|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белорусский национальный технический университет
Министерство образования Республики Беларусь Белорусский национальный технический университет Факультет транспортных коммуникаций Кафедра "Мосты и тоннели"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме "Проект фундамента промежуточной опоры моста"
Исполнитель: студент гр. ________
Руководитель: Бойко И.Л.
Минск 2017 СОДЕРЖАНИЕ
1 ОЦЕНКА ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТОВ И ВЫБОР ТИПА ФУНДАМЕНТА.. 3 1.1 Анализ инженерно-геологических условий и выбор несущего слоя. 3 1.2 Выбор типа фундамента. 6 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК.. 7 2.1 Виды нагрузок. 7 2.2 Определение нагрузок и их сочетаний. 7 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТА.. 15 4 РАСЧЕТ СВАЙНОГО ФУНДАМЕНТА.. 18 5 РАСЧЕТ ФУНДАМЕНТОВ В ВИДЕ СВАЙНЫХ РОСТВЕРКОВ.. 21 6 ПРОВЕРКА НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ПО ГРУНТУ ФУНДАМЕНТА ИЗ СВАЙ, КАК УСЛОВНОГО ФУНДАМЕНТА МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ.. 23 Список использованной литературы.. 27
1 ОЦЕНКА ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТОВ И ВЫБОР ТИПА ФУНДАМЕНТА 1.1 Анализ инженерно-геологических условий и выбор несущего слоя Исходные данные: в соответствии с вариантом А.III.( II.1) - 24
1. Грунт №8 – глинистый грунт
Число пластичности: Ip =ωL – ωp , %, (1.1) где ωL – влажность грунта на границе текучести, %; ωр – влажность грунта на границе раскатывания, %. Ip = 35 – 22 = 13 % – суглинок. Показатель текучести: IL = , (1.2) где ω – природная влажность грунта, %. IL = – тугопластичный. Коэффициент пористости: е = (1+ω) – 1, (1.3) где γs – удельный вес частиц грунта, кН/м3; γ – удельный вес грунта, кН/м3. е = (1+0,271) – 1 = 0,9. Условное сопротивление грунта Ro= 133 кПа. Удельный вес грунта во взвешенном состоянии , (1.4) где γw =10 кН/м3 - удельный вес воды. 2. Грунт №11 – глинистый грунт
Ip = 37 – 25 = 12 – суглинок IL = – мягкопластичный е = (1+0,32) – 1 = 0,9 Ro= – 3. Грунт №3 – песок мелкий
е = (1+0,243) – 1 = 0,7 - средней плотности. Коэффициент водонасыщения: Sr = . (1.5) Sr = =0,9>0,8 – водонасыщенный. Ro= 150 кПа. 4. Грунт №12 –глинистый грунт
Ip = 43 – 23 = 20 % - глина IL = – полутвёрдая; е = (1+0,23) – 1 = 0,7; Ro= 430 кПа.
Таблица 1.1 - Основные физико-механические характеристики грунтов основания опор
На основании полученных результатов в качестве несущего пласта основания, в котором располагается подошва фундамента, выбираем 4-ый слой грунта (глина полутвёрдая), обладающий наибольшим условным сопротивлением Ro= 430 кПа.
1.2 Выбор типа фундамента Сборные опоры-стенки состоят из монолитной железобетонной нижней плиты, стенки из сборных элементов и ригеля. Такие опоры целесообразны для мостов с пролетами длинной 18 и 21 м при глубине воды менее 2…2,5 м. их можно применять с фундаментами мелкого заложения или свайными фундаментами в виде низкого ростверка. При глубине залегания несущего слоя грунта более 6 м можно рассматривать варианты фундаментов в виде низких или высоких свайных ростверков с различными типами несущих элементов, а также безростверковые опоры.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК 2.1 Виды нагрузок Необходимо учитывать следующие нагрузки: постоянные (для промежуточных опор) – это собственный вес пролетного строения и конструкций мостового полотна, опоры и фундамента, гидростатическое давление; временные (от подвижного состава и пешеходов) – это нагрузка в виде полос АК и нагрузка от пешеходов, а также одиночная нагрузка НК-80. Т.к. в работе рассматриваются мосты на дорогах I-III категории, то класс нагрузки следует принимать А14. Одновременно с нагрузкой учитывается нагрузка от пешеходов на тротуарах. Нагрузка АК от автотранспортных средств для габарита Г-10 принимается в виде двух полос равномерно распределенной нагрузки интенсивностью n =14 т/м = 13,7 кН/м. На каждой полосе имеется двухосная тележка с осевой нагрузкой Р = 14 т = 137 кН, устанавливаемая по длине моста в не выгоднейшее для опоры положение. Учитывают также временные горизонтальные нагрузки от подвижного состава в виде продольной от торможения и поперечной от ударов транспортных средств. Прочие временные нагрузки: горизонтальное давление ветра, действующее поперек оси моста на боковую поверхность его элементов; горизонтальное давление ветра вдоль оси моста; горизонтальное давление льда на опору, направленное вдоль оси моста.
