Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иван да Марья» .Рисование русского народного костюма



« Иван да Марья» .Рисование русского народного костюма

Разработка занятия для детей подготовительной группы.

Разработала педагог дополнительного образования МДОУ №1

Г.Конаково Комкова Тамара Евгеньевна

 

Цель:Познакомить с русским народным костюмом. Развивать творческие способности в изобразительной , речевой и театрально-игровой деятельности. Доставить детям радость.

Активизировать словарь :кокошник , прялка ,портные, сундук ,

косоворотка ,крестьянки .

Предварительная работа:Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с бытом крестьян Корчевского уезда Тверской области. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла»

 

 

Ход занятия.

Под русскую народную музыку в зал входят дети. Их встречает ведущая в русском народном костюме.

Ведущая :Добрый день , гости званные , желанные.

              Рады мы всем гостям, как добрым вестям !

              Всех примечаем, душевно встречаем ,

               Присесть приглашаем .

 Дети проходят в зал и рассаживаются. В зале создана мини-горница , в которой находятся различные предметы старинного быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей в старину. Все это собиралось сотрудниками детского сада при активной помощи родителей .

Ведущая: Собрались мы с вами сегодня, чтобы узнать какую одежду носили наши предки. В музее мы видели с вами ткацкий станок на котором ткали ткань, из рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла», узнали как нелегко было получить льняное полотно, чтобы сшить рубашку. А вот теперь в нашей горнице мы увидели прялку.А для чего она была нужна?

( Дети отвечают).

 

Ведущая:Да , ребята. Крестьянская жизнь была нелегкой. Все надо было сделать своими рукамии вырастить лен , и наткать ткани и спрясть пряжу и сшить одежду. А как назывались люди, которые шили одежду? (Портные)

В старину вся одежда называлась порты или портище. Так называли всю одежду и мужскую и женскую. Отсюда и идет слово портной. Слово платье появилось позже А как вы считаете, кто раньше чаше были портными мужчины или женщины. ( Дети отвечают )Многие столетья портными были только мужчины. К мастерам портным на ученье отдавали мальчиков, для этого их даже привозили в Москву из других городов. А в деревнях, как правило, одежду шили дома. В бедных семьях сама хозяйка, в богатых-служанки. До нашего времени даже дошла поговорка «Всяк портной на свой раскрой».До нашего времени подлинной повседневной одежды почти не осталось, ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости

«Не поносишь старого – не носить и нового» -говорили в старину

А как вы думаете, где хранилась одежда? ( Дети отвечают –в сундуке)

Ведущая :Вот и у нас тоже в нашей горнице стоит сундук. Давайте его откроем и посмотрим что лежит там.

Дети подходят к сундуку , звучит народная музыка и ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.

Ведущая : Куклы к празднику готовы,

                    Посмотрите на обновы –

                     Сарафаны расписные

                  Да рубашечки льняные

                  Мальчика зовут Иван

                   А на Марье сарафан.

                   Хотят с вами подружиться,

                   Вместе петь и веселиться.

Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? ( Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги )

  А чем украшены костюмы? ( Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой .На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)

Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася
              Бусы красны надевала - украшалася.

              Когда бусы одевала –

              Нитку шелкову порвала.

              Люди добры – помогите,

              Марье бусы соберите.

 

Организуется ИГРА «Собери бусы». На ковре рассыпаются бусины. Команда девочек собирает их в корзинку с розовым бантом, команда мальчиков с синим.Играет веселая народная музыка. Дети собирают бусинки.

Ведущая :Молодцы , ребята. Садитесь на свои места. Вы увидели сегодня как старались украсить свою одежду простые люди. Ими было придумано много способов окраски ткани. Краску делали, используя разные растения  -зверобой, василек, листья бузины, березы, шелуху лука. Краски умело смешивали, получая разные цветовые оттенки. В каждом регионе жители имели свои пристрастия в выборе цвета одежды Назовите пожалуйста любимые цвета Корчевских крестьянок (Дети отвечают – красный и синий)

У русской рубахи был своеобразный покрой ворота.Его разрез распологался не посередине груди, а сбоку. Поєтому она называлась косовороткой. Белая косоворотка часто украшалась по вороту , подолу и низу рукавов вышивкой. На груди делалась вставка другого цвета. Мужские брюки были обычно синего , или черного цвета. Выходные штаны иногда шили из ткани в полоску.

Посмотрите на Марью. А какие места в женской одежде чаще всего украшались? ( Дети отвечают – рукава, горловина рубахи, верх и подол сарафана).

Ведущая : Ребятки а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды .

                Не танцует , не поет

                Наш игрушечный народ.

                Сарафан у них простой-

                Белый, а не расписной.

                Не украшена рубашка –

                Нет и вышивки на ней.

                Все исправить, все украсить

                Просят куколки детей

Ребята , давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки.

Дети соглашаются и украшают силуэтные изображения кукол.

Ведущая : ( После выполнения детьми задания).А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

               Расступись , честной народ!

                На лужайке у ворот

                Закружился, завертелся

                 Разноцветный хоровод.

Куклы Иван и Марья благодарят детей за работу и прощаются с ними.

Во второй половине дня воспитатель с детьми оформляет коллективную работу «Русский хоровод».

 

P.S. Фотографии данного занятия и предварительной подготовки к нему см. в фотоальбоме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.