Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Татьяна БАДАКОВА (г. Элиста, Республика Калмыкия, Россия)



Татьяна БАДАКОВА (г. Элиста, Республика Калмыкия, Россия)

Номинация «Малая проза»

Подноминация «О жизни и любви»

ЖУЧКИНА ВЕРНОСТЬ

Это лучший из запахов —

запах моего хозяина.

Владимир Валуцкий, киносценарист

 

Подарили бабе Кате щенка. Крохотного, слепого, ярко-рыжего пушистика.

У Гавриловых, что жили неподалёку, неожиданно ощенилась их старая дворняга. Вот и решили они порадовать соседку: «Будет тебе, баба Катя, звоночек!»

И на удивление всем – случилось чудо. Расцвела наша баба Катя, посветлела, подобрела. Не узнать теперь всегда озабоченную, угрюмую, молчаливую женщину.

Жила она одна в большом добротном, когда-то шумном доме. Дочь Лидия и любимые внуки, конечно, бывают у неё, но не часто.

После смерти мужа стало совсем одиноко. Прожили Катерина и Степан вместе почти полвека, притёрлись, сроднились, срослись.

Умер её Стёпа легко, не мучая долго ни жену, ни себя. Запомнила она этот последний вечер навсегда. Лежит Степан, уже больной, в постели. Как обычно, принесла ему баба Катя ужин, наклонилась, чтобы поставить на тумбочку. И вдруг… почувствовала крепкое-крепкое объятие. Словно током её пронзило, как в ранней молодости, в пору их влюблённости.

Баба Катя от удивления чуть было не опрокинула тарелку с едой: «Стёпа, ты чего?»

А он так на неё посмотрел, будто собрал воедино спрятанные далеко в глубине сердца нежность, любовь, ласку, которые очень редко проявлял в течение обыденной семейной жизни. Посмотрел тепло, прямо в глаза своей жене и сказал с восхищением: «Какая ж ты, Катька, у меня красивая баба!».

Катерина так и застыла от неожиданной ласки и признаний мужа.

А Степан медленно повернулся к стене, сделал глубокий прерывистый вдох и затих навечно.

С тех пор и баба Катя погрузилась в долгое молчание, словно приняла обет. Ходит неприкаянная по дому, с любовью и заботой обустроенному совместно с мужем. А выйдет во двор, и там ни души. Не слышно стука Стёпиного молотка и бранных его слов, частенько вылетающих, то ли на самого себя, то ли ещё на кого, неизвестно.

И вот в жизни у Катерины появился пушистый дружочек-звоночек. Назвала она его Жучка, просто, что на ум пришло.

Теперь нашу бабу Катю было не узнать. С утра и до вечера она разговаривала со своей Жучкой. Учила щенка-несмышлёныша есть, пить, ходить, в первые дни поила молоком из бутылочки с соской. Купала его, как ребёночка, приговаривая какие-то нежности.

Жучка быстро привыкла в бабе Кате, отзывалась на её ласку. Она стала настоящей живой тенью своей хозяйки. Бежала за ней в магазин и, как дитя, ждала у двери, когда баба Катя выйдет и угостит её вкусненьким печеньем или мороженым. Вместе они возились во дворе, ухаживая за цветами, вместе отдыхали на деревянной расписной скамеечке, вместе обедали и ужинали. Жучка научилась тонко различать все интонации бабы Кати и её настроение. Бывало, что и обижалась Жучка, когда расшалившись, слышала от Катерины бранные слова.

Но одно твёрдо знала эта маленькая миленькая собачка и понимала своим недюжинным умом, что никогда не предаст свою строгую, но добрую хозяйку.

Баба Катя полюбила Жучку и ещё сильнее привязалась к ней, когда однажды её осенила удивительная мысль. Как-то сидя в сумерках у окна и глядя то на разлёгшуюся на коврике Жучку, то на портрет мужа, она вдруг подумала, что душа её Степана переселилась в этого чудненького, рыжего, как борода Стёпы, щеночка, чтобы быть всегда рядом с нею. От такого неожиданного озарения защемило сердце у Катерины, и она расплакалась. Слёзы сами без её ведома лились, будто переполнилась внутри невидимая сердечная чаша.

