Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дал слово - держи»



«Дал слово - держи»

Цель: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать. Формировать навыки конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.

 

 

В современном мире люди достаточно просто дают обещания, а после так же легко от них отказываются. Существуют такие индивидуумы, которые искренне удивляются, когда вы буквально через несколько минут напоминаете им о данном ими обещании. Причем такие люди встречаются довольно часто. Если вы понаблюдаете за собой, то обнаружите, что также не являетесь исключением. Многие не знают, что значит «держать слово», и не осознают, насколько это нужный навык. Каждый из нас является личностью, живущей во времена повсеместного пренебрежения обещаниями. Сегодня мы поговорим о таком навыке, как умение держать слово.

 

Вопрос для обсуждения:

Что же, по-вашему, означает словосочетание «держать слово»?

«Держать слово» – это исполнить то, что вы пообещали другому человеку, несмотря на всевозможные преграды и неблагоприятные обстоятельства. «Умение держать слово» – это желание и способность отвечать за все, что было сказано.

Можете ли вы назвать, какие нравственные понятия связаны со словосочетанием «уметь держать слово», созвучны ему? (Уметь держать слово – значит быть: ответственным, верным, честным, порядочным и т. п )

    Вопрос для обсуждения:

              Как вы понимаете смысл пословицы?

«У лжи жизнь коротка»

«Всё тайное становится явным»

 

Ситуация: «В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная работа. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал её на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал – вся задача была решена»

       Вопрос для обсуждения:

       Как выдумаете, что было дальше?

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена, - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно ему было. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную «2». Урок уже почти кончался. Гена вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятёрка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял всё». Она исправила оценку на «2», а Гена нёс тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».

Вопросы для обсуждения:

       Как вы оцениваете поступок Гены?

       Почему решился на нечестный поступок?

       Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?

       Как вы оцениваете признание в своей ошибке?

       Всякий ли школьник может поступить так?

Быть честным и правдивым – задача трудная и сложная. Но не менее трудное – умение сдержать своё слово.

Вопрос для обсуждения:

       Как вы понимаете смысл пословицы?

                   «Давши слово – держись»

А сколько случаев, когда вы с лёгкостью обещаете мне, друг другу что-то сделать. А наступает день … и оказывается, что ничего не делается.

Ситуация: «Дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на утренник в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.

- Давайте мне, - заявил Петухов, - я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.

- А не подведёшь? – усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.

- Что ты! Честное слово! – ответил Петухов.

Утром ребята принарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи ещё не было видно. Но все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.

Прошло 5… 10 минут. Вася не появлялся.

Мимо проходили, торопясь, оживлённые, взволнованные мальчики и девочки. Они вынимали из карманов билеты и скрывались в дверях цирка.

У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов? До начала представления оставалось всего 5 минут.

- А может быть, возьмём билеты сами? – робко предложила Лена.

Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на два билета. А ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.

Стрелка на больших часах у входа подошла к двенадцати. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел третий звонок. Раздалась весёлая музыка оркестра.

Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, каждого троллейбуса. Как обидно стоять и мёрзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слёзы.

В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов:

- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы всё организуем. Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».

Вопросы для обсуждения:

- Как, по-вашему, реагировали ребята на этот поступок Васи?

- Как характеризует этот случай Васю?

- Какие чувства испытали ребята в этой ситуации?

- Что можно посоветовать Васе?

- Что значит «быть верным своему слову»?


      Объясните смысл пословиц:

«Нет большего позора, как не выполнить договора»

«Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу»

«Не давши слова – крепись, а давши – держись»

       Запомните эти правила:

• Не обещай не подумав.

• Если не смог сдержать слово, то честно признайся.

• Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.

• Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого.

 

      «Умение держать слово» - это не только выглядеть хорошо в глазах других и быть достойным уважения. Очень важно, что человек исполняющий обещания, выглядит достойно и в своих собственных глазах. Одной из выгод, которую получает человек, который держит слово, — это самоуважение, высокая самооценка. Часто бывает так, что мы сами себе даем слово, а сдержать его не можем. Обещаем себе вставать раньше и делать зарядку, помогать маме по хозяйству, вовремя учить уроки, регулярно убирать в своей комнате. А выполнение этих обещаний откладываем на завтрашний день, на следующий месяц. Стараясь выполнять обещанное, человек приучает себя к дисциплине, к собранности, принципиальности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.