Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вредные лекции о Науке



Вредные лекции о Науке


Лекция первая: исторический экскурс Рождение Науки
Наука сочинила о себе легенду, будто она – умный и добрый ребенок Нового времени. Вот было темное Средневековье, а потом пришел свет Науки. Молодая, но честная, она вступила в тяжелую борьбу с магами, колдунами и религией, придумала эксперимент и стала добывать точные знания, чтобы на смену сказкам и поверьям дать людям правильную картину мира. Ее главная и очень благородная цель – изучив природу и познав ее строгие законы, поставить ее (природу) на службу человечеству.
Конечно, все было не так.

По крайней мере рождалась Наука по-другому, и ее отношения с Церковью и Магией изначально дракой вовсе не были. Церковь была ее мамой, Магия – ее сестрой, и эти родственные отношения были такие же, как в обычной семье – вначале вполне дружные, а потом – …разные.

Хорошей мамой была Церковь или плохой, но родила и выкормила европейскую Культуру и Науку именно она. Все созревание современной европейской цивилизации за длительный период Средних веков происходило под эгидой Церкви (в первую очередь католической), в ее духовенстве, монастырях и основанных церковью университетах. Светские властители, за редкими исключениями, были чужды науке. Так вот: с мамой Церковью Наука стала ссориться только тогда, когда захотела жить совсем отдельно и своим умом.
Ну какая мама это просто так позволит!

Тем не менее все нормальные ученые делали Науку и прекрасно верили в Бога, а ежели и ссорились, то не с религией, а с Церковными Догмами.
Мамиными категорическими высказываниями.

Наука была молода, а молодые всегда не любят, когда старшие их учат противным голосом. Впрочем, как только Наука оперилась и получила в руки власть, она пошла тем же проторенным путем: назвала себя Правильной, то есть Официальной Наукой, создала Догмы свои, научные, и с тех пор пинает еретиков от науки так же жестко, как в свое время – ее мама Церковь.
Так что, если ребенок в младенчестве и был добр, то позже его характер испортился.

Со своей сестрой – Магией наша молодая Наука долгое время жила душа в душу. Долгое время – то есть почти всю историю человечества. Некоторая наука, как основа любого ремесла, и некоторая магия, как основа человеческой жизни, сопровождали человеческую историю всегда. Величественно и гордо Здание Науки начало в Европе строиться и подниматься только в XVI–XVII веках – и, что интересно, рядом и вместе с расцветом магии и колдовства. Любой крупный ученый того времени – одновременно маг и чародей.

Парацельс заложил основы химии, трудясь на этом поле лишь по совместительству; по призванию же он был чародей – Алхимик. Философ. Поэт. Он верил, что если металлами заниматься, как детьми, то они растут и становятся благородными. И тогда появляется Золото. Самое важное – стать хорошим педагогом, к чему Парацельс всей своей жизнью и стремился.

Говоря на современном языке, ученый и маг – это просто разные научные школы. А если шире и по сути, это были два очень разных взгляда на мир. И по крайней мере один из них – без всякого изучения! – вам знаком так же, как знакома вам ваша душа.
Если, конечно, вы хоть когда-либо были Ребенком.

Когда проходит детство
Колдуй, бабка, колдуй, дед…
Помните?

Для ребенка мир всегда – живой. Живой и страшный, если Великие Силы его не любят и ругаются. Или добрый и светлый, если мамины глаза – такие.

И любой ребенок всей душой знает, что такое – Волшебство. Волшебство – это то, что не бывает, но это невозможное, которое есть. Понятно, что этого быть не может, но это – вот есть.

Сказал заветные слова, и у тебя в руке сразу – сто эскимо!

В этом мире – там, далеко! – живет добрый Дед Мороз и Прекрасная фея, которую ты часто видишь во сне в прозрачной – призрачной – голубой накидке.
Это – волшебство.

И каждый ребенок в глубине сердца в это верит. Он верит, что если попросить очень-очень, из всего сердца – то этот день не кончится никогда. И бабушка не умрет, и папа не будет ссориться с мамой.

И ребенок живет в этом – очень живом, страшном и прекрасном – волшебном мире.

А потом тебе говорят: «Пора взрослеть!» – и тебя вводят в мир (Здание? Храм? Конуру?) Науки. Тебя учит умный папа и методичная школа, которые рассказывают о мире совершенно другие, чем ты думал, вещи.

Оказывается, ученые могут все, надо только узнать Законы Природы. Они всегда одни и те же и совершенно неживые.

