9 мая 2020 года вся Россия будет отмечать знаменательную дату – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для каждого из нас эта дата наполнена особым смыслом. Это священная память о положивших свои жизни в те страшные 1941-1945 годы, чтобы мы с вами могли видеть это мирное небо
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к прошлому, уважения к ветеранам, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности в МБОУ-СОШ №12 г.Орла провели ряд мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
22 января этого года прошла торжественная линейка, открывающая декаду мероприятий, приуроченных 75-летию освобождения советского народа от фашистских захватчиков. В дни воинской славы обучающиеся несли «Вахту памяти».Проведена акция «Блокадный хлеб Ленинграда», в рамках которой Совет старшеклассников рассказал обучающимся о жителях Ленинграда, которые, будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, более 2 лет боролись за свои жизни и жизни родных и близких.
Методические объединения школы провели предметные декады на военно-патриотическую тематику: конкурс творческих работ учащихся по физике «Без физики армии создать нельзя» - 7 – 11 кл. (учитель физики Суханькова Е. П.); викторина по географии «От Москвы до Бреста – путь-дорожка фронтовая» - 5-е классы (учитель географии Жданова С. В.); конференция научного физического общества учащихся «Альтаир» с приглашением ветеранов по физике и математике – участники НОУ 8 – 11 кл. (учитель физики Суханькова Е. П., учитель математики Матвеева Т. И.); интерактивный открытый урок «Ботаника – наука о растениях», «Учёные-биологи в годы войны», Лечебные травы в госпиталях» - 5-е кл. (учитель биологии Сорина О. А.), а также выставки и конкурсы газет, бюллетеней и плакатов («Учёные – фронту», «Наука в годы Великой Отечественной войны»): «Музыка во время войны» (учитель Каменева Е.В.), «Медицина во время войны» (учитель ОБЖ Чижиков С. А.), «Лекарственные растения в годы войны, «Ученые биологи в годы войны» (учитель Сорина О.А.), «Географы – Великой Победе», «6 гигантских битв», «Вдумайтесь в эти цифры», «Роль математики в создании авиации в годы ВОВ» (учителя математики Фондикова И. Б., Кузнецова И.Н., Матвеева Т.И., Филимонова И.П.) «Тыл- фронту» (учителя технологии Кокорева В. И., Кубышкина Т.В.).
А ученики нашей школы посетили спектакль «Сталинградская Мадонна» во Дворце культуры и спектакль «А зори здесь тихие» в театре «Свободное пространство».
Помимо этого учащиеся, родители и педагоги школы участвуют в акции Георгиевская ленточка.
Все прошедшие мероприятия способствовали формированию патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся, позволили проникнуться любовью к Родине и к её героическому прошлому.
Вечная память всем павшим в Великой Отечественной войне!
Долягина З.У., учитель русского языка и литературы
Тот день я, шестилетка, запомнил на всю жизнь… Мама пришла рано. Такое бывает очень редко. Обычно в колхозе много работы и возвращается она затемно. Отец рубил дрова за хатой – слышно было, как ловко он орудует топором. Мишка – мой старший брат – помогал бабке по хозяйству. Ему было уже девять и он считал себя очень взрослым. Одному мне делать было нечего, поэтому я несказанно обрадовался матери.
- Мама, мы с Мишкой принесли земляники! Погляди, как много! – закричал я, как только мать показалась в сенях. Но тут же осёкся – лицо матери было серым, глаза широко раскрыты и наполнены слезами, вот-вот готовыми сорваться с ресниц.
- Что-то случилось? – робко спросил я.
Мать молчала. Тут вернулся отец и она, наконец, выдохнула:
- Война…
С этого момента всё переменилось. Отца вместе со всеми мужчинами деревни проводили на фронт. По хозяйству справлялась мать. Иногда мы с Мишкой помогали. Собственно, обязанностей у нас было немного, поэтому с утра до поздней ночи мы были предоставлены сами себе, бегая с мальчишками по соседним лугам и перелескам.