2.2 Определение нагрузок и их сочетаний 2.2.1 Постоянные нагрузки а) Вес пролетного строения и мостового полотна Нормативное значение: , кН, (2.1) где qс – собственный вес 1 м длины пролетного строения, кН/м; qмп - собственный вес 1 м длины мостового полотна, кН/м; – площадь линии влияния опорной реакции R. . Расчетное значение при коэффициенте надежности по нагрузке gf > 1,0: . (2.2) . Расчетное значение при коэффициенте надежности по нагрузке gf = 0,9 Gс = Gсn×0,9, кН. (2.3) Gс = 3432×0,9 = 3089 кН. б) Вес опоры Нормативное значение веса опоры , кН, (2.4) где Vp и Vт – объем соответственно ригеля и тела опоры, м3; gp и gт – удельный вес материала ригеля(железобетон – 25 кН/м) и тела опоры (бетон – 22 кН/м). (9,3·0,35+11,6·0,35+1,15·0,35)·1,5·25+7·1,2·9,3·22 = 2008 кН Расчетное значение G0 при gf = 1,1 G0 = 1,1 2008=2209 кН, Расчетное значение G0 при gf=0,9 G0 = 0,9·2008=1807 кН в) Гидростатическое давление для русловых опор Гидростатическое давление при УМВ: N'w = -А0×h'w×gw, кН, (2.5) где А0 – площадь поперечного сечения подводной части опоры, м2; h’w – высота части опоры, находящейся в воде при УМВ; γw – удельный вес воды, равный 10 кН/м3. N'w = Гидростатическое давление при УВВ: N”w = -А0×h”w×gw, кН, (2.6) где h”w – высота части опоры, находящейся в воде при УВВ. N''w = -А0×h''w×gw = Расчетные значение N'w при gf = 1,1 и gf = 0,9 соответственно равны – -24 и -20 кН; Расчетные значение N''w при gf = 1,1 и gf = 0,9 соответственно равны – -454 кН и -372 кН.
2.2.2 Временные подвижные нагрузки г) Вертикальные нагрузки 1 случай – загружение двумя полосами нагрузки АК и пешеходами на обоих тротуарах, при этом получают максимальное вертикальное давление на опору. = n×P×(y1+y2) + n×w×(1+S1) +p×w×T×n, кН, (2.7) где P=140 кН – осевая нагрузка тележки; n – число полос движения; y1 и y2 – ординаты линии влияния R под осями тележки; n - интенсивность равномерно распределенной нагрузки n=14 кН/м; S1=0,6 – коэффициент полосности; р – интенсивность нагрузки от пешеходов р=3,92 - 0,0196l, кПа; l - длина участка загружения, l=2l=2·24=48 м; Т – ширина тротуара; nT – число загруженных тротуаров. р=3,92-0,0196·48=3 кПа, = 2×140(1+0,94) + 14×24×(1+0,6) + 3 ×24×0,75×2 = 1189 кН. 2 случай – загружение двумя полосами нагрузки АК, установленными по ширине так, чтобы ось одной из полос была на расстоянии 1.5 м т края ближайшего ограждения ездового полотна. При этом нагрузку от пешеходов на тротуарах не учитывают. = n×P×(y1+y2) + n×w×(1+S1). = 2×140(1+0,94) + 14×24×(1+0,6) = 1081 кН. Величина эксцентриситета для габарита моста Г-10: е = Г/2 – 1,5 – 0,5(1,9+1,1) = 2м Следовательно, кроме , на опору будет действовать момент M = ×e M = 1081×2 = 2162 кН×м. Расчетные значения , и М при gf = 1,2 соответственно равны 1427 кН, 1297 кН, 2594 кН×м. д) Горизонтальные нагрузки Усилие торможения: Fh.n=0,5×n×( ll + lr), кН, (2.8) где ll и lr – длина левого и правого пролетов, примыкающих к опоре Fh.n=0,5×14×(24+24)=336 кН 7,8ν=109< Fh.n=336 <24,5ν=343 принимаем Fh.n = 336 кH Момент силы торможения