То есть вредными не бывают, тебя не подслушивают и бояться тебе их совершенно нечего!

А самое главное, если их в Природе разглядеть и узнать точно, то этими Законами можно пользоваться всегда совершенно задаром. Если я тоже стану ученым, я тоже будут уметь ими пользоваться и тогда смогу все. А если я не смогу что-то сделать сразу, то знаю, как это сделать можно: другому, в другое время или при других условиях.

Возможно все, надо только быть ученым – и сообразить.

Ученые могут все, но некоторые вещи не может никто. Потому что если по Закону Природы чего не положено, то тут уж ничего не поделаешь. И если я знаю, что это – невозможно, то надеяться не на что. Колдовать и плакать бесполезно, потому что чудес – нет.

Потому что мир неживой, а мертвый. Как формулируют это ученые – «статичный».

Что наделали ученые
Ученые много потрудились над тем, чтобы мир расколдовать и сделать его неживым. Точнее, чтобы мы с вами так видели мир. Это было непросто, ведь научная картина мира органична людям только шизоидного склада и большим трудом внедряется в души всех других.

Тем более – женщин, которые гадают, причитают, заклинают или просто беседуют с кошками: «Порядочные кошки так не поступают!»

Для большинства женщин Наука с ее гипотезами и экспериментами – мужская игрушка, которую им несложно ответить на экзамене и даже когда-то использовать на работе. Но чтобы этим жить?? Нет, мир науки ей противоестествен, и предав живой мир чародейства, она предала бы себя. Душа женщины созвучна магическому миру, и это знали все мудрецы и Маги.

Маг видел в мире – Женщину, которую надо подкупать, соблазнять, с которой на крайний случай можно договориться – но которая всегда оставалась Тайной.

И мир был прекрасен, как Женщина и Тайна.

Ученый же сделал из мира – Проститутку, которую всегда можно заказать по телефону и поиметь. Естественно, не бесплатно, но без переживаний, ухаживаний и других заморочных хлопот.

В общем-то многие именно поэтому их и предпочитают.

Ученый – властитель над миром природы, а природой мы называем то в мире, что мы победили.

Мир – точнее, тот мир, который видит и делает Наука, можно использовать, но нельзя любить или уважать. В этом мире нет кайфа – есть специфическое раздражение определенной группы нейронов, нет Любимой – есть социальный субъект, отвечающий нашим базисным потребностям. В этом мире нет Святынь, и погибший ребенок для Ученого Анатома – только тело, в котором прекратились процессы жизнедеятельности.

Ученые сделали мир понятным и предсказуемым. Они мир препарировали, разложили на атомы, пришпилили законами и уложили в исчисляемые таблицы. Мир стал мертвым.

И надеяться стало не на что. Что надеяться? Вот это – будет точно. А этого – не будет никогда.

А потом ты умрешь и не будет ничего.

Чем победила Наука
Мертвые – не подводят.

Очень важное соображение

Сказку про твердый и мертвый мир придумали Ученые. Собственно, она была известна и раньше, но залезла на место официальной религии лишь в XVII веке, когда Наука стала – Королевой.

Наука стала Королевой тогда, когда ее мужем и королем стал Капитал, точнее – капиталистический дух рационализма и свободного личного предпринимательства. Сестра Науки, Магия, тоже боролась за этого завидного жениха, но в конкуренции проиграла. Смелые духом и богатые деньгами все чаще выбирали Науку, и Колдуны все чаще переквалифицировались в Ученые. Почему?

Ответ, к сожалению, незатейлив: в условиях развития машинного производства именно Наука обещала больший доход.

А я повторю: на дворе, батенька, уже брезжил капитализм.

Магия – дело ненадежное, и заклинания срабатывают не всегда. Живой, магический мир откликается волшебством только тогда, когда обращаешься к нему с душой, а если дух твой упал или душа поизносилась – не обессудь, мимо денег.

Ну что тут долго объяснять, это как с женщинами. Тут всё как было, так и осталось.

А в Науке можно вырабатывать продукт, не вкладывая душу. Конечно, на этапе разработки душу вкладывать, а то и закладывать – приходится, но зато когда закон открыт и машина заработала…

Закон природы, он и в Африке закон природы, кнопку нажал – машина продукт выдаст. Наука! Наука – тогда еще в зародыше – становилась многообещающим звеном машинного, то есть бездушного, производства. Машины эксплуатировать проще, чем душу, и из машины можно выжать больше, чем из души. И, главное, надежно: мертвое – не подводит.

