется или нет. Одновременно в отношениях с Другим происходит сравнение идеального Я с Я-идеалом, в результате чего Другой или принимает или отвергает идеальное Я своего партнёра.

На первом этапе у партнёров есть стремление к достижению своих «желанных» представлений о себе, поскольку сравнение своего Я с воображаемым идеальным Я приводит к внутреннему напряжению, мотивирующему к изменениям в лучшую сторону. Однако подобные нарциссические стремления к идеалу Я, получению признания от партнёра и ощущение собственной значимости выступают причинами постепенного выгорания. В этот период партнёр идеализируется, исполняются все его желания, а все мысли и фантазии связаны с ним. Возникает критика представлений о себе и о своих поступках, что отражает различия между Я и идеальным Я. К этому добавляются упрёки со стороны Сверх-Я из-за чрезмерных усилий, которые не приводят к сближению реального и желаемого [2]. Возникает общее недовольство собой, своей жизнью, бессонница  и навязчивые мысли о Другом. Появляются сомнения в возможности создания желанных отношений, мысли о разрыве, сожаления о том, что ради Другого были принесены в жертву другие дела (работа, учеба) или отношения с друзьями.

На втором этапе отношений происходит обесценивание Я-идеала партнёра: «Все твои друзья как дети – безответственны и ненадежны! Лучше бы деньги зарабатывали» или «У твоих подруг одно желание – лишь по клубам шататься!» и т.д., и при этом обесценивается идеальное Я, связанное с воображаемой идентификацией. В результате субъект не может соотнести себя с Другими и обедняет свою идентичность связанную, прежде всего, с отношением с другими людьми – ощущает внутреннюю пустоту, свою «недостаточность». Теперь партнёр, который был близким и желанным воспринимается враждебным и непонятным. (При выгорании в профессиональной деятельности «выгоревший» профессионал не может тепло относиться к другим людям, становится циничным и агрессивным). В результате партнёры теряют интерес друг к другу из-за взаимных претензий, оставляют планы и намерения, ощущают безнадежность и бессмысленность своих отношений, появляется ревность и фантазии о преследовании («Мало ли где я был, ты мне шагу не даешь ступить!» и т.д.) [2].

На третьем этапе происходит отказ от взаимодействия с Другими. Теперь партнёры стараются избегать конфликтов, но их функционирование становится ограниченным. Так как их идеальные Я не могут материализоваться без партнёра, то воображаемая идентификация с идеальным Я разрушается, и субъект может почувствовать полную опустошенность. Теперь отношения – это не то место, куда можно спроецировать идеалы, поэтому они продолжают ухудшаться или постепенно прекращаются.

Итак, построенные модели динамических процессов выгорания, основанные на психоаналитических концепциях, позволяют рассмотреть некоторые глубинные механизмы этих процессов, связанные с динамикой осознанных стремлений и бессознательных влечений, в ситуациях «близких» отношений.

Литература

1. Полянский А. И., Быковская Л. И. Синдром выгорания как феномен в современной науке [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 5. С. 85–92. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/874 (дата обращения: 19.11.2020).

2. Лайкова И. В. Психоаналитические концепции эмоционального выгорания // Российский психологический журнал. 2016. Т. 16. № 1. С. 40–50.

3. Vanheule S., Verhaeghe P. Professional Burnout in the Mirror // Journal of Psychoanalytic Psychology. – 2005. – V. 22. – no. 2. – pp. 285–305.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.