|
|||
Иван да Марья» .Рисование русского народного костюмаСтр 1 из 3Следующая ⇒ « Иван да Марья» .Рисование русского народного костюма Разработка занятия для детей подготовительной группы. Разработала педагог дополнительного образования МДОУ №1 Г.Конаково Комкова Тамара Евгеньевна
Цель:Познакомить с русским народным костюмом. Развивать творческие способности в изобразительной , речевой и театрально-игровой деятельности. Доставить детям радость. Активизировать словарь :кокошник , прялка ,портные, сундук , косоворотка ,крестьянки . Предварительная работа:Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с бытом крестьян Корчевского уезда Тверской области. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла»
Ход занятия. Под русскую народную музыку в зал входят дети. Их встречает ведущая в русском народном костюме. Ведущая :Добрый день , гости званные , желанные. Рады мы всем гостям, как добрым вестям ! Всех примечаем, душевно встречаем , Присесть приглашаем . Дети проходят в зал и рассаживаются. В зале создана мини-горница , в которой находятся различные предметы старинного быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей в старину. Все это собиралось сотрудниками детского сада при активной помощи родителей . Ведущая: Собрались мы с вами сегодня, чтобы узнать какую одежду носили наши предки. В музее мы видели с вами ткацкий станок на котором ткали ткань, из рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла», узнали как нелегко было получить льняное полотно, чтобы сшить рубашку. А вот теперь в нашей горнице мы увидели прялку.А для чего она была нужна? ( Дети отвечают).
Ведущая:Да , ребята. Крестьянская жизнь была нелегкой. Все надо было сделать своими рукамии вырастить лен , и наткать ткани и спрясть пряжу и сшить одежду. А как назывались люди, которые шили одежду? (Портные) В старину вся одежда называлась порты или портище. Так называли всю одежду и мужскую и женскую. Отсюда и идет слово портной. Слово платье появилось позже А как вы считаете, кто раньше чаше были портными мужчины или женщины. ( Дети отвечают )Многие столетья портными были только мужчины. К мастерам портным на ученье отдавали мальчиков, для этого их даже привозили в Москву из других городов. А в деревнях, как правило, одежду шили дома. В бедных семьях сама хозяйка, в богатых-служанки. До нашего времени даже дошла поговорка «Всяк портной на свой раскрой».До нашего времени подлинной повседневной одежды почти не осталось, ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости «Не поносишь старого – не носить и нового» -говорили в старину А как вы думаете, где хранилась одежда? ( Дети отвечают –в сундуке) Ведущая :Вот и у нас тоже в нашей горнице стоит сундук. Давайте его откроем и посмотрим что лежит там. Дети подходят к сундуку , звучит народная музыка и ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах. Ведущая : Куклы к празднику готовы, Посмотрите на обновы – Сарафаны расписные Да рубашечки льняные Мальчика зовут Иван А на Марье сарафан. Хотят с вами подружиться, Вместе петь и веселиться. Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? ( Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги ) А чем украшены костюмы? ( Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой .На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы) Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася Когда бусы одевала – Нитку шелкову порвала. Люди добры – помогите, Марье бусы соберите.
Организуется ИГРА «Собери бусы». На ковре рассыпаются бусины. Команда девочек собирает их в корзинку с розовым бантом, команда мальчиков с синим.Играет веселая народная музыка. Дети собирают бусинки. Ведущая :Молодцы , ребята. Садитесь на свои места. Вы увидели сегодня как старались украсить свою одежду простые люди. Ими было придумано много способов окраски ткани. Краску делали, используя разные растения -зверобой, василек, листья бузины, березы, шелуху лука. Краски умело смешивали, получая разные цветовые оттенки. В каждом регионе жители имели свои пристрастия в выборе цвета одежды Назовите пожалуйста любимые цвета Корчевских крестьянок (Дети отвечают – красный и синий) У русской рубахи был своеобразный покрой ворота.Его разрез распологался не посередине груди, а сбоку. Поєтому она называлась косовороткой. Белая косоворотка часто украшалась по вороту , подолу и низу рукавов вышивкой. На груди делалась вставка другого цвета. Мужские брюки были обычно синего , или черного цвета. Выходные штаны иногда шили из ткани в полоску. Посмотрите на Марью. А какие места в женской одежде чаще всего украшались? ( Дети отвечают – рукава, горловина рубахи, верх и подол сарафана). Ведущая : Ребятки а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды . Не танцует , не поет Наш игрушечный народ. Сарафан у них простой- Белый, а не расписной. Не украшена рубашка – Нет и вышивки на ней. Все исправить, все украсить Просят куколки детей Ребята , давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки. Дети соглашаются и украшают силуэтные изображения кукол. Ведущая : ( После выполнения детьми задания).А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу. Расступись , честной народ! На лужайке у ворот Закружился, завертелся Разноцветный хоровод. Куклы Иван и Марья благодарят детей за работу и прощаются с ними. Во второй половине дня воспитатель с детьми оформляет коллективную работу «Русский хоровод».
P.S. Фотографии данного занятия и предварительной подготовки к нему см. в фотоальбоме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
|
|||
|