НАУКА – ТОТ МИР, ГДЕ МОЖНО ВЫРАБАТЫВАТЬ ПРОДУКТ,

НЕ ВКЛАДЫВАЯ ДУШУ.

Фаусты и девки
Фрэнсис Бэкон, заложивший в основание Науки все главные булыжники, был хорошим практиком и проповедовал, что получать от науки только знания – все равно что жениться на любимой и не иметь от нее детей. Истинная задача науки, по его мнению, распространить могущество человека на весь мир. Магию он отвергает лишь потому, что она бессильна, но цель его точно такая же, как и у чародея, – власть. И большее удобство жизни.

Цель эта сама по себе неплохая – жаль только, что цену пришлось платить непомерную.

Встав лицом к Знаниям, основатели Науки повернулись спиной к Мудрости. Мудрец искал то, как свою душу, свои желания получше подчинить миру, по крайней мере – как с миром подружиться; плоды его поисков – владение собой, добродетель. Маг и Ученый ищут другое: как мир получше подчинить своим желаниям. Плоды их поисков – владение миром, эффективно работающие машины.

Которые за меня все сделают.

Основатели Науки открыли мир, на двери которого написано: «Истина», а за дверью слышался звон монет и взвизгивания девок. И многие Фаусты устремились к этой двери…

Собственно, Наука и Деньги с тех пор не разлучались никогда.

Лекция вторая: социальные основы Науки
В Науку идут много хороших и творческих людей – ровно потому, что так востребованная сегодня торговля их никак не воодушевляет, а тут, в Науке, хотя бы голова употребление имеет. Плюс что-нибудь полезное придумать можно, а то, глядишь, и открытие какое-нибудь сделаешь, продвинешь человечество по пути прогресса.

У меня нет никаких сомнений в их благородных намерениях, но отношение к продуктам Науки у меня несколько другое. Поясню.

Если ваш ребенок увлекся вытачиванием палок с гвоздями, которыми можно здорово шарахать по голове всех, кто его обидит, то, я полагаю, вы постараетесь эту его творческую деятельность прекратить. Хотя – хотя в процессе работы он сидит тихо, никому не мешает, да и работать с ножом учится, учится самостоятельности и усидчивости – хорошим человеческим качествам. Пользы много, верно, но пусть бы он занялся чем-нибудь другим. Потому что делает он – палку с гвоздями.

А при чем тут палка с гвоздями?

На что работает Наука
Существует заблуждение, что развитие науки определяется талантом ученых, которые в ней работают. Конечно, это не так. То есть подпихнуть-то науку вперед они могут, но расцвет науки обеспечивают не они. Расцвет науки обеспечивает ее богатое финансирование.

Которое, естественно, дает возможность талантливым людям проявить себя и успешно двигать свою любимую науку.

Деньги есть у Богатых, то есть у тех людей, которые дорвались до больших денег и хотят их еще умножить. Естественно, просто так они деньги в науку не дадут никогда – только под конкретные разработки, обещающие им деньги еще большие.

В XV веке медицина стояла в одном ряду с ткачеством, земледелием и охотой и по большому счету наукой не считалась, сейчас это – сильнейшая научная индустрия. Почему? Поинтересуйтесь доходностью и поймете причину.

И еще деньги есть у Государства, то есть у группы людей, которые дорвались до очень большой власти. Нужна ли им Наука? Нужна: такая и столько, чтобы иметь власти еще больше. На это они деньги дадут и постараются проследить, чтобы Ученые эти деньги отработали. Поэтому мнение, что ученые заняты поиском Истины, существенно неверно.

Здание Науки состоит из трех домов, и в каждом доме обитатели заняты своим.

В первом доме, точнее, в подпольной, но достаточно просторной хижине, живет симпатичная тусовка, занимающаяся тем, что им интересно. Кроме трепа, им бывают интересны и исследования, вполне научные, имеющие только один минус – не нужные никому, кроме их авторов. Впрочем, авторов это не заботит нисколько, поскольку они открыто и с гордостью признают, что для них Наука – это удовлетворение личного любопытства за государственный счет.

Точнее, за наши с вами деньги.

Второй дом здания Науки обслуживает народное хозяйство. Этот хиреющий филиал живет в основном на подачки и более всего ищет, где бы подзаработать хоть какие-то реальные деньги.

Чем меньше там Науки и больше Мастеровых, тем для этого филиала – и людей – лучше.

