Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уход за компасом



Уход за компасом

Компасследует оберегать от ударов, влаги и очищать от грязи, окиси. Пеленгатор и азимутальный круг нельзя чистить кирпичом или мазью. Их необходимо протирать мягкой ветошью и слегка смазывать вазелином.

Девиационный прибор должен быть густо смазан вазелином. Нактоуз должен быть постоянно закрыт на ключ, чтобы исключить возможность перемещения мягкого железа и магнитов. Вблизи магнита нельзя держать железных и стальных предметов. Во время управления катером по компасу судоводителю не рекомендуется иметь при себе металлические ключи, нож и т.д., т.к. они могут изменить девиацию компаса. Когда нет необходимости в компасе, он должен быть зачехлен. Запасные магниты хранятся в сухом месте, они должны быть смазаны вазелином и сложены разноименными полюсами. Картушки хранятся вдали от магнитов. Если в котелке возник воздушный пузырек, который затрудняет пользование компасом, то его удаление производится следующим образом. Компасснимают с подвеса и осторожно кладут дном вверх на ровную поверхность. Затем слегка 3-4 раза нажимают на пробку диафрагмы и плавно поворачивают котелок стеклом вверх. Иногда, когда пузырек большой, приходится в котелок доливать жидкость. Для этого котелок кладут дном вверх, отвинчивают пробку и через воронку доливают нужное количество жидкости. Часто приходится сталкиваться с явлением, которое называется застой картушки. Это явление связано с тем, что картушка из-за большой силы трения о шпильку начинает поворачиваться вместе со шпилькой, т.е. вместе с судном. Обнаружить это явление сразу не всегда удается, поэтому рекомендуется проводить проверки "на застой".

Проверка производится в следующей последовательности. Замечается курс по компасу. Затем большой магнит приближают к котелку в направлении NE, отклоняя картушку на 5°-7°, убирают магнит и дают картушке успокоиться. Замечается новый курс судна. Рассчитав разность первоначального и последующего компасных курсов, вновь приближают магнит к котелку в направлении NW до отклонения картушки на 5°-7°. После чего магнит убирают, дают картушке успокоиться и опять рассчитывают разность курсов. Если средняя из двух разностей превышает 2°, то следует заточить или заменить шпильку как это было рассмотрено раньше

Гироскопический компас (гирокомпас)
Принцип работы гирокомпаса Гироскопический компас(гирокомпас) - компас, указывающий направления в море и работающий независимо от сил земного магнетизма и магнитного поля на судне. Принцип работы гирокомпаса основан на использовании следующих свойств быстро вращающегося тела - гироскопа: · ось быстро вращающегося ротора гироскопа сохраняет неизменным заданное в начальный момент направление; · под действием внешней силы, приложенной к гироскопу (подвешивается груз), главная ось поворачивается перпендикулярно к направлению действия силы, что и используется для превращения гироскопа в гирокомпас. На работу гирокомпасаоказывают влияние скорость судна, маневрирование, качка, широта места и т.д. Часть этих погрешностей устраняется при помощи специальных устройств, часть учитывается поправкой гирокомпаса (Δ ГК). Рис. 182. Гирокомпас "Амур". альных устройств, часть 1 - блок питания; 2, 5, 6 - репитеры; 3 - основной прибор;4 - курсограф. гирокомпаса (Д ГК) Работа (показания) гирокомпаса постоянно (особенно при каждом изменении курса) контролируется путем сличения курсов с магнитным компасом. В комплект гирокомпаса входят: основной компас; приборы управления, контроля и питания; приборы курсоуказания (рис. 182). Гирокомпасимеет ряд преимуществ перед магнитным компасом: большая устойчивость на меридиане; отсутствие влияния на компас магнитного склонения (d) и судовой девиации (8); возможность использовать в различных помещениях судна дублирующих показания компаса приборов - репитеров; возможность вести непрерывную автоматическую запись курса судна во время плавания с помощью курсографа и использовать специальный прибор - авторулевой, который обеспечивает автоматическое управление рулевым приводом, удерживая судно на заданом курсе без участия рулевого. Недостатки: сложность конструкции и потребность в электрическом токе.
Бинокль
Бинокль Биноклииспользуются судоводителямидля наблюдения за окружающей обстановкой (другими судами, береговыми ориентирами, знаками навигационной обстановки и т.д.). Устройство призматического бинокля, с помещенной в окуляре сетки делений, изображено на рис. 183. Бинокль, имеющий угломерную сетку, можно использовать для определения рассти ния до предмета, размеры которого известны. Рис. 183. Призматический бинокль. 1 - винт шайбы шарнира; 2 - наглазник; 3 - кольцо с накаткой; 4 - диоптрийное кольцо; 5 - окулярная крышка; 7 - наружное кольцо оправы объектива; 8 - шарнир; 9 - ход лучей; 10 - объектив; 11 - призма объективная; 12- призма окулярная; 13 - линза; 14 — окуляр. Для этого необходимо определить, сколько тысячных долей дуги окружности занимает этот предмет. Сетка бинокля имеет большие и малые деления (риски): большие деления соответствуют десяти тысячным дистанции, малые - пяти тысячным дистанции (т.д.). Определив по сетке, во сколько тысячных «вписался» наблюдаемый предмет и зная его размеры, легко определяете расстояние до него или решается обратная задача. Схемы измерения расстояний по высоте маяка и по длине судна приведены на рис. 184 Рис. 184.Схемы измерения расстояний: а) по высоте маяка; б) по длине судна. Расстояние до маяка (предмета, судна) определяется по формуле: где: S - расстояние до цели, м; h - высота (длина) предмета, м; n - число делений по шкале, перекрывающих изображение предмета, в тыс. дистанции. Примеры.   №1. Дано: h = 18 м n = 3 малых делений / S = ? (0,015 дистанции)   S = 1000 х 18 / 15 = 1200 м = 1.2 км Зная длину наблюдаемого в бинокль судна можно определить расстояние до него (рис. 184 б.) №2.  Дано: L судна = 10,0 м   S = 1000 х 10 / 25 = 400 м = 0,4 км   Зная расстояние до маяка (предмета) можно с помощью бинокля рассчитать высоту наблюдаемого предмета (маяка) № 3.  Дано: S = 5000 м n =1 большое деление / h=? (0,010 дистанции) h = 10 х 5000 / 1000 = 50 м

