Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск».
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск».
Конспект
индивидуального логопедического занятия по альтернативной коммуникации
(для обучающихся младшего школьного возраста с СНР средней и тяжелой степени, ТМНР)
Составитель:
А. М. Широкая, учитель-логопед
высшей квалификационной категории
г. Благовещенск
Тема: «Моё- лицо». «Моё- тело».
Цель:овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации, Звукоподражание.
Коррекционно-образовательные задачи:
· Формирование представлений о внешнем виде, частях тела.
· Соотнесение изображения с пиктограммой.
- Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Я - ребенок» (нос, рот, глаза, уши, живот, ноги, руки).
Коррекционно-воспитательные задачи:
· Формирование усидчивости, доброжелательности, навыков сотрудничества.
· Коррекция эмоционального настроя.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
· Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
- Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Оборудование:карточки по артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Блинчик», «Часики», «Месим тесто», пособие на дыхание, карточки по развитию графо-моторных навыков (папка: «Обведи по точкам»), физминутки (презентация), папка «Пальчиковая гимнастика», пенал с карандашами, карточки – ПЕКС: «здравствуйте», «до свидания», «слушай», «смотри», «говори», «помогите», «хорошо, «плохо», лицо человека, тело человека, предметные картинки: нос, рот, глаза, уши, руки, ноги, живот, картинка: предмет-действие – девочка плачет, графическое изображение буквы А, разрезная картинка буквы А.
План занятия:
1. Орг. момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Часики», «Блинчик».
3. Дыхательные упражнения.
4. Работа над звуком «А». Этап вызывания гласного А.
5. Работа с палочками. Конструирование буквы А. Разрезная буква.
6. Физминутка.
7. Работа над лексической темой.
8. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Семья».
9. Работа над лексической темой. Работа с карточками ПЕКС. (Закрепление)
10. Рефлексия. Итог занятия.
Регламент: 15 - 20 минут.
Ход занятия:
Этапы урока
| Деятельность логопеда
| Деятельность ребенка
| 1. Орг. момент.
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
|
Приветствие, установление контакта.
- Рада тебя видеть. Что мы говорим при встрече? (Здравствуйте!) Педагог работает с ребенком по представленному ниже алгоритму: - Здравствуй, …….! (без сопровождения жестом). - Здравствуй, …… (сопровождая жестом). - Здравствуй, …….. (предъявляя карточку-слово).
(имя ребенка) хороший, (имя ребенка) пригожий. Все его ласкают, Цветочком называют. Кто у нас хороший? (Я). Кто у нас пригожий? (Я). - Женя, что мы делаем на занятии? (педагог показывает карточки, показывает жест - слушаем, смотрим, говорим).
| Ребенок кладет ладошку на карточку-символ (ПЕКС). Здоровается.
Ребенок показывает карточку-символ ПЕКС и повторяет жесты.
|
2. Артикуляционная гимнастика.
(ребенку предлагаются доступные для него упражнения)
«Месим тесто», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Часики», «Блинчик».
| - сейчас мы разомнем язычок.
- Первое упражнение «Месим тесто». (логопед показывает предметную картинку).
Посмотри, как делаю я упражнение, а потом повтори сам.
Месим тесто
Для блинов и пирогов!
- Упражнение «Блинчик».
Испекли блинов немножко, остудили на окошке, есть их будем со сметанкой,
Пригласим ко беду маму!
- Следующее упражнение «Вкусное варенье». (Демонстрирует).
Блин мы ели с наслаждением-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
- А теперь выполним упражнение «Чищу зубы».
Зубы нужно чистить дважды,
Каждое утро и вечер каждый.
- И последнее упражнение «Часики».
Тик так, тик так,
Язычок качался так,
Ходит маятник часов, ты в часы поиграть готов?
- Молодец, ты хорошо выполнил упражнения.
|
Выполняет упражнение
«Месим тесто».
Выполняет упражнение
«Блинчик».
Выполняет упражнение
«Вкусное варенье».
Выполняет упражнение
«Чищу зубы».
Выполняет упражнение
«Часики».
|
3. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Забей мяч в ворота».
| - игра: «Забей мяч в ворота».
- будем дуть. Для этого, нам нужно подуть на мяч и забить его в ворота.
Мы вдыхаем носом и выдыхаем ртом, щёки при этом не надуваем, дуем тонкой струйкой. (Демонстрирует).
|
Выполняет задание.
|
4. Работа над звуком «А».
Этап вызывания гласного А.
| - Посмотри на картинку, кто это? – Девочка.
-Девочка,что делает?
- Плачет.
- Давай с тобой произнесем как она плачет. А________.
- Произнеси долго. А_____
- Произнеси коротко. А__
Логопед показывает графическое изображение буквы А.
- Воздух проходит рот. (ладонью ощущаем теплый воздух)
- Горлышко поет. (приложить ладонь к горлу)
- Ты (имя ребенка) молодец.
| Ребенок показывает на картинку указательным жестом
Ребенок:
А______
А___
Ребенок проверят у себя
(голос есть, воздух идет через рот)
|
5. Работа с палочками. Конструирование буквы А. Разрезная буква.
|
- Давай возьмем палочки и построим букву А.
- Еще раз произнесем А_____ долго.
- Посмотри буква «сломалась», давай ее соберем.
- Ты молодец!
|
Выполняет задание
|
6. Физминутка.
(если ребенок может выполнить)
| - Логопед включает видео –физминутку: «Мишка делает зарядку».
|
Выполняет задание.
|
7. Работа над лексической темой.
Я- ребенок.
|
- Сегодня, на занятии мы покажем, где находятся «уши», «глаза», «нос», «рот», «рука(и)», «ног(а)и», «живот». (логопед показывает плоскостную фигуру: «лицо», «тело человека»- кукла и отдельные предметные картинки).
- Слушай внимательно, (имя ребенка), покажи где покажи на кукле, что я назову.
-Нос, рот, уши, глаза, голова, руки, ноги, живот.
-Молодец, ты все правильно показал.
-Сейчас, покажи на себе, что я сейчас назову. Нос, рот, уши, глаза, голова, руки, ноги, живот.
-Это все части тела.
-Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил.
- Я тебе покажу картинку, а ты мне покажи на себе то, что увидишь.
|
Ребенок указательным жестом показывает, а где нужно прикрепить картинку он прикрепляет.
|
8. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Моя семья».
|
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
- Умница! Наши пальчики отдохнули.
|
Ребенок совместно с логопедом выполняет упражнение.
|
9. Рефлексия.
Итог занятия.
|
- (имя ребенка), оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо?
- Ты хорошо занимался. Молодец. Занятие закончено. До свидания (прощаются жестом, с педагогом – словом - карточкой).
|
Выполняет задание.
(Ученик выбирает карточку - символ).
|
* Примечание: в тексте конспекта жирным шрифтом выделены отрабатываемые на занятии понятия.
|