Мт.n = Fh.n×hT = 336×(7+0,7) = 2587 кН×м. Расчетные значения Fh и Мт при gf = 1,2 равны соответственно 403 кН и 3104 кН×м. Нормативная равномерно распределенная нагрузка от ударов: nh = 0,39×K, кН/м, (2.9) где К – класс нагрузки. nh = 0,39×14 = 5,46 кН/м, на опору передается от равномерно распределенной нагрузки: Fy1×n = nh×w,кН. (2.10) Fy1×n = 5,46×24 = 131 кН, от сосредоточенной нагрузки: Fy2×n = 5,9 ×K, кН. (2.11) Fy2×n = 5,9×14 = 82,6 кН. В расчет вводим большее из этих значений Fy×n = 131 кН. Момент силы от поперечных ударов, передающейся на обрез фундамента: My.n = Fy.n×hy , (2.12) где hy – расстояние от обреза фундамента до верха проезжей части, м. My.n = 131 (7 + 0,7 + 1,2 + 0,15) =1186 кН×м Расчетные значения My и Fy при gf = 1,2 равны соответственно 1423 кН×м, 157 кН. 2.3.3 Прочие временные нагрузки е) Горизонтальная ветровая нагрузка, действующая поперек оси моста Нормативное давление ветра на элемент моста Fw.n = wn×A×j, кН, (2.13) где А и j - соответственно расчетная ветровая поверхность, м2, и коэффициент заполнения элемента; wn – интенсивность ветровой нагрузки. Для перил: Ап = hп×0,5(ll + lr) = 1,1×0,5×(24+24) = 26,4 м2 j = 0,2 . Для пролетного строения: Ас = hс×0,5(ll + lr) = 1,2×0,5×(24+24) = 28,8 м2 j = 1
Для опоры: площадь ригеля Ар = bp×hp = 1,5×0,7 =1,05 м2 площадь тела опоры А0 = b0×h'0 = 1,2×6,3 = 7,56 м2 j = 1
Fw=ΣFi= 9,5+52+2+13,6=77 кН. Суммарный момент ветрового давления на уровне обреза фундамента: Mw,n = Fw.п.n×eп + Fw.с.n×eс + Fw.p.n×ep + Fw.o.n×eo , (2.14) где еп = 0,5hп+hс+hp+h0 = 0,5×1,1+1,2+0,7+7 = 9,45 м – эксцентриситет для перил; ес = 0,5hс+hp+h0 = 0,5×1,2+0,7+7=8,3м –эксцентриситет для пролетного строения; ер = 0,5×hр + h0 = 0,5×0,7 + 7 = 7,35 м – эксцентриситет для ригеля; ео = h0-0,5×h' о = 7 – 0,5× 6,3 = 3,85 м – эксцентриситет для тела опоры. Mw,n = 9,5×9,45+52×8,3+2×7,35 +13,6×3,85 = 588кН×м. Расчетное значение Fw и Mw при gf = 1,5 соответственно равны 116 кН и 882 кН×м. ж) Горизонтальная ветровая нагрузка, действующая вдоль оси моста Нормативная горизонтальная продольная нагрузка для перил и сквозных пролетных строений: Fупn = Fw.п.n× 0,6, кН (2.15) Fупn = 9,5 ×0,6 = 5,7 кН. Нормативная горизонтальная продольная нагрузка для сплошных балочных строений: Fусn = Fwсn×0,2, кН (2.16) Fусn = 52×0,2 = 10 кН; для ригеля Fурn = А'р×wn = 7,7×1,8=14 кН, для опоры Fуоn = А'о×wn = 58,6×1,8= 105 кН. Суммарный момент продольного ветрового давления на уровне обреза фундамента: My,n = Fy.п.n×eп+Fy.c.n×ec +Fy.p.n×ep+Fy.o.n×eo, кН×м (2.17) My,n = 5,7×9,45+10×8,3+14×7,35+105×3,85 = 644 кН×м. Расчетные значения Fу и My при gf = 1,5 соответственно равны 202 кН и 966 кН×м. з) Ледовая нагрузка на опору в направлении ее продольной оси Нормативная ледовая нагрузка на опору с вертикальной передней гранью при прорезании опорой льда: F1 = y1×Rzn×b×t, кН; (2.18) где y1 – коэффициент формы опоры; Rzn – сопротивление льда раздроблению (при УНЛ – 735 кПа, при УВЛ – 441 кПа); b – ширина опоры в уровне ледохода; t – расчетная толщина льда, t=0,8tmax.