В главном же, третьем доме Науки жизнь кипит. Там обычно оказываются и деньги, и талантливые ученые. Но эти ученые делают вовсе не то, что нужно людям, они делают то, что нужно людям у руля. Людям же у руля более всего нужна власть, а власть надежнее всего обеспечивается оружием. Поэтому основной корпус Большой Науки, ее флагман, линкор, крейсер и буксир, занят выполнением заказов государственного военно-промышленного комплекса.

Самые боевые группировки выполняют самые боевые задачи.

Вы помните – в начале века физика была одной из самых бедных наук, и расцвела она не от уравнения Шредингера. Она расцвела тогда, когда пообещала Атомную Бомбу. Она стала перспективным убийцей, и тогда Государство заметило и полюбило ее. Физика стала – королевой наук.

Вспомните далее, отчего вдруг немного позже, вслед за физикой, так резко рванула вперед наука микробиология? Верно, после того, как она смогла пообещать боевикам у власти такие средства, чтоб в один момент испоганить генофонд многочисленных соседей во все стороны от наших границ.

И тогда ей средства – тоже выделили.

Основы наук должны знать все, и они таковы: если твоя Наука государством не финансируется – значит, ты ничего не сделаешь. А если твоя Наука финансируется хорошо – значит, тебя финансирует военно-промышленный комплекс.

Уважаемый коллега, я понимаю, что тебе тоже надо есть и что ты больше ничего не умеешь, но повесь себе на стеночку: если ты работаешь в Науке – ты работаешь на уничтожение человечества.

ЕСЛИ ТЫ РАБОТАЕШЬ В НАУКЕ – ТЫ РАБОТАЕШЬ НА УНИЧТОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Я уже это писал, повторю еще раз: более всего я желаю, чтобы вы ужасно разозлились и доказали, что я совершенно не прав. Жизнью своей доказали.
Я мечтаю оказаться неправым.
ВОЗРАЗИТЕ МНЕ – ЖИЗНЬЮ!

 

Лекция третья: внутренняя жизнь Науки.

Кто идет в Науку.

Наука – это отрасль промышленного производства, но отрасль с особенностями. Конкретно: самые ученые читают ученые книжки в научном зале Ленинской библиотеки, а я туда забрел и смотрю: что это за люди?

Умных людей среди них много, красивых и сильных – единицы. В основном – слабые и убогие. Наука – великолепный тихий заповедник, куда так удобно сбежать от людей и жизни: сиди себе с книжечкой и ощущай себя нужным и умным. Они ушли в Науку, чтобы поменьше жить с людьми, и будут делать такую Науку, которая чем меньше людей касается, тем лучше.

И похоже, у них это очень неплохо получается.

В Науке есть, конечно, и другие деятели, и они в Библиотеках бывают реже. Научная карьера – неплохой путь для бодрых прохиндеев. Пять лет побалдеть в вузе, скидывая сессии на природном обаянии и наглости. Подсуетиться в аспирантуру и любым способом защититься, потом найти покровителя и с его помощью – уютное, никому не нужное НИИ. Финал – немного поработав локтями, самому стать там маленьким начальником и иметь стабильную зряплату.

А что – не пыльно и уважаемо. Не ящики же грузить!

Следующий типаж – искатели Интересного. Вот красивая девушка с живыми глазами заразительно смеется. Она никогда не будет делать то, что она по-настоящему МОЖЕТ, тем более – что просто НУЖНО, она делает то, что ей ИНТЕРЕСНО. Интересный человек, интересная книга – пусть пустой и пустая, но ведь – занятно! Ей не важно где работать и делать что, ей хоть Наука, хоть Театр, лишь бы работа не была скучной. И если она занимается Наукой, она ведь занята не Наукой, она занята своим обычным делом: развлечениями.

Девочкой она всегда мечтала иметь красивые игрушки, но их, видимо, ей не хватало. Или родители не разрешали. А потом она повзрослела и теперь может только в свои игрушки и играть. Игрушки немного другие, чем в раннем детстве, но так же быстро надоедают.

Занимаются действительно Наукой, а не решают свои личные проблемы – похоже, единицы. А те, кто при этом еще остаются Людьми и, занимаясь Наукой, заботятся о Жизни Человеческой – ау! Откликнитесь! Нет ответа…

Впрочем, скорее всего, им просто не до «Откликнитесь». Они заняты – делом.

Диссертация.

– Пап, я кашу не хочу!

