Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход событий



Ход событий

Началом войны считается 5 мая 1992 года, хотя на тот момент, в Душанбе уже больше месяца проходили протестные многотысячные митинги. В ноябре 1991 года в Таджикистане прошли выборы президента, где большинством голосов избрали старого партийного работника Рахмона Набиева. Его оппонента Давлатназара Худоназарова поддерживали Партия исламского возрождения и мусульманское духовенство, которые считали, что выборы прошли нечестно. Всю зиму шли протесты, но они не выходили за рамки обычных митингов. Однако, весной последовали аресты сторонников оппозиции, что и вызвало бурю недовольства. 21 апреля 1992 года оппозиционеры взяли в заложники двух замов премьер-министра, 16 депутатов Верховного Совета Таджикистана, и угрожали убить их, если председатель Верховного Совета Сафарали Кенджаев не покинет свой пост. Кенджаев вынужден был согласиться, но на площадь Озоди, перед президентским дворцом подтянулись сторонники Кенджаева.

5 мая на дороге у одного из кишлаков, местные жители перекрыли дорогу, чтобы помешать проезду к столице колонне сторонников правительства. Обеим сторонам прибыло вооруженное подкрепление в лице приехали национальная гвардия и сторонников оппозиции, что привело к первым жертвам. В тот день погибли двое военных и 15 местных жителей. В этот же день организация «Молодёжь Душанбе» захватила телецентр, и присоединилась к оппозиционерам. На сторону оппозиции перешли ОМОН, милиция и часть военных. Под контроль оппозиции перешли аэропорт, вокзалы, трассы, по сути, они контролировали всю страну.

7 мая президент Таджикистана пошёл на уступки. Он подписал документ о существенном ограничении своих полномочий, передал оппозиции контроль над 8 министерствам, и распустил гвардию. Тем не менее, конфликт не был исчерпан.

10 мая оппозиция пошаи на штурм здания Комитета Национальной Безопасности, где укрывался президент. В ходе штурма от пуль силовиков погибли 14 оппозиционеров. За этим последовал новый митинг и новая волна протеста, которая привела к необходимости создания нового Правительства примирения. Митингующие разъехались, но вооружённый конфликт в Таджикистане не затух.

Война переместилась в южные регионы страны. Сторонники президента и исламистской оппозиции пытались выдавить друг друга из насиженных мест, регулярно шли бои. Пленных не брала ни та, ни другая сторона. Правительство примирения не могло контролировать своих сторонников. Объявленные перемирия нарушались сразу же, после их подписания. Боевые действия в Таджикистане к сентябрю 1992 года дошли до такой степени, что президент Рахмон Набиев вынужден был бежать к себе на родину в Ходжент. По дороге он попал в руки исламистов, которые вынудили его подписать заявление о собственной отставке.

Страна все больше погружалась в хаос. Бывшие партийные работники сколачивали свои отряды боевиков, не брезгуя принимать в свои ряды бывших уголовников. В частности, Председатель Верховного Совета республики Сафарали Кенджаев бежал в Куляб и организовал собственные отряды боевиков. На основе кулябско-гиссарской коалиции был создан Народный фронт Таджикистана, провозгласивший своей целью восстановление «конституционного порядка». Его лидером стал уголовный авторитет Сангак Сафаров. В русскоязычной среде сторонников исламистов называли «вовчиками» (от слова ваххабизм), а сторонников Народного фронта – «юрчиками», от имени Юрия Андропова, из-за значительного количества в их рядах бывших сотрудников милиции и КГБ Таджикской ССР.

Ряд экспертов полагают, что Народный фронт возник на базе Национальной гвардии в июне 1992 года, другие считают, что он был создан при поддержке узбекского правительства. Об этом говорил в своём интервью журналу «Русский репортёр» один из бывших военнослужащих 15-й отдельной бригады специального назначения Вооружённых сил Узбекистана Александр Мусиенко:

«В 1991-м, после того как развалился Советский Союз, 15-ю бригаду ГРУ, где я тогда служил, «подарили» Узбекистану. Звание майора я получал приказом министра обороны Узбекистана. Летом 1992 года вспыхнула гражданская война в соседнем Таджикистане. Министр обороны Узбекистана Рустам Ахмедов приказал нам участвовать в «восстановлении конституционного строя Республики Таджикистан». Был сформирован разведотряд специального назначения. Я был начальником штаба этого отряда. Состав отряда — около ста человек. Большинство — офицеры с афганским опытом. …Наша группа работала в Курган-Тюбе, а когда основная часть вернулась назад, я остался в составе оперативной группы РУ ГШ Узбекистана. Чтобы как-то легализоваться, мы придумали название «Народный фронт Таджикистана» (НФТ). Главной нашей опорой стал уголовный авторитет Сангак Сафаров, пожилой уже человек, который провёл в тюрьмах 21 год. Это был прирождённый лидер с отменными организаторскими способностями, обострённым чувством справедливости и патриотизма –он и возглавил НФТ. Я был одним из главных советников у Сангака, а позднее — у министра внутренних дел Таджикистана. Мы снабжали отряды НФТ оружием и боеприпасами, пользуясь специальными методами партизанской войны, помогали объединять всех, кто был против «вовчиков», и обучали их воевать. По сути дела, партизанское движение в Таджикистане организовывали специалисты спецназа ГРУ…»

