|
|||
ОТЦЫ И ДЕТИ.1.ОТЦЫ И ДЕТИ. Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения. Аспекты направления "Отцы и дети". С каких сторон можно рассматривать данное направление. 1. Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения. 2. Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений. 3. Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели. 4. Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и т.д. Определение ОТЕЦ 1.Мужчина по отношению к своим детям. 2. Тот, кто заботится о других: покровитель, благодетель 3. Отцы (только мн.ч.). Руководитель, глава 4. Основоположник учения.Изобретатель важной части науки, художества, ремесла, или весьма прославившийся чем-либо. Корень, основанье, начало, источник. Санскритский язык отец языков европейских. Нужда отец догадки. Отец отечества, благодушный государь. 5. Предки, предшествующее поколение. 6. Представитель старшего поколения, пожилой мужчина. 7. Люди, облеченные властью. 8. перен. Человек, по-отечески заботящийся о подчиненных, младших. Синонимический ряд: родоначальник, зачинатель, родитель, старец, предок Устойчивые выражения и словоупотребление: От отца к сыну, отец семейства, названый отец, духовный отец, крёстный отец, посажёный отец, отчий дом, отеческая любовь, отец народов, отец истории
Дети (ребенок, дитя) 1. Маленький ребенок. 2. Сын или дочь. 3. Человек, усвоивший влияния и отразивший в своем характере основные черты какой-нибудь среды. Дитя века. Дитя свободы. Дитя улицы. 4. употр. как ласковое обращение, преим. к девушке или юноше 5. Человек, не тронутый городской культурой, близкий к природе. (дитя природы, дитя цветов) 6. Человек неопытный, наивный, поступающий как ребенок. 7. Молодые люди, новое поколение, потомки. 8. Идейные последователи. 9. Человек, на котором отразились типические черты какой-либо среды/эпохи. 10. Человек, кровно, тесно связанный с кем-либо, чем-либо. Синонимический ряд: чадо, цветы жизни, молодое (новое, современное) поколение, отпрыски, наше будущее, потомки, сыновья, сыны, будущие поколения, грядущие поколения, наследие, молодые люди, молодежь, подрастающее поколение. Устойчивые выражения и словоупотребление: детские лепет, блудный сын, сын полка, дитя века, дитя природы, дитя свободы, дитя улицы, как ребенок, сыновний долг, сын своего времени,
Тезисы по направлению «Отцы и дети» Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений§ Советы родителей очень много значат для детей§ По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах§ Не заботиться о своих родителях – значит предать их§ Не всегда родители несут добро своим детям§ Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы§ Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке§ Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.§ Список литературы • «Отцы и дети» И.С. Тургенев •«Дворянское гнездо» И.С. Тургенев •«Недоросль» Д.И. Фонвизин •«Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский •«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь •«Обыкновенная история» И.А. Гончаров •«Обломов» И.А. Гончаров •«Обрыв» И.А. Гончаров •«Детские года Багрова – внука» С.Т. Аксаков •«Капитанская дочка» А.С. Пушкин •«Детство. Отрочество. Юность» Л.Н. Толстой •«Война и мир» Л.Н. Толстой •«Свои люди-сочтемся» А.Н. Островский •«Гроза» А.Н. Островский •«Чучело» В.К. Железников •«Географ глобус пропил» А.В. Иванов •«Вишневый сад» Чехов А.П. •«Иуда Искариот» Л.Н. Андреев •«Старик Завеев» П.Ф. Нилин •«Белая гвардия» М.А. Булгаков •«Сережа» В.Ф. Панова •«Горе от ума» А.С. Грибоедов •«Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский •«А вам и не снилось» Г.Н. Щербакова •«Два капитана» В.А. Каверин •«Принц и нищий» М. Твен •«Приключения Тома Сойера» М. Твен •«Судьба человека» М.А. Шолохов •«Тихий дон» М.А. Шолохов •«Станционный смотритель» А.С. Пушкин •«Борис Годунов» А.С. Пушкин •«Скупой рыцарь» А.С. Пушкин •«Безумная Евдокия» А.Г. Алексин •«Сын полка» В.П. Катаев •«Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» К.С. Льюис •«Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс •«Облака» Аристофан •«Грозовой перевал» Э. Бронте •«Убить пересмешника Х. Ли •«Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери •«Король Лир» У. Шекспир •«Питер Пэн» Дж. Барри •«Гарри Поттер и…» (все книги) Дж. Роулинг •«Дети капитана Гранта» Ж. Верн •«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери •«Ромео и Джульетта» У. Шекспир •«Над пропастью во ржи» Дж.