Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАДАНИЕ практического тура заключительного этапа ХХХVII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2020-21 уч. год.



ЗАДАНИЕ практического тура заключительного этапа ХХХVII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2020-21 уч. год.

9 класс

БИОРАЗНООБРАЗИЕ СУПЕРГРУППА AMOEBOZOAПродолжительность работы - 45 минут. Оценка – 40 баллов

 Amoebozoa – современная супергруппа живых организмов, включающая в себя представителей, не имеющих постоянной формы клетки, клеточной стенки и образующих крупные псевдоподии, цитоплазма которых разделена на эктоплазму и эндоплазму. Также в эту группу входит ряд слизевиков (миксомицеты и диктиостелиомицеты). В данном задании Вам предлагается изучить строение, жизненный цикл и экологию нескольких представителей данной супергруппы.

Задание 1. На рисунке 1 изображено 5 протистов. Укажите в Листе Ответов число объектов, относящихся к супергруппе Amoebozoa [1 балл].

Задание 2.Изучение строения миксомицета
2.1 С помощью лупы рассмотрите объект, лежащий на вашем рабочем месте. Зарисуйте морфологию спороношения в поле на Листе Ответов [2 балла].
2.2 Приготовьте микропрепарат. Для этого нанесите каплю жидкости из капельницы на предметное стекло. Отделите одно спороношение от образца и поместите его в приготовленную каплю. При помощи препаровальных игл вскройте спороношение и равномерно распределите его содержимое в капле. Накройте препарат покровным стеклом и поместите в микроскоп. Рассмотрите препарат на малом увеличении, затем переведите на большое. Позовите члена жюри для оценки качества препарата [3 балла].
2.3 Используя рисунок 2, подпишите на своих рисунках структуры печатными буквами
[3 балла].

Задание 3. Определение миксомицета по ключу (авторы ключа В.И.Гмошинский и др.)
3.1 Используя фрагмент 1 определительного ключа, определите порядок представленного объекта. Укажите перечень тез, который привёл к определению в Листе Ответов
[3,5 балла].
3.2 Используя фрагмент 2 определительного ключа, определите род представленного объекта. Укажите перечень тез, который привёл к определению в Листе Ответов
[7 баллов].

Задание 4. Изучение жизненного цикла миксомицета
Рассмотрите рисунок 3. Укажите в Листе Ответов названия (1-15) структур и фаз жизненного цикла, обозначенных буквами А-П. [7,5 баллов].
1 – плазмогамия                          6 – зрелый плазмодий    11 – молодые спорангии
2 – миксамёба                              7 – мейоз                          12 – склероций
3 – зрелые спорангии                 8 – кариогамия                13 – зооспора
4 – диплофаза                              9 – микроциста                14 – гаплофаза
5 – молодой плазмодий              10 – спорангиоспора                  15 – прорастание споры


Задание 5. Биоразнообразие миксомицетов
5.1 Специалисты по миксомицетам провели сравнение видовых списков биоты в двух субъектах РФ, результаты приведены в таблице ниже. Заполните пропуски в таблице и внесите в Лист Ответов [2 балла].

Таксон Регион А (a) Регион Б (b) В 2 регионах (c) Всего видов
Liceales
Trichiales IV
Stemonitidales III
Ceratiomyxales II
Echinosteliales I

 

5.2 Для определения сходства видового состава сообществ можно использовать т.н. меры сходства, принимающие значения от 0 (полностью различные сообщества) до 1 (полное совпадение). Ниже приведены формулировки мер сходства Жаккара (KJ) и Отиаи (KO).
KJ: отношение числа видов, встреченных на обоих участках, к числу всех найденных видов.
KO: отношение числа видов, встреченных на обоих участках, к квадратному корню произведения числа видов, обнаруженных на первом участке, на число видов, встреченных на втором участке.

Запишите в листе ответов формулы для расчёта KJ и KO, используя обозначения a, b и c из таблицы к заданию 4.1 [2 балла].

5.3 Ещё одним коэффициентом сходства является коэффициент Кульчинского (KK), рассчитываемый по формуле:

Рассчитайте меры сходства Жаккара, Отиаи и Кульчинского регионов А и Б отдельно по каждому таксону и рассчитайте средние арифметические KJ, KO и KK. Ответы укажите в Листе Ответов с точностью до сотых [9 баллов].


 

Рисунок 3

Шифр _________________                             Фамилия __________________________
Имя    ___________________________
Регион ___________________________
Класс ___________________________

Рабочее место №_____________                         Шифр ___________________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.