Кулябские отряды Народного фронта начали регулярные боевые операции против Курган-Тюбе, где оборонялись отряды оппозиции. Обе стороны использовали бронетехнику и тяжёлое вооружение. В Кулябской и Курган-Тюбинской областях начался взаимный террор. Сангак Сафаров и его сподвижник Файзали Саидов начали расправы над сторонниками исламистов, а также жителями Гарма, Каратегина, Курган-Тюбе, Горного Бадахшана, которые считались противниками Народного фронта.

Исламисты же делали всё, чтобы не допустить этого. Боевой дух с обеих сторон поддерживали Иран и США, негласно, конечно. По оценкам военных экспертов, порядка 60% воюющих, были не таджикам. Это были узбеки, грузины и другие граждане бывшего Союза.

В начале 1993 года основные боевые действия переместились в Каратегин и Дарваз. 21 июня 1993 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Таджикистана запретила деятельность оппозиционных партий (Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения, народного движения «Растохез» и общества «Лали бадахшон»). Все четыре политических движения организовали военно-политический блок – Объединённую таджикскую оппозицию, который выступил против официальной политики властей.

Неспокойная ситуация складывалась на таджикско-афганской границе, где свою службу несли российские пограничники. С весны 1993 года боевики таджикской оппозиции при поддержке афганских моджахедов неоднократно пытались совершить прорыв границы. Рано утром 13 июля афганские моджахеды силами одного батальона (200 человек) из числа военнослужащих 55-й пехотной дивизии афганских вооружённых сил и боевиков таджикской оппозиции прорвались на территорию Таджикистана, вступив в бой с 12-й заставой российских погранвойск. К вечеру дня к месту сражения подошли части российской 201-й мотострелковой дивизии, которые выбили моджахедов с занимаемых позиций и восстановили целостность границы. К лету интенсивность вооружённых действий пошла на спад.

В 1994 году оппозиция пыталась активизироваться, но не достигла ощутимых успехов. Обострились отношения между кулябцами и гиссарцами, пользовавшимися поддержкой Узбекистана. В апреле 1995 года оппозиция начала контрнаступление с территории Афганистана, которое снова не принесло им успехов. В конце апреля в Москве прошли переговоры правительства и оппозиции на высшем уровне, результатом чего стало соглашение о продлении прекращения огня ещё на месяц. В мае в Кабуле прошла встреча Рахмонова и Саида Абдулло Нури, где они договорились продлить прекращение огня ещё на три месяца.

С апреля 1994 года по май 1997 года под эгидой ООН прошло восемь раундов переговоров между враждующими сторонами, но сами их лидеры не имели чёткой позиции. Тогда же Демократическая партия распалась на несколько блоков-«платформ», одна из которых стояла за вооружённое противостояние, а другая за урегулирование конфликта дипломатическими средствами. В результате оппозицию стали представлять разрозненные группы полевых командиров — «каратегинский», «комсомолабадский», «таджикабадский», «гармский». 23 декабря 1996 года в Москве подписано соглашение, под которым поставили подписи Эмомали Рахмонов и Саид Абдулло Нури, которое предусматривало включение оппозиции в правительство. 4498 бойцов было решено интегрировать в официальные силовые структуры, 5377 членов оппозиции подлежали безусловной амнистии.

27 июня 1997 года в Кремле на девятой по счёту встрече между представителями противоборствующих сторон (Правительством РТ и Объединённой таджикской оппозицией) при посредничестве ООН было подписано окончательное мирное соглашение. Президентом Таджикистана (по результатам президентских выборов 1999 года) остался сторонник светского правления Эмомали Рахмонов, однако оппозиция получила места в парламенте, административные должности, директорские посты на различных крупных предприятиях, а рядовые бойцы сил оппозиции вошли в состав армии. Начался процесс возвращения беженцев из Афганистана. С 1998 года 27 июня является государственным праздником «День национального единства». Постановлением национального парламента этот день объявлен нерабочим.

После примирения обстановка в стране постепенно стабилизировалась. Продолжал вести вооружённую борьбу полевой командир Махмуд Худойбердыев, контролировавший Курган-Тюбе. В 1998 году город был взят под контроль правительственными войсками. Сам полевой командир погиб при невыясненных обстоятельствах в 2001 году, но доказательств его гибели до сих пор нет.

Малые группы, не подписавшие соглашения, продолжали сопротивление, в частности отряд Мулло Абдулло контролировал труднодоступные районы.

В последующие годы противники правительства Эмомали Рахмона пытались организовывать вооружённые мятежи — в ноябре 1998 года во главе с Махмудом Худайбердыевым, в 2010 году — Мирзо Зиёевым и в 2011 году — Мулло Абдулло, однако эти попытки не увенчались успехом, они были разгромлены усилиями силовых структур Таджикистана.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.