Д. Сэлинджер •«Граф Монте-Кристо» А. Дюма •«Зеленый шатер» Л.Е. Улицкая •«Лестница Якова» Л.Е. Улицкая •«Казус Кукоцкого» Л.Е. Улицкая •«Искренне ваш Шурик» Л.Е. Улицкая •«Медея и ее дети» Л.Е. Улицкая •«Дети мои» Г. Яхина •«Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»» Ф. Флэгг •«Последний учитель» В. А. Петросян •«Обман» А. А. Лиханов •«Книжный вор» М. Зусак •«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман •«Прах Анджелы» Ф. Маккорт •«Жутко громко запредельно близко» Дж. С. Фоер •«Чарли и шоколадная фабрика» Р. Даль •«Аня из Зеленых Мезонинов» Л. Монтгомери •«Форрест Гамп» У. Грум •«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл •«Мост в Терабитию» К. Патерсон •«Старший сын» А.В. Вампилов •«Бедные родственники» Л.Е. Улицкая •«Похороните меня за плинтусом» П.В. Санаев •«Финансист» Т. Драйзер •«Американская трагедия» Т. Драйзер •«Большие надежды» Ч. Диккенс •«Повелитель мух» У. Голдинг •«35 кило надежды» А. Гавальда •«Белое на черном» Р. Гальего •«Белый Олеандр» Дж. Фитч •«Вторая жизнь Уве» Ф. Бакман •«Овод» Э.Л. Войнич •«Сын» Ю Несбё •«Гарри Поттер и проклятое дитя» Дж. Роулинг, Дж. Торн, Дж.Тиффани •«Наследие» К. Уэбб •«О мышах и людях» Дж. Стейнбек •«К востоку от рая» Дж. Стейнбек •«Атлант расправил плечи» А. Рэнд •«Я победил Гитлера» Р.Р. Сальмони • «Ванька» А.П. Чехов •«Свеча горела» М. Гелприн •«Синяя звезда» А.И. Куприн •«Уводящий по снегу» Ф. Моуэт •«Бабка» В.А. Осеева •«Ежик - история о напрасной суете» Г. Горин •«Грустная история семьи Муравьед» Э. Керет •«Васюткино озеро» В.П. Астафьев •«Телеграмма» К.Г. Паустовский •«Юшка» А.П. Платонов •«Красавица» И.А. Бунин •«Лапти» И.А. Бунин ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ. 100 тем для подготовки к итоговому сочинению. 1.Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»? 2.В чем причины конфликта отцов и детей? 3.Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей? 4.Как вы понимаете высказывание Вовенарга: «Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе» 5.Противостояние отцов и детей как борьба старого и нового. 6.Какими бывают взаимоотношения отцов и детей? 7.На чем строятся взаимоотношения в семье? 8.Какова роль матери в жизни ребенка? 9.Согласны ли Вы со словами В.О. Ключевского «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей». 10.Какова роль отца в жизни ребенка? 11.Может ли кто-нибудь заменить родителей? 12.Согласны ли Вы, что детям присущ «дух протеста» больше, чем их родителям? 13.Каковы последствия гиперопеки? 14.Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка? 15.Могут ли дети повлиять на родителей? 16.Почему важно проявлять уважение к старшему поколению? 17.Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»? 18.Как Вы понимаете слова Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его» 19.В чем заключается преемственность поколений? 20.Что значит преемственность в культуре/искусстве/науке? 21.Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»? 22.В чем причины сиротства? 23.Что такое «духовное сиротство»? 24.Каковы последствия сиротства? 25.Кого можно назвать отцом? 26.В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»? 27.Что значит быть «отцами и детьми» в науке и искусстве? 28.Как вы понимаете словосочетание «поколение гугл»? 29.Важен ли спор поколений в «науке», искусстве? 30.Как спор поколений воздействует на прогресс? 31.Старое и новое в науке и искусстве. 32.Как происходит становление характера человека? 33.Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя? 34.Как связано словосочетание «отцы и дети» с понятиями «опыт» и «неопытность»? 35.К чему может привести конфликт поколений? 36.Чем опасно отсутствие преемственности поколений? 37.Для чего нужно помнить о предках? 38.Как отца и детям найти компромисс? 39.Как вы понимаете такое устойчивое выражение, как «названый отец»? 40.Кого называют «духовным отцом»? 41.Как вы понимаете устойчивое выражение «от отца к сыну»? 42.Что такое сыновий долг? 43.Чем «отеческая любовь» отличается от «материнской»? 44.Чем отличается слово «дитя» от слова «ребенок»? 45.К кому применимо словосочетание «дитя века»? 46.Что такое «инфантильность»? 47.Чем опасна «инфантильность» взрослых? 48.Кого называют «сынами Отечества»? 49.Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»? 50.Согласны ли Вы с выражением: «Один отец значит больше, чем сто учителей» 51.