– Видишь ли, сынок, при рассмотрении поднятого в данном высказывании вопроса нельзя не учитывать всю совокупность имеющихся в наличии данных. В частности, мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду вышеупомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном несомненно должны быть надеты.

В семье научного работника.

Введение в предмет.

Основным продуктом серьезной научной работы является, безусловно, написание диссертации[5]. На сущность и функции диссертационного исследования существуют различные, нередко взаимоисключающие друг друга взгляды. Упомянем основные из них.

Социальная сущность диссертационного исследования.

Для социально ориентированных практиков, диссертация – это самое длинное заявление на повышение заработной платы. Рассматривая процесс написания и защиты диссертации с точки зрения истории культуры, специалисты находят аналоги этому в древних ритуальных танцах и рассматривают данный феномен как чисто ритуальное действие, эксплицирующее актуальные установки диссертанта и служащее признанию их соответствия нормативным ожиданиям социальных институтов. По мнению же специалистов по социальной магии, написание диссертации – это символическая жертва в обряде научной инициации, удостоверяющая, что диссертант является лояльным в отношении главенствующей в науке школы, признает ее авторитеты и готов включиться в принятые здесь игры.

Дети и дикари выражают это еще прямее: «Примите меня, я свой. Ваш Вождь – мой вождь! Подарки принес, служить вашей тусовке готов».

Диссертацию защищают, чтобы она защищала его – как Талисман. Гуляющий по полю Науки без этого Талисмана будет, вероятнее всего, скоро съеден.

Основные характеристики предмета исследования и его социальные функции.

Учитывая, что безграмотных людей среди молодых ученых немало, надо признать, что написание диссертации является делом в целом полезным. Во время ее написания они читают книги и делают из них выписки, что вообще-то повышает общий культурный уровень.

Хотя с такой же частотой набивает голову научным мусором.

Делая и редактируя текст уже свой, ученики от науки обучаются связной членораздельной речи и правописанию. Приводя текст к приличному виду, диссертанты начинают обращать свое внимание на стилистику и в некоторых случаях даже усваивают логику.

Хотя обычно для диссертации последнее необходимо мало.

Принято, чтобы диссертационное исследование опиралось на фактический материал, но при наличии его отсутствия выручают этнографические описания: что где по научной жизни происходит и что по данной тематике вообще думают некоторые коллеги по несчастью. Это всегда хорошо, потому что занимает много места, а текст оказывается защищенным, поскольку такая информация самая что ни на есть твердая и фактическая.

Пусть и пустая.

Текст, кроме этого, обязательно делается научным, то есть пишется специальным тяжелым стилем и специальными словами, которые называются научной терминологией. Делается, это, как правило, от страха, чтобы редкий будущий читатель не сразу догадался о том, что с самого начала и так печально ясно нашему автору: весь его текст – ахинея.

Так пишут практически все. А кто, уважая себя, пишет не так, тот из науки уходит.

Нормальная диссертация по гуманитарным дисциплинам – это собрание общих мест, то есть принятых в данной школе мировоззренческих суеверий. А если вам представили: «Кандидат философских наук», знайте – перед вам, как правило, просто ремесленник средней руки, делающий рефераты работ других специалистов.

И вставляющий по ходу переписывания свои вкусовые замечания, что и называется его личным вкладом в науку Философию.

Заключение: практические выводы.

На самом деле, написание настоящей правильной диссертации является достаточно специальным видом литературной и социальной работы, поэтому ориентированные по жизни люди делают всё проще: просто платят специалисту, который великолепно защищабельную диссертацию напишет практически на любую заказанную вами тему.

Конкретно: будет нужда, дам телефончик.

* * *

Правда, кроме гуманитариев, есть физики и другие предметники, и научные исследования по естественным дисциплинам делаются немного по другим правилам. Однако…

Инструкция для читателя научных статей.

Науку делают люди, то есть когда-то халтурят, выдают желаемое за действительное, обманывают и обманываются. И только наивный, не знающий очевидную для посвященного подноготную, принимает за чистую монету то, что читает в серьезном Научном Исследовании.

Не будьте наивными.

Мне повезло, мне еще на заре студенческой юности посчастливилось найти исключительно практичную инструкцию, помогающую делать квалифицированную расшифровку научного текста и переводить его на русский язык. Нашел я это в веселой книжке «Физики шутят», но могу сказать уверенно: ничего более серьезного я на эту тему – не встречал.

Кстати, две картинки – оттуда.

Итак,

Инструкция для читателя научных статей.

