Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск».



Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск».

 

Конспект

 индивидуального логопедического занятия по альтернативной коммуникации

(для обучающихся младшего школьного возраста с СНР средней и тяжелой степени, ТМНР)

 

Составитель:

А. М. Широкая, учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 

 

г. Благовещенск

Тема: «Моё- лицо». «Моё- тело».

Цель:овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации,  Звукоподражание.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

· Формирование представлений о внешнем виде, частях тела.

· Соотнесение изображения с пиктограммой.

  • Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Я - ребенок» (нос, рот, глаза, уши, живот, ноги, руки).

Коррекционно-воспитательные задачи:

· Формирование  усидчивости,  доброжелательности, навыков сотрудничества.

· Коррекция эмоционального настроя.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

· Развитие  речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.

· Развитие  ассоциативного  и  образного  мышления  ребенка:  учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.

  • Развитие  мелкой  моторики и графических навыков.

Оборудование:карточки по артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Блинчик», «Часики», «Месим тесто»,  пособие на дыхание,  карточки по развитию графо-моторных навыков (папка: «Обведи по точкам»), физминутки (презентация), папка «Пальчиковая гимнастика», пенал с карандашами, карточки – ПЕКС:  «здравствуйте», «до свидания», «слушай», «смотри», «говори», «помогите», «хорошо, «плохо»,  лицо человека, тело человека, предметные картинки: нос, рот, глаза, уши, руки, ноги, живот, картинка: предмет-действие – девочка плачет, графическое изображение буквы А, разрезная картинка буквы А.

 

План  занятия:

 

1. Орг. момент. 

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Часики», «Блинчик».

 

3. Дыхательные упражнения.

4. Работа над звуком «А». Этап вызывания гласного А.

5. Работа с палочками. Конструирование буквы А. Разрезная буква.

6. Физминутка.

7. Работа над лексической темой.

8. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Семья».

9. Работа над лексической темой. Работа с карточками ПЕКС. (Закрепление)

10.  Рефлексия. Итог занятия.

 

 

Регламент: 15 - 20 минут.

 

 

Ход занятия:

Этапы урока Деятельность логопеда Деятельность ребенка
1. Орг. момент.   Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»   Приветствие, установление контакта. - Рада тебя видеть. Что мы говорим при встрече? (Здравствуйте!) Педагог работает с ребенком по представленному ниже алгоритму: - Здравствуй, …….! (без сопровождения жестом). - Здравствуй, …… (сопровождая жестом). - Здравствуй, …….. (предъявляя карточку-слово).   (имя ребенка) хороший, (имя ребенка) пригожий. Все его ласкают, Цветочком называют. Кто у нас хороший? (Я). Кто у нас пригожий? (Я). - Женя, что мы делаем на занятии? (педагог показывает карточки, показывает жест - слушаем, смотрим, говорим).   Ребенок кладет ладошку на карточку-символ (ПЕКС). Здоровается.   Ребенок показывает карточку-символ ПЕКС и повторяет жесты.
    2. Артикуляционная гимнастика. (ребенку предлагаются доступные для него упражнения)   «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Часики», «Блинчик». - сейчас мы разомнем язычок.   - Первое упражнение «Месим тесто». (логопед показывает предметную картинку). Посмотри, как делаю я упражнение, а потом повтори сам.     Месим тесто Для блинов и пирогов! - Упражнение «Блинчик». Испекли блинов немножко, остудили на окошке, есть их будем со сметанкой, Пригласим ко беду маму! - Следующее упражнение «Вкусное варенье». (Демонстрирует).   Блин мы ели с наслаждением- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. - А теперь выполним упражнение «Чищу зубы».   Зубы нужно чистить дважды, Каждое утро и вечер каждый.   - И последнее упражнение «Часики». Тик так, тик так, Язычок качался так, Ходит маятник часов, ты в часы поиграть готов?   - Молодец, ты хорошо выполнил упражнения.         Выполняет упражнение  «Месим тесто».   Выполняет упражнение «Блинчик».   Выполняет упражнение «Вкусное варенье».   Выполняет упражнение «Чищу зубы».   Выполняет упражнение «Часики».    
  3. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Забей мяч в ворота».     - игра: «Забей  мяч в ворота». - будем дуть. Для этого, нам нужно подуть на мяч и забить его в ворота. Мы вдыхаем носом и выдыхаем ртом, щёки при этом не надуваем, дуем тонкой струйкой. (Демонстрирует).   Выполняет задание.
  4. Работа над звуком «А». Этап вызывания гласного  А. - Посмотри на картинку, кто это? – Девочка. -Девочка,что делает? - Плачет. - Давай с тобой произнесем как она плачет. А________. - Произнеси долго. А_____ - Произнеси коротко. А__   Логопед показывает графическое изображение буквы А.   - Воздух проходит  рот. (ладонью ощущаем теплый воздух) - Горлышко поет. (приложить ладонь к горлу) - Ты (имя ребенка) молодец.   Ребенок показывает на картинку указательным жестом     Ребенок: А______   А___   Ребенок проверят у себя (голос есть, воздух идет через рот)
  5. Работа с палочками. Конструирование буквы А. Разрезная буква.   - Давай возьмем палочки и построим букву А.   - Еще раз произнесем А_____ долго. - Посмотри буква «сломалась», давай ее соберем.   - Ты молодец!   Выполняет задание
  6. Физминутка. (если ребенок может выполнить) - Логопед включает видео –физминутку: «Мишка делает зарядку».     Выполняет задание.
  7. Работа над лексической темой. Я- ребенок.       - Сегодня, на занятии мы покажем,  где находятся «уши», «глаза», «нос», «рот», «рука(и)», «ног(а)и», «живот». (логопед показывает плоскостную фигуру: «лицо», «тело человека»- кукла и отдельные предметные картинки). - Слушай внимательно, (имя ребенка), покажи где  покажи на кукле, что я назову. -Нос, рот, уши, глаза, голова, руки, ноги, живот. -Молодец, ты все правильно показал. -Сейчас, покажи на себе, что я сейчас назову. Нос, рот, уши, глаза, голова, руки, ноги, живот. -Это все части тела. -Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. - Я тебе покажу картинку, а ты мне покажи на себе то, что увидишь.     Ребенок указательным жестом показывает, а где нужно прикрепить картинку он прикрепляет.
  8. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Моя семья».     Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. - Умница! Наши пальчики отдохнули.     Ребенок совместно с логопедом выполняет упражнение.
  9. Рефлексия.   Итог занятия.   - (имя ребенка), оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо?   - Ты хорошо занимался. Молодец. Занятие закончено. До свидания (прощаются жестом, с педагогом – словом - карточкой).     Выполняет задание. (Ученик выбирает карточку - символ).

 

* Примечание: в тексте конспекта жирным шрифтом выделены отрабатываемые на занятии понятия.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.