Чем опасно «слепое» следование авторитетным идеям? 52.Какого человека можно назвать «авторитетным»? 53.Согласны ли Вы со словами Сервантеса «Заслуги отца на сына не распространяются»? 54.Чем родители могут навредить своему «ребенку»? 55.Что значит быть «благодарным сыном/дочерью» 56.Что значит быть «вечным ребенком»? 57.Как вы понимаете выражение «чужих детей не бывает»? 58.Раскройте смысл пословицы: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей». 59.Как вы понимаете мысль Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»? 60.Раскройте смысл высказывания В.А. Сухомлинского: «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца» 61.Проблема воспитания в пьесе «Недоросль». 62.Борьба старого и нового в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? 63.С какими сложностями сталкиваются родители в воспитании подрастающего поколения? 64.Как вы понимаете словосочетание «отцовский пример»? 65.Как вы понимаете высказывание «дурной пример заразителен», раскройте его смысл. 66.Раскройте смысл высказывания: «Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми» 67.К чему приводит отсутствие любви в семье? 68.Что называют «ошибкой воспитания»? 69.Что самое важно в отношения между родителями и детьми? 70.Как Вы понимаете: «Никогда не заставляйте детей покупать истину ценою порока и не совершенствуйте их ума в ущерб сердцу» 71.Согласны ли Вы с мыслью Ж.Жозефа «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика»? 72.Раскройте смысл высказывания: «Детство - когда все удивительно и ничто не вызывает удивления». 73.Согласны ли вы с высказыванием: « Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»? 74.Как вы понимаете смысл высказывания «Дети - плоды, не видящие корней» 75.«Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» 76.Согласны ли Вы с высказыванием: «Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно» 77.Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед»? 78.Согласны ли вы с наставлением Ф. Милетского: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями» 79.Раскройте смысл высказывания: «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга». 80.Как вы понимаете высказывание Токвиля: «В демократических странах каждое новое поколение — новый народ» 81.Согласны ли вы с высказыванием Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»? 82.Как Вы понимаете высказывание: «Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами». 83.Согласны ли Вы с мнением Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». 84.Согласны ли Вы с мнением Шоу: «Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, их родители»? 85.«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». Марк Твен. Что имел в виду автор, написав эти строки? 86.Согласны ли Вы с высказыванием: «Проблемы взаимоотношений поколения в том, что молодые сами хотят наступить на грабли, а старые изо всех сил пытаются им в этом помешать». 87.Согласны ли Вы с высказыванием А. А. Тарковского: «… каждое поколение должно совершить <жертвоприношение> по отношению к своим детям: принести себя в жертву». 88.Согласны ли Вы с тем, что «мы перестаем быть детьми, когда становимся способными сделать то, что советовали сделать родители» (П. Вацлавик) 89.Почему в глазах родителей мы всегда остаемся детьми? 90.Согласны ли вы с утверждением Б.Л. Васильева: «…нет страшнее предательства, чем предательство своего отца». 91.Согласны ли Вы с утверждением А. Нотомб: «дети, которых не признают их отцы, жестоко страдают. Но куда больше страдает отец, которого не желает признавать его дитя». 92.Согласны ли Вы с утверждением: «Тяжело переносит несостоятельность своих детей тот, кто сам не сделал своего дела. 93.Раскройте смысл высказывания Уоллеса: «Если о человеке можно сказать, что сын любил его, тогда, думаю, такой человек достоин считаться великим». 94.Как вы понимаете высказывание Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими». 95.Как вы понимаете высказывание: «дети, по существу, являются пленниками своих родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят» 96.Согласны ли Вы с высказыванием: «Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой». 97.Раскройте смысл высказывания: «Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты» 98.Какова роль спора поколений в поиске истины? 99.Как вы понимаете слово «поколение»? 100.Трудно ли быть «родителем»?
|
|||
|