 

 

 

Прокладочный инструмент

Использование прокладочного инструмента Циркуль-измеритель (рис. 191, в) состоит из двух раздвижных ножек с острыми иглами на концах. Предназначен для измерения и откладывания расстояний на морской карте. Транспортир(рис. 191, а) служит для построения заданных углов на карте, измерения уже построенных углов. Рис. 191. Прокладочный инструмент: а) транспортир; б) параллельная линейка; в) циркуль-измеритель; г) протрактор. Транспортир изготавливается из немагнитного материала и представляет собой дугу, равную половине окружности. Концы этой дуги по диаметру соединены линейкой, в середине которой имеется вырез (риска). Наружный срез дуги транспортира разбит на 180° через 1°, каждые 5° отмечены более длинной черточкой, а через каждые 10° сделаны цифровые обозначения. Для измерения углов от 0° до 360° на транспортире имеются две шкалы. Наружная шкала служит для измерения углов первой и четвертой четвертей, а внутренняя шкала - второй и третьей четвертей (нижней половине картушки). Параллельная линейка (рис. 191, б) служит для проведения параллельных линий и состоит из двух линеек, соединенных между собой медными планками на шарнирах. Линейки раздвигаются и сближаются вплотную, оставаясь параллельными друг другу. Протрактор- (рис. 191, г) используется для получения на карте места судна по двум горизонтальным углам, измеренным между тремя ориентирами. Он состоит из кругового лимба, трех линеек, из которых средняя - неподвижная, а боковые - подвижные. При помощи лимба и отситных барабанов подвижные линейки можно установить под заданными углами к рабочему срезу неподвижной линейки. Центр круга протрактора является общей вершиной обоих углов, имеет отверстие для карандаша или кнопку-фиксатор. Роликовая параллельная линейка имеет два вращающихся ролика, позволяющие легко перекатывать линейку по карте. При необходимости ролики могут быть зафиксированы (застопорены), что исключает смещение. Прокладчик Хурста состоит из вращающегося диска и поворачивающейся линейки на прозрачной пластине с прямоугольной сеткой. Диск имеет маркировку аналогичную картушке компаса. Его можно остановить в любом положении и закрепить. Таким образом при работе с компасными пеленгами легко учесть поправку компаса. Так, если АК = - 9°,0, нужно повернуть диск против часовой стрелки до отметки 9°, пока она не совпадет с центральной вертикальной линией прямоугольной сетки. Затем закрепить диск в этом положении центральным винтом. Теперь все истинные курсы и пеленги, проложенные на карте, автоматически переводятся в компасные. Для этого достаточно совместить с линией на карте поворачивающуюся линейку и прочитать на диске соответствующий компасный угол. Карандаш для работы на карте должен быть мягким. Химические и цветные карандаши не применяются. Затачивать карандаш следует лопаточкой. Резинка для стирания карандашных линий на карте должна быть достаточно мягкой, чтобы не повредить карту.

         

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.