Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Акира Куросава (1910–1998). Биография до 1970-х гг.



Акира Куросава (1910–1998)

 

Акира Куросава

 

 

Биография до 1970-х гг.

 

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио в семье кадрового офицера, потомственного самурая. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры.

В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира Куросава был принят в компанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо».

В 1943 году Куросава снял свой первый фильм «Легенда о дзюдо» («Сугата Сансиро». Другое название – «Гений дзюдо»).

 

Кадр из фильма «Легенда о дзюдо» (1943)

 

После войны на студии «Тохо» большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссёрами «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах «Творящие завтрашний день» (1946).

За мелодраматическую историю о двух влюблённых «Весёлое воскресенье» (1947) Куросава был удостоен звания лучший режиссёр года, но сам остался недоволен своей работой.

Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для режиссера. В том же году он встретился с малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ.

Первая их совместная работа — «Пьяный ангел» (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной.

 

Кадр из фильма «Пьяный ангел» (1948)

 

Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие.

Свой эпохальный фильм «Расёмон» (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Фильм получил главный приз — «Золотого Льва святого Марка»; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф.

Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником-космополитом. Припомнили его увлечение русской литературой, немецкой музыкой, американским кино. Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Свою оглушительную славу Куросава поспешил использовать для экранизации романа «Идиот» (1951).

4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы. В этом же году он снял один из своих самых печальных фильмов — «Жить». Фильм был отмечен премией «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале 1954 года.

В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация «Гамлета» под названием «Злые остаются живыми» (1960).

Фильмы Куросавы этого периода «Рай и ад» (1963), «Красная борода» (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания «Куросава про» оказалась на грани банкротства. Надо было принимать неординарное решение.

В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актёрами, а в 1967 году — японские эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр» — это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании «XX век Фокс» в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.

Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно...

Приступы горького разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.

 

 

Фильм «Жить» (1952, «Икиру») [к просмотру]

Кадр из фильма «Жить».

    Премьера фильма «Жить» Акиры Куросавы состоялась в октябре 1952 года, когда режиссер уже стал известен в Японии и за рубежом после триумфального шествия по международным фестивалям картины «Расёмон» (1950). До этого в 1951 вышла японская киноадаптации романа Фёдора Достоевского «Идиот», которая, по словам автора, любившего русскую литературу, и, в частности, романы Достоевского, задумывалась автором задолго до «Расёмона».

Сюжет драмы «Жить» также черпает вдохновение в русской литературе, заимствуя некоторые сюжетные ходы из повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого. Однако в отличие от героя толстовской истории Ивана Ильича, прошедшая история жизни которого была «самая простая, и обыкновенная и самая ужасная» и закончилась пониманием её бессмысленности на пороге смерти, в агонии и физических мучениях, когда ничего изменить уже было нельзя, герой Акиры Куросавы пытается обрести смысл жизни даже, казалось бы, безнадежно опоздав.

 

Кадр из фильма «Жить»

 

Герой картины Кандзи Ватанабэ невысокого ранга пожилой чиновник, работающий начальником муниципального управления в огромной равнодушной бюрократической машине, которая подменяет решение проблем реальных людей, обивающих её пороги, бессмысленным и безответственным перекладыванием бумажек. Ватанабэ, прозванный «мумией» ведет спокойный и вялотекущий образ жизни, отчужденный от коллег и родных, пока уютный склеп его размеренной жизни не разрушается внезапной новостью о смертельном заболевании, оставляя героя в растерянности и отчаянии.

В побеге от страха и одиночества Ватанабэ пытается найти смысл и радость жизни, пускаясь «во все тяжкие», но находит лишь пустоту, не встречая понимания ни у окружающих, ни у собственных детей. Лишь покинувшая бессмысленную работу молодая женщина Тойо, бывшая коллега Ватанабэ, помогает ему найти путь и совершить последний рывок, выхлопотав строительство парка для детей.

«Иногда я думаю о своей смерти. Я думаю о прекращении существования… и из этих мыслей получился фильм “Жить”», – объясняет Акира Куросава. Кроме того, Фумио Хаясака, композитор нескольких фильмов Куросавы и близкий друг режиссера, страдавший от туберкулеза, для которого не было надежной схемы лечения, в письме Куросаве заявил, что «для человека смерть ради работы — это один из способов показать свой дух». Вместе с Акирой Куросавой над картиной работали кинематографист и постоянный соавтор мастера Синобу Хасимото и писатель Хидэо Огуни.