А Жучка росла и всецело исполняла свою, теперь уже неземную роль – радовала и оберегала хозяйку.

Она была в точности звоночком. Стоило кому-нибудь приблизиться к их калитке, Жучка, как и подобает настоящему сторожу, тут же заливалась своим неокрепшим щенячьим лаем, действительно похожим на трель звонка.

День ото дня Жучка становилась краше. Пухленькие бока покрывались густой гладкой шёрсткой. Глазки становились всё зеленее и лукавее. Но главным достоинством Жучки был её хвост. Он стал пушистым и рыжим, как у настоящей лисички. Да и мордочка собаки, всем на удивление, напоминала лисью. А может, и были у неё в роду эти рыжие и хитрые бестии?

Потому как лаяла Жучка не просто, подобно обычным дворняжкам, а избирательно. Она, как настоящий дозорный, всегда была на посту: очень внимательно наблюдала из своей конуры в глубине двора за происходящим вокруг. Если человек или какие-нибудь животные – коровы, собаки, кошки – проходили мимо, собака понимающе, молча провожала их взглядом своих острых хитрых глаз. Но стоило человеку подойти к калитке и открыть её, то Жучка тут же заливалась своей трелью. Тогда и баба Катя узнавала, что это пришли точно к ней, и спешила выглянуть в окно или выйти навстречу.

Так пролетело короткое лето, и плавно прошелестела тёплая осень.

С наступлением холодных, ненастных дней баба Катя приболела и совсем слегла с радикулитом. Она всё реже стала выходить во двор, разве что покормить Жучку.

Дни становились всё холоднее и короче.

Как-то в один из таких зимних снежных дней забежали во двор к бабе Кате местные мальчишки. Жучка помнила их с детства. Скучавшая, она обрадовалась, стала играть с ними и вприпрыжку бегать за мальчиками. И, видимо, очень понравилась одному из них, шкоде-Дениске, что он решил забрать её домой. Быстро спрятав Жучку себе под куртку, он незаметно убежал.

Баба Катя не сразу и спохватилась, что нет её Жучки во дворе.

А Дениска, радостный от своей находки, принёс собаку домой. Но тут же встретил строгий взгляд отца, который сказал: «Никаких собак! Учёбу забросишь!». Как ни уговаривал его сын, отец не соглашался. И, немедля, предложил собаку знакомому, который привёз им мебель из города.

Водителю оказался кстати такой сторож для его склада на рынке, он и увёз собаку к себе.

И началась у Жучки новая суровая жизнь. Теперь она жила у ворот склада на городском рынке в огромной, слегка покосившейся будке, которая досталась ей по наследству от предыдущих «жильцов». Хозяев у неё практически не было. Водитель, что её привёз, был постоянно в разъездах, да и, похоже, забыл он про несчастную дворняжку. Кормили собаку всегда разные люди, в разное время и чем придётся. В лучшем случае, кто-нибудь из жалости подкинет кусочек колбаски, оставшийся от обеда, да нальёт водички. От весёлого звонкого лая маленькой Жучки ничего не осталось. Теперь это был ленивый, с хрипотцой из-за постоянного холода и голода полулай-полурык. Жучка, выросшая в ласке и тепле, никак не могла привыкнуть к тому, что никто её не погладит, не посмотрит на неё и даже не назовёт по имени. Почему-то все вокруг про неё говорили «сучка», словно не выговаривали букву «ж». Жучка скучала, худела, дурнела. Её пушистая рыженькая шёрстка стала выглядеть грязно-коричневой. Ту, прежнюю ласковую собачку уже с трудом было узнать. Она даже озлобилась от такой собачьей жизни. Прибегали к ней в гости другие местные рыночные собаки, безликие и злые, которые не прочь бы украсть у Жучки и без того её скудный обед. Многие из них были когда-то породистых кровей.

Но, к сожалению, жизнь подворотен и подземелий не щадит своих обитателей.

Часто долгими зимними ночами Жучка протяжно скулила под аккомпанемент снежной метели.

