|
|||||
Как читать скульптуруКак читать скульптуру В современном искусстве разобраться легко: что висит на стене - живопись, что можно увидеть со всех сторон — скульптура. А вот в классическом искусстве без путеводителя никак. В музеях, парках, надгробиях, на фасадах зданий и в метро мы каждый день встречаем скульптуру самых разных форм и размеров. И разумеется мы не воспринимаем эти «украшения» как вид искусства. Для многих это всего лишь часть фасада здания, статуи, посвящённые кому- то или чему-то. Но если задержать взгляд, всмотреться, ожватиь всё целиком, то начинаешь понимать сколько вдохновения может быть в скульптуре, скрытого и молчаливого. Суть любой античности — это гармония. Искусство того времени несло в себе жизнерадостность, душевный мир, равновесие, разум. В античной скульптуре планы распределены правильно, умно и твёрдо. Благодаря науке планов даже истлевшие обломки античной скульптуры, найденные через тысячи лет, будут обладать той самой, необъяснимой для нас магией жеста. Разберём это технически. Скульптура античности, если смотреть свержу вниз, представляет четыре плана, которые чередуясь, противопоставляются друг другу. Плечи и грудная клетка отклоняются вправо, таз идёт влево, колени направлены опять вправо, так как левое колено согнуто и выступает, ступня правой ноги находится позади левой.Эти четыре направления придают всей фигуре лёгкое волнообразное движение. Идём дальше: отвесная линия, проходя через шею, падает на внутреннюю сторону щиколотки правой ноги, которая и несёт на себе всю тяжесть корпуса. Другая нога касается земли лишь кончиками пальцев, она свободна и представляет дополнительную точку опоры. Заметьте, что верхняя часть торса наклонена в сторону ноги, поддерживающей всю фигуру. А левое бедро, которое не случайно бросается нам в глаза, выделяется из общей пластики скульптуры, вбирая в себя всю энергию творческого замысла. Оно поднято и выдаётся. Представьте себе движение гармоники, сжимающейся с одной стороны и раздувающейся с другой. Это равновесие плеч и бёдер придаёт спокойное изящество всей фигуре. Хиазм-это изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть перенесена на одну ногу; поднявшемуся бедру соответствует опущенное плечо, опущенному бедру – поднятое плечо.
Если взглянуть на скульптуру в профиль, то спина будет выгнута, а грудная клетка подана вперёд. Вырисовывается буква S. Благодаря такой постановке планов, свет мягко падая на торс и члены, повышает общую привлекательность. Всё сделано для того, чтобы солнце, обходя скульптуру в течении дня, подчёркивало детали — напряжённые до предела мышцы. Древнему греку ни за что не пришло бы в голову держать скульптуру в закрытом помещении. Почти каждое изваяние, создаваемое ими с точным расчётом освещения статуи, учитывало баланс: света и тени — основу для любого изобразительного искусства.
|
|||||
|