Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дата класс: 5



Дата            класс: 5

Тема: Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Цель: организовать работу учащихся по определению условий выбора гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Ход урока:

Этапы урока деятельность преподавателя деятельность учащихся время
Проверка дом.задания 1. Вставьте пропущенные буквы. Скрываться в зелен.., на площад.., в подземель..; лежать на постел.., на постельк..; заниматься в секци..; лежит на ладон..; участвовал в сражени.., соревновани.., фестивал.., конкурс.. . 2. Поставьте существительные в скобках в родительном падеже множественного числа. (отдельный ученик у доски) Пара (ботинки, чулки, носки). Килограмм (яблоки, апельсины). 2. Поставьте существительные в скобках в родительном падеже множественного числа. (отдельный ученик у доски) Килограмм (мандарины, томаты). Много (дела, яблони).     Письменная работа в тетради     Письменная работа у доски    
Актуализация опорных знаний Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы № 14. (Буквы Е-О после шипящих в корне слова). Трудолюбивые пчелы, заросло камышом, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов, любуюсь птицей, белая шерстка, темной тучей. -Какие буквы вы вставили вместо пропущенных? -Почему вы написали разные буквы? В каким морфемах - За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц) - А какая это может быть гласная? (о или е) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).     Письменная работа   Дают аргументированные ответы  
Этап изучение нового материала На доске изображена таблица.    
Падеж, число О Е
И.п. ед.ч. Кольцо Полотенце
Т.п. ед.ч. Свечой Плащом Ковшом Ножом Свинцом Тучей Рощей Маршем Пляжем Задачей
Р.п. мн.ч. Борцов Горцев

Наблюдения по таблице, выполнение заданий

- После каких согласных? (шипящих)

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

- Сформулируйте правило.

Выводы из наблюдений: После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.

Аналитическая работа     Устные ответы Делают вывод  
Целеполагание Постановка цели и задачи Устные ответы  
Этап закрепления Задание 1.  Объяснительный диктант Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.   Задание 2.Выполнить упражнение 556 по учебнику с 1 по 4 предложения самостоятельно: 1)Идем по узкой деревенской улиц… 2) Слышится пение скворц…в. 3) Ласточки вьют гнезда под нашей крыш…й. 4) За последней дач…й начинается лес.   Задание 3. Выборочный диктант с распределением. Из диктуемых учителем предложений записать только слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в два столбика:1) с О в окончании; 2) с Е в окончании. (Два ученика самостоятельно работают у доски на отворотах, класс тоже самостоятельно, затем проверяем). Лошади бежали рысцой. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей. Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. Ласточка свила гнездо под крышей. Над рощей пронеслась туча. Ребята подобрали двух птенцов. Мы любовались громадами снежных дворцов. Ласточку называют вестницей. Задание 4.Самостоятельная работа: 1 вариант                                                  2 вариант Колодц…в                                           сторож..м огурц…в                                              чертеж…м ключ…м                                              братц…м камыш…м                                                 молодц…м встреч…й                                                  мудрец…в овц…й                                                       плеч….м плющ…м                                                   солнц…м зайц…в                                                      борщ….м бойц..в                                                       калач…м свеч…й                                                      над крыш…й   3 вариант:храбрец..м, встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й, неудач..й, зайц..в, мудрец..в, сторож..м, пейзаж..м, ш...пот, ш...колад Письменная работа в тетрадях и у доски     Письменная работа в тетрадях     Письменная работа в тетрадях и у доски     Письменная работа    
Подведение итогов. Рефлексия Экспресс-опрос по изученной теме С какими трудностями вы столкнулись? Как можно с ними справиться? Комментированное выставление отметок Инсерт (если останется время) – заполнить таблицу по итогам урока и сдать:
знаю Новая информация Информация, противоречащая моим прежним знаниям Осталось непонятным, есть вопросы
       

 

  Устный ответ    
Домашнее задание Пар 99, упр. 556 (5-8 предложений) или 558 1 карточка Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж. Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей). 2 карточка Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй. записывают  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.