при УНЛ F1 = y1×Rzn×b×t = 1×735×1,2×0,56 = 494 кН; e=УНЛ-ОФ=4-1,8=2,2 м; при УВЛ F2 = y1×Rzn×b×t = 1×441×1,2×0,56 = 296 кН; e=УВЛ-ОФ=6-1,8=4,2 м; М1 = 494×2,2 = 1087 кН×м, M2 = 296×4,2 = 1243кН×м. Расчетные значения F1 и F2 при gf = 1,2 соответственно равны 593 кН и 355 кН; М1 =1304 кН×м, М2 =1492 кН×м.
Таблица 2.1 - Нормативные усилия, действующие на обрез фундамента
Таблица 2.2 - Сочетания нагрузок, действующих на обрез фундамента
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТА Конструирование фундаментов в виде свайных ростверков Рисунок 3.1 - Схема залегания слоев
Определим минимальную длину сваи Lmin = hзад+ l0+∑hi+hmin, (3.1) где hmin принимается равным 0,5 м. Lmin= 0,7+1,8+9,5+0,5 = 12,5 м. Назначаем длину сваи равной 13 м. Принимаем сваю сечением 35х35, площадь сечения 0,1225 м2, момент инерции I=12,51·10-4 м4, марка сваи С130.35. Несущая способность: , (3.2) где - коэффициент условий работы сваи в грунте, принимаемый для всех типов свай =1, кроме случаев опирания буронабивных свай и оболочек на пылевато-глинистые грунты со степенью влажности Sr > 0,85 и на лессовидные грунты, когда =0,8; - коэффициент условий работы грунта под острием сваи, принимаемый для забивных свай во всех случаях, вибропогруженных в пылеватые пески, глинистые грунты с показателем текучести IL<0, для буровых свай без уширения, для свай-оболочек равным 1; - коэффициент условий работы грунта по боковой поверхности сваи, принимаемый для забивных свай во всех случаях =1; U – наружный периметр поперечного сечения сваи, м; - расчетное сопротивление i-го условного слоя грунта по боковой поверхности сваи, кПа; - толщина i-го слоя грунта по боковой поверхности сваи, кПа; А – площадь сечения сваи, м2; R – расчетное сопротивление грунта под нижним концом сваи, кПа; zi – расстояние от середины рассматриваемого слоя, до расчетной поверхности грунта. Таблица 3.1 – Определение несущей способности грунта
Несущая способность сваи по грунту: кН Назначаем требуемое число свай в фундаменте: n=N×k/ , (3.3) где k – коэффициент, учитывающий влияние веса фундамента и увеличение нагрузки на крайние сваи от момента. N – максимальное вертикальное расчетное усилие по обрезу фундамента. n = 8553×1,7/1809 = 8 Число свай поперек моста: na=n/nb=8/2=4. Расположим сваи с шагом: с = (L-2∆-d)/n, м, (3.4) где L – длина ростверка, м; ∆ - минимальное расстояние от края ростверка до первой сваи, м; d – диаметр сваи, м; n – количество свай (4-1=3). С = (10,3-2·0,25-0,35)/3 = 3,15 м. С = 3,15 м > 3d = 3·0,35 = 1,05 м – условие выполняется. Толщина плиты: hp= tn+t, (3.5) где tn – толщина плиты над сваей по условиям продавливания, не менее 0,5 м; t – минимальная глубина заделки сваи в плиту, принимаемая при d<0,6 м, t = 2d = 2·0,35=0,7 м. tn =Fv/(4d×Rbt), (3.6) где расчетная нагрузка на сваю Fv=Fd/ = 1809/1,65 = 1096 кН; Rbt – расчетное сопротивление бетона ростверка осевому растяжению. tn = 1096·103/(4×0,35×0,95·106) = 0,8 м. hp = 0,8+0,7 = 1,5 м. Напряжение в плите над головой сваи: = Fv/А≤1,3×Rb, (3.7) где A - площадь поперечного сечения сваи. = 1096·103/0,1225 = 8,9 МПа < 1,3×13·106 = 16,9 МПа. После конструирования плиты фундамента усилия расчетного сочетания приводим к центру тяжести подошвы плиты, предварительно определив собственный вес плиты с учетом гидростатического давления: Gpw = 10,3·3·1,5·(25-10) = 695 кН Нормативные значения: No = N+Gpw = 6283+695 = 6978 кH F0 = Fh = 299 кН Mo = Fh×hр+M = 299×1,5+3430 = 3879 кH×м. Расчетные значения: No = N+Gpw = 6861+695 = 7556 кH F0 = Fh = 431 кН Mo = Fh×hр+M = 431×1,5+4938 = 5585 кH×м.