Своеобразная автобиографичность и укорененность в японских реалиях иногда опускается западными кинокритиками на фоне общего гуманистического посыла, новаторских решений автора и поднятой проблематики, в которых принято видеть отсылки к европейскому экзистенциализму. Японские реалии прослеживаются в портрете господина Ватанабэ, который олицетворяет послевоенное японское поколение с его печальным наследием милитаристской и имперской довоенной Японии. Поколение «шестеренок» полуфеодального государственного аппарата с его бессмысленным и бесчеловечным регламентом передала эстафету новому поколению черствых корпоративных «винтиков» вставшей на буржуазные рельсы Японии.

Однако ни «старое», ни «новое» поколение не находят по мнению Куросавы путей ни к спасению, ни к преодолению отчуждения, и лишь смертельная болезнь главного героя смогла пробудить главного героя и сподвигнуть его на поиски смысла. И в этом вопросе гуманизм Акиры Куросавы уходит от абстрактности, воплощаясь в созвучных Л. Толстому, Ф. Достоевскому и М. Горькому идеях служения людям, и даже в социалистических идеалах общества братства и взаимопомощи, при этом оставаясь на светских позициях продолжения жизни в других людях, в добрых делах и оставленном наследии.

    Хотя в фильме значительный хронометраж уделяется осмыслению жизни, критике бюрократии и выстраиванию портрета кризиса семейной жизни в Японии, где урбанизация, разрыв родственных связей и обуржуазивание привели к разрушению традиционной семьи и отчуждению, большой гуманистический посыл автора выходит далеко за пределы как социального, так и сугубо японского. Повесть о смерти стала гимном жизни, а картины ужаса отчуждения и одиночества показывают крайнюю необходимость единения с людьми, отказа от эгоизма частной «приятной» жизни без борьбы и правды.

 

Кадр из фильма «Жить»

«Жить», изображая трансформацию Ватанабэ, явно указывает на акт созидания в качестве основного компонента преображения, который был не менее значим, чем фактический результат. Сам творческий процесс привнес смысл в пять месяцев работы Ватанабэ, без которого его смерть не была бы такой радостной.

«Жить» агитирует за активное стремление к смыслу жизни, который психолог Виктор Франкл называет «волей к смыслу», говоря «…Я считаю опасным ложное понятие душевной гигиены, предполагающее, что человек в первую очередь нуждается в равновесии, или, как это называется в биологии, в «гомеостазе», то есть в ненапряженном состоянии. Он нуждается не в снятии напряжения любой ценой, а в зове потенциального смысла, ждущего от него осуществления. Человеку нужен не гомеостаз, а то, что я называю ноодинамикой, то есть экзистенциальной динамикой в силовом поле напряжения, где один полюс является смыслом, который следует осуществить, а другой полюс – сам человек, который и должен это сделать».

Важным вопросом, поднятым Куросавой, становится и проблематика страдания. Ватанабэ страдает на протяжении большей части фильма, и для него страдание становится одним из средств обретения смысла. Франкл утверждает, что «…Есть смысл и в той жизни, что почти полностью лишена возможности творчества и наслаждения и которая допускает только одну возможность поведения на высоком моральном уровне: она выражается в отношении человека к своему существованию, ограниченному внешними силами. Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. Страдание – неотъемлемая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной». При этом «страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает значение, такое как значение жертвы».

В данном случае страдание Ватанабэ является частью необходимого «умирания для мира», которое должно предшествовать возрождению человека.

Один из подходов Франкла к помощи пациентам в преодолении депрессии и «экзистенциального разочарования» отражает первоначальный шок Ватанабэ по поводу неизлечимого рака. Франкл заявляет: «Живите так, как если бы вы жили во второй раз и в первый раз поступили так же неправильно, как собираетесь действовать сейчас…», добавляя, что «когда мы больше не можем изменить ситуацию — просто подумайте о неизлечимой болезни, такой как неоперабельный рак, — мы должны изменить себя».

Работа Акиры Куросавы прошла несколько незамеченной на фоне куда более известных картин «Расёмон» и «Семь Самураев», однако получила высокое признание критиков, награды японских кинофестивалей и специальный приз Берлинского кинофестиваля.

Критик Роджер Эберт назвал «Жить» величайшим фильмом Куросавы, отметив: «На протяжении многих лет я видел “Жить» примерно каждые пять лет, и каждый раз это трогало меня и заставляло думать. И чем старше я становлюсь, тем меньше Ватанабэ кажется жалким стариком, и тем более он похож на каждого из нас». Критик Уолли Хаммонд назвал работу Акиры Куросавы «одним из триумфов гуманистического кино».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.