С приходом немцев в деревню всё изменилось. У нас стал жить соседский Колька со своей бабкой. Дом у них был большой, добротный, построенный прямо перед войной. Вот немцам он и понравился. Бывших теперь уже его жителей вытолкали ночью на улицу прямо в чём были. Колькин рёв разбудил нас с Мишкой среди ночи. Выглянув с печки, мы увидели окровавленную Колькину голову. Мать с бабкой, причитая, перевязывали рану. Когда успокоившегося, наконец, Кольку запихнули к нам на печку, он смог внятно рассказать, что его «прикладом по башке огрел немец». Уже на следующий день четырёхлетний Колька гордо хвастался всем деревенским мальчишкам, как он защищал бабку и дом. За что и получил боевое ранение. Собственно, это ночное происшествие стало для нас, мальчишек, первым осознанием слова «война».
Потом как-то уже отстранённо мы смотрели, как пьяные фашисты, развлекаясь, палили из автоматов по перепуганным и мечущимся по двору курам, как закололи штыками свинью с поросятами потому, что она то ли громко, то ли как-то не так хрюкала… Последней потерей стала корова. Мать потом до конца дней оплакивала кормилицу. Я же в силу возраста ещё не понимал, что за всем этим придёт голод.
Но самым главным потрясением для нас с Мишкой стала потеря любимого Дружка. Верный пёс бросился на чужаков с диким лаем, грозно оскаливая пасть. Автоматная очередь прошила его. Он ещё летел в воздухе на врага, лапы его ещё отталкивались в последнем прыжке, но на груди уже появились кроваво-красные пятна. И вот он рухнул с последним хрипом. Немец брезгливо пнул его сапогом и пошёл дальше. Мы с Мишкой еле подняли огромного пса, чтобы похоронить его за сараем. Слёз мы не сдерживали, хотя мать всегда говорила, что мужчины не должны плакать. Вот тогда-то и родилась настоящая ненависть к врагу.
Потом наступил голод. Почему-то всё время хотелось есть. Раньше мать еле загоняла нас домой, чтобы накормить. Теперь же редкие куски одной единственной картофелины, плавающие в горячей воде, казались счастьем. С приходом весны стало проще. С самого утра мы с Мишкой отправлялись на поиски чего-нибудь съестного. Годилось всё: побеги крапивы, кислица, прошлогодние жёлуди. Всему меня учил Мишка. Он был настоящим старшим братом! Он учил, наставлял, подсказывал, успокаивал, подбадривал и всегда опекал меня как маленького. Однажды утром мы отправились за ягодами. Ушли далеко от деревни. Искали поле, на котором могла расти клубника. И вот, наконец, увидели подходящее место.
- Ура! Нашли! – завопил я и бросился вперёд.
- Стой! Я первым поёду. Мал ещё. – остановил Мишка.
Мишка направился в стороны от дороги, а мне велел ждать, пока он не позовёт. Вот уж он отошёл довольно далеко. Я нетерпеливо переминался с ноги на ногу. И тут раздался оглушительный взрыв. Я упал, прикрыв голову руками, как учил меня Мишка. Думал, что, как обычно, бомбят. Только вспоминал, что не слышат гула самолётов.
- Откуда грохнуло? Почему? – вертелось в голове.
Стояла тишина. Ни самолётов, ни машин, ничего не было слышно. Я долго боялся поднять голову. Потом, наконец, осознал, что произошло. Мишка наступил на мину.
Не помня себя, я примчался к матери. Рыдая, я повторял только одно:
- Мишка… он… Мишка…
Мать поняла и горько заплакала. Так я лишился своего главного друга, защитника и помощника.
А потом немцы отступили. И пришли наши. Голод долго ещё мучил нас. А память терзает до сих пор…
Воропаев Ярослав, 6 «в» класс
|