Рисунок 3.2 - Схема расположения свай
4 РАСЧЕТ СВАЙНОГО ФУНДАМЕНТА
Определим длину сжатия несущего элемента свайных ростверков: lN= , м, (4.1) где E – модуль упругости бетона; АС – площадь сечения сваи, м2; Fv – допускаемая нагрузка на сваю: Fv = Fd/γn, кН, (4.2) где Fd – расчетная несущая способность сваи по грунту; γn – коэффициент надежности. Fv = 1809/1,65 = 1096 кН lN= = 22,1 м. Определим активную глубину: hk = 3,5d + 1,5, м, (4.3) где d – толщина сваи квадратного сечения или диаметр круглого, м. hk = 3,5·0,35 + 1,5 = 2,725 м. Т.к. в пределах hk расположено два слоя грунта, то коэффициент пропорциональности грунта в пределах активной глубины hk относительно расчетной поверхности грунта или плиты ростверка определим по приведенному значению: K = , (4.4) где h1 – толщина верхнего слоя грунта, м; К1 и К2 – значения коэффициентов пропорциональности верхнего и второго слоев. K = = 6230. Определим расчетную ширину ствола для забивных свай по формуле: Вр=Kф(1,5d+0,5), (4.5) где Кф – коэффициент формы поперечного сечения (для квадратных Кф=1). Вр=1·(1,5·0,35+0,5) = 1,025 EI = 26·106·12,51·10-4 = 32526 Определим коэффициент деформации сваи в грунте: , м-1. (4.6) = 0,72 м-1. Приведенная глубина погружения сваи: , м, (4.7) где h - расчетная глубина погружения сваи, относительно расчетной поверхности грунта, м. = 0,72·10,5 = 7,56 м. Определим перемещение сваи на уровне поверхности грунта от единичных усилий: горизонтальное перемещение сваи от F = 1 (4.8) горизонтальное перемещение сваи от М = 1 (4.9) угол поворота сечения от момента М0 = 1 (4.10) где А0,В0,С0- безразмерные коэффициенты, определяемые в зависимости от относительной глубины погружения сваи. Определим перемещение верха сваи от единичных усилий, приложенных на уровне подошвы плиты ростверка: d1 = l03/(3EIc)+dmm·l02+2dmf ·l0 +dff; (4.11) d2 = l0/(EIc)+dmm; (4.12) d3 = l02/(2EIc)+dmm·l0+dmf. (4.13) d1 = 1,83/(3·32526) + 8,15·10-5·1,82 + 2·1,14·10-4·1,8 +2,6·10-4 = 1,09·10-3; d2 = 1,8/32526 + 8,15·10-5 = 1,37·10-4; d3 = 1,82/(2·32526) + 8,15·10-5·1,8 + 1,14·10-4 = 3,1·10-4. Определим сопротивления сваи линейным и угловым единичным перемещениям фундаментной плиты, в которую жестко заделаны сваи: r1 = ЕАс / lN, (4.14) r2=d2/(d1×d2-d32), (4.15) r3=d3/(d1×d2-d32), (4.16) r4=d1/(d1×d2-d32), (4.17) где di - перемещения верха сваи от единичных усилий. r1 = 26×106·0,1225/22,1 = 144117,6; r2 = 1,37×10-4/(1,09×10-3×1,37×10-4 – 3,12×10-8) = 2573,7; r3 = 3,1×10-4/(1,09×10-3×1,37×10-4 – 3,12×10-8) = 5823,8; r4 = 1,09×10-3/(1,09×10-3×1,37×10-4 – 3,12×10-8) = 20477,2.
5 РАСЧЕТ ФУНДАМЕНТОВ В ВИДЕ СВАЙНЫХ РОСТВЕРКОВ
Расчетная схема свайного ростверка представляет собой многократно статически неопределимую пространственную стержневую систему, объединенную сверху бесконечно жесткой плитой, которая опирается на гибкие стержни, погруженные в грунт. Обладая симметрией, фундаменты рассчитываются по плоской схеме, которую получают прое
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|