Можно утверждать, что не бывают у животных чувств, одни лишь инстинкты. Можно спорить о наличии или отсутствии у них памяти, но, всё же, в каждом правиле есть исключения.

Весной, с наступлением тёплых дней баба Катя стала оживать вместе с природой. Распускающаяся зелень как признак новой жизни и свежий воздух, особенный в первые весенние дни - с запахом земли вперемежку с парящим настоем молодых терпких степных трав – это настоящее лекарство.

И вот в один из таких добрых дней приехали к бабушке внуки и дочка Лида. Баба Катя заметила какое-то их особое радостное возбуждение.

И вдруг… Неведомо откуда появившийся рыжий пушистый комок с огромной скоростью кинулся к её ногам. В лучах солнца он напоминал яркую заводную игрушку.

Но комочек-то оказался живым. Баба Катя поняла это, когда услышала звонкий родной лай: «Неужели это Жучка?!». Даже от одной этой мысли у бабули затрепетало сердце.

Жучка же прыгала, кувыркалась, как настоящий цирковой акробат, каталась по земле, ловко переворачиваясь с боку на бок. От этого возбуждения её рыжий хвост, как маятник, мелькал из стороны в сторону. Подпрыгивая и виляя хвостом, собака пыталась мягко лизнуть руку бабы Кати, как будто бы извинялась за своё долгое отсутствие.

А баба Катя? Придя в себя от изумления, она, словно сказочные царицы, вышла из молодильной реки. Лицо оживилось, глаза засияли, спина выпрямилась. Она снова почувствовала себя прежней – здоровой и энергичной.

Быстрыми, суетливыми движениями слабых ещё после болезни рук, боясь упустить или снова потерять, схватила она своего рыжего звоночка и с невероятной нежностью прижала к себе.

Когда все успокоились, Лидия за чашкой чая рассказала маме, как всё произошло.

Весенние деньки, томившиеся в ожидании своей небесной очереди, стремительно ворвались, чтобы обрадовать всех настоящим праздником солнца и тепла. На рынке стало многолюднее. Шумная базарная жизнь вновь возвращалась к горожанам, а ближе к лету и вовсе забурлила.

Жучка теперь постоянно ощущала едва уловимые, с весной обострившиеся, запахи родного дома, которые сохранились в её памяти. И вот в один из таких тёплых дней, когда Жучка, пригревшись на солнышке, снова грезила, ей явно почудился запах. Такой знакомый и родной. Она вдруг встрепенулась, стала оглядываться по сторонам и бегать вокруг склада, пытаясь понять, откуда идёт этот запах её хозяина.

И вдруг… неподалёку она увидела знакомую фигуру, узнала её! Сердце бедной собаки готово было выскочить.

Лидия приехала на рынок, чтобы купить овощи и фрукты. У одного из прилавков она рассматривала товар и, чуть было, не потеряла дар речи от испуга. Прямо на неё с огромной скоростью летел какой-то лохматый пёс.

Приблизившись к женщине, собака резко остановилась, стала её жадно обнюхивать, кружиться вокруг и жалобно скулить. Продолжалось это довольно долго. Такая интересная сценка привлекла внимание и удивила всех окружающих. Лида, сначала испугавшись, но потом, видя странное поведение собаки, внимательно стала её разглядывать, пытаясь понять, что же происходит.

И, о, Боже! Она тоже узнала мамину собаку: «Жучка, это ты? Неужели это правда? Жучка!»

Этих нескольких слов и доброго взгляда было достаточно для того, чтобы собачье сердце вконец поверило в чудо. Уже не было той несчастной грязной рыночной собаки! Она засияла от радости, пыталась коснуться руки женщины, как бы говоря: «Да-да, это я! Забери меня отсюда! Возьми меня с собой! Прошу!»

Конечно же, так и случилось.

Женщина привела Жучку домой, искупала её, накормила. А дети не отходили от собаки, играя с ней, причёсывали и прихорашивали. Прошло несколько дней. Наша Жучка превращалась в красивую собачку с рыжим пушистым хвостом, как и прежде.

Отогрелось и Жучкино сердце.

Лишь в её умных зелёных глазах и в глубине собачьей верной души всё же притаилась печаль и печать холодной зимы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.