Во всех основных разделах современной научной работы – во введении, изложении экспериментальных результатов и так далее – встречаются традиционные, общеупотребительные выражения. Ниже мы раскрываем их тайный смысл (в скобках).

«Хорошо известно, что…» (Я не удосужился найти ссылку на работу, в которой об этом было сказано первый раз.).

«Имеет огромное теоретическое и практическое значение». (Мне лично это кажется интересным.).

«Сначала изложим теорию…» (Все выкладки, которые я успел сделать вчера вечером.).

«Очевидно…» (Я этого не проверял, но…).

Описание экспериментальной методики.

«При создании этой установки мы рассчитывали получить следующие характеристики…» (Такие характеристики получились случайно, когда нам удалось наконец заставить установку начать работать.).

«Поставленной цели мы добились…» (С серийными образцами вышли кое-какие неприятности, но экспериментальный прототип работает прекрасно.).

«Был выбран сплав висмута со свинцом, поскольку именно для него ожидаемый эффект должен был проявиться наиболее отчетливо». (Другого сплава у нас вообще не было.).

«Для детального исследования мы выбрали три образца». (Результаты, полученные на остальных двадцати образцах, не лезли ни в какие ворота.).

Изложение результатов.

«Типичные результаты приведены на…» (Приведены лучшие результаты.).

Хотя при репродуцировании детали были искажены, на исходной микрофотографии ясно видно…» (На исходной микрофотографии видно то же самое.).

«Ясно, что потребуется большая дополнительная работа, прежде чем мы поймем…» (Я этого не понимаю.).

«Согласие теоретической кривой с экспериментом:

– Блестящее… (Разумное.).

– Хорошее… (Плохое.).

– Удовлетворительное… (Сомнительное.).

– Разумное… (Вымышленное.).

– Удовлетворительное, если принять во внимание приближения, сделанные при анализе…» (Согласие вообще отсутствует.).

«Наиболее надежные результаты были получены Джонсом…» (Это мой дипломник.).

Обсуждение результатов.

«На этот счет существует единодушное мнение…» (Я знаю еще двух ребят, которые придерживаются того же мнения.).

«Можно поспорить с тем, что…» (Я сам придумал это возражение, потому что на него у меня есть хороший ответ.).

«Можно надеяться, что эта работа стимулирует дальнейший прогресс в рассматриваемой области…» (Эта работа ничего особенного собой не представляет, но то же самое можно сказать и обо всех остальных работах, написанных на эту жалкую тему.).

«Наше исследование показало перспективность этого подхода…» (Ничего пока не получилось, но мы хотим, чтобы правительство отпустило нужные средства.).

Что доказывают факты.

Нам могут врать, что Наука отличается от Магии критическим здравомыслием, тем, что научные знания основываются на фактах, а Магия – на вере. Это – неправда. На фактах основываются все, включая сумасшедших. Вопрос всегда в том, на каких фактах кто основывается и как их толкует.

Вы помните, как было доказано, что у кузнечика уши – на ногах? Кузнечику ноги оторвали, говорят: «Прыгай!», а он уже не прыгает – не слышит.

Настоящие ученые как-то уже давно в курсе, что Знание приходит не от накопления фактов.

Если вы скажете серьезному Ученому, что истинность доказывается фактами, он рассмеется вам в лицо. Факты конкретного ученого исследователя доказывают только то, что видит в них для себя этот конкретный ученый.

И во что согласны верить его друзья, ученики и другие из его же кормушки.

Приверженцы же конкурирующей группировки вам убедительно расскажут, что факты этого исследователя – во-первых, вовсе не факты, а, во-вторых, если что-то и доказывают, то вещи прямо противоположные.

Как правило, в конце концов аргументация побеждает у того, сторонник чьего мнения становится директором профильного Института.

Сказка про Гипотезу-красавицу и Добрых молодцев, которые, похоже, почти ни при чем…

– Я умею отгадывать мысли, но только за деньги: такса пять рублей. Думайте, думайте… О, отгадываю: вы сейчас едете из отпуска домой.

– Ну, правильно! С меня пять рублей.

– Думайте, думайте… Вы едете домой… к жене!

– Ну, да…

– Думайте, думайте… Вы едете к жене… разводиться!

– Великолепно!!! С меня сто рублей!

– За что?!

– Это – не мысль. Это больше, это – идея!

