Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сейчас наступило время послушать музыку Дмитрия Шостаковича. Это отрывок из 7 симфонии( Ленинградской)  . Тема нашествия.



 

29.01.2021

 

Тема урока : Драматическая судьба Дмитрия Шостаковича. Величайший русский композитор советского периода. В яркой музыке выразил настроения своего сложного времени и ужасы Великой Отечественной войны

 

1. Запишите в тетрадь тему урока.

2. Изучите материал о композиторе.

3.

 

 

Наша сегодняшняя встреча с музыкой посвящена творчеству одного из величайших композиторов ХХ века – Д.Д.Шостаковича. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Эти слова неоднократно произносили в адрес Дмитрия Шостаковича. Ещё в юности, когда ему было только 17 лет, в печати его уже общенародно называли гением.

 

Д.Д.Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге.

Музыкальные способности проявились очень рано, а с 11 лет начал сочинять музыку. В 1919 году Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию. В 18 лет когда обычно начинают учёбу в вузе, он завершил 1-ую симфонию, представив её в качестве дипломной работы на окончание Ленинградской консерватории.

Шостакович написал более 120 произведений, в том числе 15 симфоний, 24 прелюдии и фуги, 10 поэм для хора, ораторию «Песнь о лесах»

Творческая деятельность Шостаковича посвящена почти всем жанрам музыкального искусства. Он сочинял оперы и балеты, симфонии, концерты и сонаты, писал музыку к драматическим спектаклям. С момента зарождения советского звукового кино Шостакович – неутомимый, активнейший участник в создании звуковых кинофильмов. Он написал музыку к кинофильмам «Встречный», «Человек с ружьём», «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет» и т.д.

 

Сегодня мы вспомним историю создания самой знаменитой симфонии Шостаковича – Седьмой. Той самой, что началась создаваться во время Великой Отечественной войны в осаждённом фашистами городе Ленинграде. Это произведение на столько широко известно, что его узнают по началу главной темы, которую композитор назвал «тема нашествия».

 

  В тот воскресный день 22 июня 1941 года, когда фашисты напали на нашу страну, Д. Шостакович, тогда ещё преподаватель ленинградской консерватории, пошёл принимать экзамен у студентов. У него было хорошее настроение, но страшная весть о начале войны потрясла сразу всех людей нашей страны.

 

 С первых дней войны Дмитрий Дмитриевич начал добиваться отправки на фронт, но везде получал отказ: во-первых, он был очень близорук, а во-вторых, военные считали, что его жизнь, жизнь талантливого композитора – особое богатство народа, и её нельзя подвергать опасности. Тогда композитор записался в народное ополчение.

 

Но Шостакович стремился приносить посильную пользу и в своём основном виде деятельности. Например, когда другие команды музыкантов отправлялись выступать в частях Красной Армии, он сочинял для них фронтовые песни, делал переложения музыки с фортепиано на другие инструменты: ведь рояль в воинские части привезти было невозможно.

 

В первые дни войны композитор сочинял песни, так как считал, что для армии они сейчас нужнее всего.

 

Но положение на фронте становилось всё хуже и хуже, кольцо врагов неуклонно сжималось вокруг родного города Ленинграда. Дмитрий Шостакович понял, что он должен сделать что-то более серьёзное, сказать своим слушателям самое важное и главное.

 

 

В августе 1941 года Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в кольце фашистских войск. Связь города со страной прервалась. Началась 900-дневная блокада Ленинграда, унёсшая около миллиона человеческих жизней.

На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов.

  Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и обстрелов, от холода и голода.

 Вот страничка из дневника, который вела школьница Таня Савичева:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год».

Женя – это сестра Тани.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год»

Лека – это брат Тани.

«Дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»

«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»

«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня».

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, спасти так и не смогли.

    Все 900 дней блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь… Но измученная голодом, доведённая до дистрофии горстка учёных не съела ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Лишь одна дорога связывала блокадный Ленинград с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду ладожского озера.

Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Много трудностей и опасностей подстерегало водителей. Днём и ночью колонны с грузом ожидали фашистские самолёты, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался, и машины тонули. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей.

900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления в январе 1943 года советских войск, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города не удался. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.

   Шостакович решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом. Композитор стал делать наброски, и работа пошла очень быстро. Музыка словно постоянно звучала у него в ушах.

      Шостакович не мог ни на минуту расстаться со своей симфонией. Часто бывало так, что, отправляясь дежурить на крышу во время фашистских бомбёжек, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор Дмитрий Шостакович, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович не замечая рёва самолётов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку.

Симфония – музыкальное произведение, которое обычно состоит из четырёх частей. Благодаря тому, что работа шла так быстро, уже в сентябре композитор сумел завершить сочинение трёх частей и расписал их в партитуре, то есть – в переложении для всех инструментов оркестра. Но осенью композитора заставили отправиться, и он был вынужден уехать на Волгу, в город Куйбышев. Здесь, в нелёгких условиях эвакуации, он продолжал неотрывно писать свою симфонию.

  Композитор старался сочинять как можно быстрее. Он создавал музыку, всё время ощущая боль за свой родной город, за сражавшихся там людей. Ему казалось, что своей музыкой он может помочь ленинградцам выстоять. Он завершил работу 21 декабря 1941 года. Поставив последнюю точку в нотной партитуре, композитор написал на титульном листе симфонии: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается.»

   Первое исполнение седьмой симфонии, или, как её сразу стали называть, «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Дирижировал строгий и требовательный Самосуд. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой, которая была сочинена в осаждённом городе Ленинграде. Партитура симфонии тогда состояла всего из одного экземпляра, и вскоре после оглушительного успеха в Куйбышеве текст симфонии повезли для исполнения в Москву. Но главное её исполнение состоялось немного позднее – в самом Ленинграде.

   Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном блокадой городе осуществить невозможно, но всё же решено было это сделать. Оригинал партитуры перевозили на боевом самолёте вместе с медикаментами. Но выяснилось, что оркестр ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения. Но, собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию. Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной жизнью. Поэтому так важно было услышать эту симфонию самим ленинградцам.

     Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру.

      Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой проходили перед воображением слушателей картины современности: мирная довоенная жизнь, нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в своей «теме нашествия», героическое сопротивление нашей страны и оплакивание погибших героев. Шёл 1942 год, до конца войны оставалось ещё три тяжёлых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»

 

 

  Сейчас наступило время послушать музыку Дмитрия Шостаковича. Это отрывок из 7 симфонии( Ленинградской)  . Тема нашествия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.