ЗАДАНИЕ практического тура заключительного этапа ХХХVII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2020-21 уч. год.
ЗАДАНИЕ практического тура заключительного этапа ХХХVII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2020-21 уч. год.
9 класс
БИОРАЗНООБРАЗИЕ СУПЕРГРУППА AMOEBOZOAПродолжительность работы - 45 минут. Оценка – 40 баллов
Amoebozoa – современная супергруппа живых организмов, включающая в себя представителей, не имеющих постоянной формы клетки, клеточной стенки и образующих крупные псевдоподии, цитоплазма которых разделена на эктоплазму и эндоплазму. Также в эту группу входит ряд слизевиков (миксомицеты и диктиостелиомицеты). В данном задании Вам предлагается изучить строение, жизненный цикл и экологию нескольких представителей данной супергруппы.
Задание 1. На рисунке 1 изображено 5 протистов. Укажите в Листе Ответов число объектов, относящихся к супергруппе Amoebozoa [1 балл].
Задание 2.Изучение строения миксомицета 2.1 С помощью лупы рассмотрите объект, лежащий на вашем рабочем месте. Зарисуйте морфологию спороношения в поле на Листе Ответов [2 балла]. 2.2 Приготовьте микропрепарат. Для этого нанесите каплю жидкости из капельницы на предметное стекло. Отделите одно спороношение от образца и поместите его в приготовленную каплю. При помощи препаровальных игл вскройте спороношение и равномерно распределите его содержимое в капле. Накройте препарат покровным стеклом и поместите в микроскоп. Рассмотрите препарат на малом увеличении, затем переведите на большое. Позовите члена жюри для оценки качества препарата [3 балла]. 2.3 Используя рисунок 2, подпишите на своих рисунках структуры печатными буквами [3 балла].
Задание 3. Определение миксомицета по ключу (авторы ключа В.И.Гмошинский и др.) 3.1 Используя фрагмент 1 определительного ключа, определите порядок представленного объекта. Укажите перечень тез, который привёл к определению в Листе Ответов [3,5 балла]. 3.2 Используя фрагмент 2 определительного ключа, определите род представленного объекта. Укажите перечень тез, который привёл к определению в Листе Ответов [7 баллов].
Задание 4. Изучение жизненного цикла миксомицета Рассмотрите рисунок 3. Укажите в Листе Ответов названия (1-15) структур и фаз жизненного цикла, обозначенных буквами А-П. [7,5 баллов]. 1 – плазмогамия 6 – зрелый плазмодий 11 – молодые спорангии 2 – миксамёба 7 – мейоз 12 – склероций 3 – зрелые спорангии 8 – кариогамия 13 – зооспора 4 – диплофаза 9 – микроциста 14 – гаплофаза 5 – молодой плазмодий 10 – спорангиоспора 15 – прорастание споры
Задание 5. Биоразнообразие миксомицетов 5.1 Специалисты по миксомицетам провели сравнение видовых списков биоты в двух субъектах РФ, результаты приведены в таблице ниже. Заполните пропуски в таблице и внесите в Лист Ответов [2 балла].
Таксон
| Регион А (a)
| Регион Б (b)
| В 2 регионах (c)
| Всего видов
| Liceales
|
|
|
|
| Trichiales
|
|
|
| IV
| Stemonitidales
|
|
| III
|
| Ceratiomyxales
|
| II
|
|
| Echinosteliales
| I
|
|
|
|
5.2 Для определения сходства видового состава сообществ можно использовать т.н. меры сходства, принимающие значения от 0 (полностью различные сообщества) до 1 (полное совпадение). Ниже приведены формулировки мер сходства Жаккара (KJ) и Отиаи (KO). KJ: отношение числа видов, встреченных на обоих участках, к числу всех найденных видов. KO: отношение числа видов, встреченных на обоих участках, к квадратному корню произведения числа видов, обнаруженных на первом участке, на число видов, встреченных на втором участке.
Запишите в листе ответов формулы для расчёта KJ и KO, используя обозначения a, b и c из таблицы к заданию 4.1 [2 балла].
5.3 Ещё одним коэффициентом сходства является коэффициент Кульчинского (KK), рассчитываемый по формуле:
Рассчитайте меры сходства Жаккара, Отиаи и Кульчинского регионов А и Б отдельно по каждому таксону и рассчитайте средние арифметические KJ, KO и KK. Ответы укажите в Листе Ответов с точностью до сотых [9 баллов].
Рисунок 3
Шифр _________________ Фамилия __________________________ Имя ___________________________ Регион ___________________________ Класс ___________________________
Рабочее место №_____________ Шифр ___________________________
|