Думайте, думайте…

Домохозяйки и студенты-первокурсники уверены, что наука делается пристойно: собираются факты, на их основе рождаются гипотезы, гипотезы проверяются экспериментом, в результате получаем правильное и надежное знание, расширяющее и углубляющее наше представление о мире. Сами ученые лишены подобной невинности и знают, что дело обстоит существенно веселее, а именно с точностью до наоборот. Они знают, что Наука начинается не с Фактов, а с Пред-видения Фактов. С Идеи: с задумки или озарения.

В Науке эта девушка называется – Гипотеза. Откуда и как она является, тайна сия велика есть, и ученые предпочитают тут не исследовать, а молиться.

Эта Гипотеза – девушка своенравная, но желанная всеми, ибо только она может родить Знание. И даже много. Знания, правда, знаниям рознь, и стоящими в Научном Государстве признаются только те, что родились от ее законного брака с Фактами.

Хотя – и Факты разные бывают.

Так вот, живет в Научном мире сказка старая про то, как Гипотеза женихов себе искала, и рассказывается она так:

Собрались как-то Факты – добры молодцы, зовут Гипотезу – красну девицу. «Нет, – сказала им Гипотеза, – не любы вы мне, потому что есть среди вас и крикуны глупые, и пустышки дутые». Смутились Факты, разобрались меж собой, пришли к милой девушке Гипотезе снова. Убедилась Гипотеза, что Фактов много и все как на подбор: серьезные и основательные, тогда оформилась, как полагается, и сделала с ними Официальный Эксперимент, и даже не один раз. Родились скоро у них Знания, много Знаний, один другого сильнее и краше.

Да… бывает, правда, и по-другому. Бегает по деревне растрепанная и худосочная девка Гипотеза, Знанием уже беременная, ищет себе Фактов, чтобы задним числом прикрыться. Нашла кого ни попадя – и вот на тебе, Знаний наплодила. Только Знания те мелкие, бледные и кривые, и поэтому – не работают…

Так-то, детки: плохая Гипотеза Фактов себе ищет, к Гипотезе Красавице Факты сами бегут. А самое главное то, что главным лицом в сказках этих завсегда Гипотеза оказывается. Чем краше и плодовитее она, тем больше умных и крепких Знаний она нарожает. А Факты что? Была бы Гипотеза – Факты найдутся.

БЫЛА БЫ ГИПОТЕЗА – ФАКТЫ НАЙДУТСЯ.

 

Факты Магии.

Кровь – это вещество или существо? А тело – свято? Оно состоит только из частей и органов – или имеет лицо?

Вопросы Розанова.

Магия тоже основывается на фактах, просто – других. Ее факты из другого видения мира, из видения мира – живым.

От чего растут мышцы и формируется атлетическая фигура? Наука утверждает, что от питания и тренировки, и приводит доказывающие это факты. Факты совершенно правильные, но они доказывают только то, что такое понимание может быть, а не то, что другое понимание – быть не может. Потому что я приведу факты другие, и они дадут и обоснуют понимание другое.

Точнее, если у меня другой взгляд, другое понимание, то я вижу и знаю другие факты. Было бы понимание, факты – найдутся.

Я знаю, что тело – живое, оно расцветает и сильнеет тогда, когда чувствует к себе любовь и внимание. Не нагрузка – питание тела, а любовь к нему, внимание и забота. Если тело мучить нагрузками без любви, трудить бесчувственно, оно ссыхается и начинает болеть.

Не характер нагрузки формирует тело, а вера и видение. Берешь на грудь Великий Вес, с которым видишь себя Великаном – тела прибавляется, и скоро ты будешь великаном. Нагружаешь себя небольшим весом, но много и часто – последи за собой! – ты же глазами, вниманием и душой видишь, как тело поджимается, становится собраннее и четче. Ты начинаешь видеть и чувствовать себя другим, верить в себя другого – и становишься таким.

Факт.

Утренняя зарядка полезна не ранней нагрузкой – любой специалист вам скажет, что нагрузка сразу после сна скорее – вред. Утренняя зарядка полезна тем, что, чувствуя себя в зарядке, ты массажировал свои мышцы вниманием, питал их заботой, воспитывал их верой. И тело – ожило.

Пять минут зарядки с душой дают больше, чем полчаса из-под палки и без души.

Факт?

Лекция четвертая: лицо современной Науки.

Вклад Науки в Культуру.

Без всякого сомнения, наука вносит огромный вклад в человеческую культуру и, конкретно, в душу каждого человека.

