|
|||
ЛАДЫ МОНОДИИ: ДИАТОНИКАСтр 1 из 4Следующая ⇒ ЛАДЫ МОНОДИИ: ДИАТОНИКА
1. Принципиальные расхождения в современных трактовках понятия диатоники. Традиционное толкование (Способин, Холопов) и новая, «функциональная» трактовка (Бершадская и др.). Критика расширительного толкования, снимающего корреляцию категорий «диатоника – хроматика». Диатоника и хроматика – эволюционные стадии ладостановления в монодическую эпоху, находящиеся в отношении преемственности. Стадиальность как ключ к выяснению природы и сущности диатонизма. Диатоника – первая ладовая формация, складывающаяся в процессе звукорядообразования как освоения звуковысотного пространства. Последнее есть очеловечивание – структурирование и эстетизация – звукового пространства посредством его «ритмизации». Акустическая квинтовая координация тонов выступает здесь как необходимое и достаточное основание чувства слаженности, гармонии, лада. Отсюда ощущение тоновых отношений как естественных, основных, что отразилось в греческом термине диатоника – идущая через [целые] тоны. 2. Различие ранних и более зрелых форм диатонизма – в масштабах мелодического развёртывания, заполненности амбитуса, а также в функциональной организации. Диатонические монодии раннего типа не знают стабильной опоры, в позднейших отмечается доминирование одного из тонов, преимущественно нижнего. Отражение этого – парное деление ладов в средневековой номенклатуре, где норматив представлен автентическими ладами (финалис внизу), а уклонения – плагальными (финалис в середине). Ранняя диатоника не знает наклонения (мажор – минор), в зрелой же можно ощутить его предчувствие. В то же время ангемитоника – отнюдь не примитивная протодиатоника, а своего рода «строгий стиль» диатонизма, складывающийся в определённых условиях в связи с действием механизмов резистенции. Диатоника – отражение общинного, надличностного сознания. Отсюда объективный, как бы отстранённый этос диатонических монодий. 3. Ладовые формы диатоники. I. Гемитоника – лады с полутонами, семиступенные (гептатоника). Система средневековых или церковных ладов-модусов, возникшая как набор правил организации псалмодии: «модус есть правило о том, как начинать, продолжать и закачивать мелодию». Параметры ладов: амбитус – объем звукоряда, финалис – конечный тон (= первая ступень лада, устой), реперкусса – тон речитации, господствующая в напеве ступень. Первоначально нумерная система, включавшая 4 лада: протус, дейтерус, тритус, тетрардус, т. е. первый, второй третий, четвёртый. Позже система из 8 ладов – октохордон или октоих (русское осмогласие), расположенных парами на 4-х финалисах d, e, f, g – автентические (финалис внизу) и плагальные (финалис в середине). В XVI веке швейцарский теоретик Генрих Глареан как бы вернул, но фактически заново присвоил модусам древнегреческие названия и расширил систему до 12 ладов в трактате «Додекахордон» (двенадцатиструнник), 1547 г. В монодическую эпоху, в григорианском пении, модусы понимались как комплекс мелодических формул, попевок, а не просто как звукоряд, гамма. Однако позднее, с XV века, их трактовка формализуется, они систематизируются как звукоряды разной интервальной структуры, а также на основе музыкальных пропорций. Гармоническая пропорция, свойственная автентическим ладам, выражается отношением чисел 6 : 4 : 3, где 6 : 3 (2 : 1) – октава, 6 : 4 (3 : 2) – квинта, а 4 : 3 – кварта. Например, 1-й лад, дорийский, автентический, d – d′ делится реперкуссой a на нижний пентахорд d – a и верхний тетрахорд a – d′. Арифметическая пропорция, характеризующая плагальные лады, выражается числами 4 : 3 : 2, что дает обратное соотношение – кварта внизу, а квинта наверху. Например, 2-й, или гиподорийский, плагальный лад, звукоряд A – a, делится финалисом d на нижний тетрахорд A – d и верхний пентахорд d – a. II. Ангемитоника – бесполутоновые, обычно пятиступенные лады (пентатоника). Отсутствуют полутоны и тритон. Строятся из квартовых мелодических сегментов, называемых трихордами, например, a–c–d, c–d–f ... На белых клавишах строятся три разных ангемитонных звукоряда, а именно: c-d-e-g-a, f-g-a-c-d и g-a-h-d-e. В каждом из них образуется по пять ладов, если принимать один из пяти звуков за первую ступень. Эти лады не имеют общепринятых названий. В рабочем порядке их можно систематизировать и обозначить следующим образом. Взяв белоклавишный звукоряд c-d-e-g-a-c′ и развернув его на клавиатуре … E-G-A-c-d-e-g-a-c′-d′-e′-g′…, получаем: I лад от с – мажорная пентатоника; II лад от G – гипоформа мажорной; III лад от a – минорная пентатоника; IV лад от E – гипоформа минорной; V лад от d – нейтральная пентатоника. Термины «мажорная», «минорная» и «нейтральная» здесь используются сугубо условно, только для простоты запоминания. Литература: Пинчуков Е. А. Диатоника: опыт интерпретации// Проблемы музыкальной науки. 2014, №4, сс. 5-15. Курс теории музыки / под ред. А. Л. Островского. – Л.: 1978. С. 59-61, примеры 99-101. Бершадская Т. Лекции по курсу гармонии. 2-е изд. Л.: 1985. С. 86 и след. [Ю. Н. Холопов] Средневековые лады// Муз. энциклопедия, том 5, не полностью: колонки 240-246 (сделать подробный конспект, выучить терминологию).
|
|||
|