Дата класс: 5
Дата класс: 5
Тема: Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Цель: организовать работу учащихся по определению условий выбора гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Ход урока:
Этапы урока
| деятельность преподавателя
| деятельность учащихся
| время
| Проверка дом.задания
| 1. Вставьте пропущенные буквы.
Скрываться в зелен.., на площад.., в подземель..; лежать на постел.., на постельк..; заниматься в секци..; лежит на ладон..; участвовал в сражени.., соревновани.., фестивал.., конкурс.. .
2. Поставьте существительные в скобках в родительном падеже множественного числа. (отдельный ученик у доски)
Пара (ботинки, чулки, носки). Килограмм (яблоки, апельсины).
2. Поставьте существительные в скобках в родительном падеже множественного числа. (отдельный ученик у доски)
Килограмм (мандарины, томаты). Много (дела, яблони).
| Письменная работа в тетради
Письменная работа у доски
| | Актуализация опорных знаний
| Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы № 14. (Буквы Е-О после шипящих в корне слова).
Трудолюбивые пчелы, заросло камышом, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов, любуюсь птицей, белая шерстка, темной тучей.
-Какие буквы вы вставили вместо пропущенных?
-Почему вы написали разные буквы? В каким морфемах
- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)
- А какая это может быть гласная? (о или е)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).
| Письменная работа
Дают аргументированные ответы
| | Этап изучение нового материала
| На доске изображена таблица.
Падеж, число
| О
| Е
| И.п. ед.ч.
| Кольцо
| Полотенце
| Т.п. ед.ч.
| Свечой Плащом Ковшом Ножом Свинцом
| Тучей Рощей Маршем Пляжем Задачей
| Р.п. мн.ч.
| Борцов
| Горцев
| Наблюдения по таблице, выполнение заданий
- После каких согласных? (шипящих)
- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)
- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?
- Выделите окончание, поставьте ударение.
- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?
- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
- Сформулируйте правило.
Выводы из наблюдений: После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.
| Аналитическая работа
Устные ответы
Делают вывод
| | Целеполагание
| Постановка цели и задачи
| Устные ответы
|
| Этап закрепления
| Задание 1. Объяснительный диктант
Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.
Задание 2.Выполнить упражнение 556 по учебнику с 1 по 4 предложения самостоятельно:
1)Идем по узкой деревенской улиц… 2) Слышится пение скворц…в. 3) Ласточки вьют гнезда под нашей крыш…й. 4) За последней дач…й начинается лес.
Задание 3. Выборочный диктант с распределением. Из диктуемых учителем предложений записать только слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в два столбика:1) с О в окончании; 2) с Е в окончании. (Два ученика самостоятельно работают у доски на отворотах, класс тоже самостоятельно, затем проверяем).
Лошади бежали рысцой. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей. Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. Ласточка свила гнездо под крышей. Над рощей пронеслась туча. Ребята подобрали двух птенцов. Мы любовались громадами снежных дворцов. Ласточку называют вестницей.
Задание 4.Самостоятельная работа:
1 вариант 2 вариант
Колодц…в сторож..м
огурц…в чертеж…м
ключ…м братц…м
камыш…м молодц…м
встреч…й мудрец…в
овц…й плеч….м
плющ…м солнц…м
зайц…в борщ….м
бойц..в калач…м
свеч…й над крыш…й
3 вариант:храбрец..м, встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й, неудач..й, зайц..в, мудрец..в, сторож..м, пейзаж..м, ш...пот, ш...колад
| Письменная работа в тетрадях и у доски
Письменная работа в тетрадях
Письменная работа в тетрадях и у доски
Письменная работа
|
| Подведение итогов. Рефлексия
| Экспресс-опрос по изученной теме
С какими трудностями вы столкнулись? Как можно с ними справиться?
Комментированное выставление отметок
Инсерт (если останется время) – заполнить таблицу по итогам урока и сдать:
знаю
| Новая информация
| Информация, противоречащая моим прежним знаниям
| Осталось непонятным, есть вопросы
|
|
|
|
|
|
Устный ответ
|
| Домашнее задание
| Пар 99, упр. 556 (5-8 предложений) или 558
1 карточка
Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.
Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).
2 карточка
Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде.
Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй.
| записывают
|
|
|