Конкретно, наука учит тебя ненасытности. Теперь, под ее наркозом, как бы много ты ни достиг, скольким бы ты ни овладел, тебе всегда будет этого мало. Ты будешь постоянно бежать за горизонтом, уже будешь видеть, как много прекрасного – удивительно прекрасного! – откроется вот-вот, но горизонт будет каждый раз убегать от тебя все дальше.

И ты будешь страдать от этого всегда. Правда, здорово?

Наука и техника изобретет тебе еще более совершенный видеомагнитофон – и ты будешь бегать за деньгами для него, потом бегать за ним, а потом с еще большим энтузиазмом с его помощью будешь убегать от жизни.

Авраам или какой-нибудь крестьянин в прежние эпохи умирал «стар и пресытившись жизнью». Он пресытился жизнью – она дала ему все, и он все от нее взял. Его жизнь действительно кончилась – не физически, а содержательно, духовно, она благополучно исчерпалась, и ее можно было спокойно закрывать.

А ты будешь умирать голодным – не по куску хлеба, а по вкусу жизни. И чем твоя жизнь была прекраснее, тем больнее тебе будет с нею расставаться.

Твой голод и твою боль создала и подарила тебе – твоя Наука, твоя Техника, твоя Культура.

* * *

Меня часто упрекают за заносы и преувеличения: вот, ради красного словца, лишь бы эффектно, и в результате такие перегибы. Берите, Н.И., пример с мудрых людей, они говорят взвешеннее.

Беру. Собственно, только с них я пример и беру.

Христос, Сенека, Будда, Лао-цзы, Кант, Толстой, Торо, М.Вебер, К.Льюис… Мало?

И если вы хоть сколько-нибудь интересовались историей культуры и мудрецов читали, а не только почитали, то вы обвините Козлова в другом:

ЧТО Я ИХ ПРАКТИЧЕСКИ ЦИТИРУЮ.

Просто я цитирую из них то, что цитировать из них – не принято. В чем, на взгляд современной прогрессивной Науки, они не правы.

Все – не правы.

Современная прогрессивная Наука.

Конечно, достижения современной прогрессивной Науки велики и неоспоримы. Можно спорить, что составляет ее авангард и сердцевину – естественные или гуманитарные Науки, но все они достаточно согласованно и дружно двигают Прогресс человеческого общества.

Юриспруденция внушительно обосновывает пожелания текущего правительства и оформляет государственное насилие в регулярные и привычные для народа рамки.

Наука и техника Военного дела учит, как людей превращать в баранов, и, аккумулируя достижения родственных ей наук от баллистики до психиатрии, создает возможности эффективного убийства в массовых масштабах.

В противоположность этому, современная Медицина – это наука о том, как поддерживать жизнь в тех, кто о ней совершенно не заботится, а то и просто ее недостоин. Впрочем, главные свои достижения Медицина совершила благодаря тесному содружеству именно с Военным делом.

Исторические науки о Культуре очень важны. Они рассказывают, почему хорошо то, что в данной народности привычно, и какие развлечения особенно желательны с точки зрения власть имеющих.

Все это конкретизируется в Эстетике. Эта наука, придуманная Баумгартеном в 1750 году, обслуживает в первую очередь скучающих по развлечениям и попереживаниям лентяев, а также таких лентяев активно создает. Консилиум ее специалистов умно обсуждает, как еще эффективнее отвлекать людей от того, что должно, и привязывать их к тому, что тешит рецепторы – к приятному.

* * *

Наука делает человека сильнее – верно, только в каком направлении и есть ли это благо? У человека есть дурь, есть лень, есть желание развлекаться или мстить – поправит ли она такого человека? Поправит ли она нас с вами? Нет, наука только услужливо поможет эту дурь наилучшим образом воплотить.

Наука ничего не делает ни с головой, ни с душой человека, она только усиливает его руки. Дурак становится вооруженным. Когда во дворе дети начинают бегать с палками, умные взрослые обычно эти палки забирают и это баловство прекращают. Наука же – это фабрика по изготовлению все более страшных дубин детьми, сбежавших из-под контроля.

Что нам делать, как устроить нам свою жизнь – на эти вопросы Наука не ответит никогда, сколько бы самых высокооплачиваемых профессоров не встали в позу пророков. Или ты профессор от Науки – и тогда ты не Пророк, или ты Пророк – но тогда ты вне Науки.

НАУКА НЕ ДАЕТ – ПУТЬ, НАУКА ДАЕТ ТОЛЬКО – СИЛУ.

 

Козлов Николай Иванович "Философские сказки". Главы из книги.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.