|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
| Какого слова не хватает? готовятся к отлету (птицы). Ветер гонит (тучи). С деревьев осыпались (листья). Засохли (травы). Шуршит под ногами (листва). Осенью убирают (урожай). Ответьте на вопросы. Что собирают осенью в лесу? (Осенью в лесу собирают грибы и ягоды.) Какие овощи выросли у вас на даче? (На даче у нас выросли огурцы и помидоры.) Что сделает мама с овощами и фруктами? (Законсер- вирует, замаринует, высушит, посолит.) Что будут делать люди осенью в садах? (Собирать уро- жай, сжигать сухие листья.) - СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ «Разговор осенних листьев». Говорите и выполняйте. Что я делаю? (Я кружусь, опускаюсь, падаю.) Что мы делаем? (Мы кружимся, опускаемся, падаем.) Спросите у листочка. (Ты кружишься, опускаешься, падаешь?) Скажите, что листок делает. (Он кружится, опускает- ся, падает.) Что листья делают? (Они кружатся, опускаются, па- дают.) |
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ Придумайте пожелания и советы людям в осеннюю пору Готовьтесь к зиме! Запасайте на зиму ягоды. Сушите грибы. Утепляйте окна. Соберите урожай. Вскопайте огород. Сгребите упавшие листья в саду. Сожгите сухие листья. Побелите стволы фруктовых деревьев. Готовьте зимнюю одежду. ■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ Исключите лишнее слово. Осенью бывает (редко, прохладно, уныло). Дожди идут (часто, красиво, изредка, ежедневно). В лесу бывает (тихо, ветрено, сыро, заунывно). Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) Назовите первый звук в словах ноябрь, прохлада, багрянец, заготовка, спячка. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.) Какой последний звук слышится в словах осень, сентябрь, грусть, печаль? Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.) Какие гласные звуки слышатся в середине слов сбор, клин, парк? (о, а, и) Назовите пять слов, относящихся к осени, в которых есть звук р'. (Сентябрь, октябрь, ноябрь, наряд, багрянец, перелет, гриб, грибник.) | Назовите пять слов, в которых есть звук к. (Октябрь, подготовка, спячка, линька, кокон.) Какого звука не хватает в словах ...сень (о), ...исто пад (л')? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова сб...р (о), з...пас (а), гр...стъ (у). Вставьте пропущенные согласные буквы в слова ...ен тябръ (с), о...тябръ (к), ...оябрь (н), ...рибник (г), ...апас (з). Составьте слово из «рассыпанных» звуков: н', о, с', э (осень), а, ш, л, к, о (школа), у, к, т, р, а, к (куртка). Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах зонт, листва. Назовите гласные звуки каждого слова. Замените в словах блин, заряд, узор один звук (одну букву). Какие новые слова получатся? (Клин, наряд, убор.) Какого слога не хватает в словах ...топад (лис), про-х...да (ла), ...утина (па), заго...вка (то)? Угадайте слова по перепутанным слогам: сень-о (осень), ки-крас (краски), сы-па-за (запасы). «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: яркость (кость, сок, ток), ягоды (год, яд, дог), кокон (окно), листопад (лист, сито |
Развитие познавательных процессов (Задания выполняются с использованием наглядного материала.) ■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Какие звуки можно услышать осенью в природе? Чем пахнет осенью в лесу, фруктовом саду и парке? Что в «мешочке»? Угадайте дары осени на ощупь. Разложите осенние листья по коробкам разного цвета. Кто больше назовет предметов оранжевого, желтого, красного цвета, которые встречаются осенью? Подберите по форме. Подберите листья деревьев, овощи и фрукты, соответствующие по форме геометрическим фигурам. Известно, что подосиновик находится справа от подберезовика и слева от лисички. Где находится подосиновик? (Между подберезовиком и лисичкой.) Положите боровик так, чтобы он оказался слева от моховика. Положите березовый листок между рябиновым и осиновым. Какой листок оказался справа от березового листка? Разложите плоды шиповника, ореха, ягоды рябины и калины так, чтобы шиповник оказался между орехами и рябиной. ■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Игра «Во саду ли, в огороде». Поднимите руку, если названное растение растет в городе, хлопните в ладошки, если — в саду. Игра «Растет — цветет». Называются слова, обозначающие предметы животного и растительного мира. Дети поднимают руку, если названный предмет соответствует слову растет, и хлопают в ладоши на сигнальное слово цветет. Трава, георгин, астра, свекла, морковь, медведь, кошка, рябина и т. д. | Игра «Я — не я». Произносятся фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Я люблю собирать грибы. Я люблю есть сырые грибы. Я люблю виноград. Я люблю помидоры. Я люблю грызть морковь. ■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Цепочка слов. Подберите слова, которые относятся к осени. (Листопад, прохлада, линька, стая, спячка и т. д.) Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такие грибы: подосиновик, подберезовик, моховик... Я знаю такие ягоды: брусника, черника, клюква, рябина, калина... Игра «Телефон». Пять-шесть слов, отражающих явления осени, передаются друг другу шепотом. Какие слова ты услышал? Послушайте, запомните и повторите. Запоминание и последующее воспроизведение слов стая, караван, линька, спячка, запасы. Слова-подсказки: гуси, журавли, белка, медведь, заяц. Кто внимательный? Разложите картинки (плоды и листья деревьев) в заданной последовательности. Назовите расположение предметов, созерцаемых в течение 10 секунд. ■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Назовите одним словом. Волнушка, сыроежка, шампиньон, боровик, опенок — это (грибы). Какое время года можно описать такими словами: ран няя, золотая, сказочная, волшебная? Это (осень). |
■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ Что общего между ковром и осенним лесом; ягодами рябины и бусами; крылаткой клена и вертолетом; желудем и грибом; орехом и яйцом; зонтиком и грибом? Чем они отличаются? ■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ Игра «Бывает — не бывает». Зацвели сады. Листья желтеют, краснеют и опадают. С юга вернулись птицы. Ежик проснулся после спячки. Дети катаются на коньках. В садах созрели яблоки. На болоте покраснела клюква. Подумайте и скажите. Почему так назвали грибы: мухомор, масленок, моховик, подберезовик, лисичка? ■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «Голоса Природы». Придумайте диалоги. Какой разговор могут вести между собой Осень и Лето? О чем говорят между собой Деревья, Цветы и Трава осенью? Чем хвасталась Рябина? О чем думает Мухомор, увидев Грибника? Что рассказал нам Подосиновик о своих соседях? Что нам мог сказать Старый гриб? О чем разговаривали между собой Черника и Брусника? О чем говорят Ласточки, собираясь в стаи? Что говорят Дятлы улетающим Журавлям? Какой разговор ведут Ворона и Воробей? О чем разговаривают Белочка с Зайчиком, готовясь к зиме? О чем беседуют Медведь с Ежиком перед зимней спячкой? Какую весть принес Ветер из Арктики? Сочините чистоговорки. Нику-нику-нику, нику-нику-нику, собирали там (бруснику). Лоте-лоте-лоте, лоте-лоте-лоте, растет клюква на (болоте). Са-са-са, са-са-са, стала серенькой (лиса). Ведь-ведь-ведь, ведь-ведь-ведь, на юг отправился (медведь). Лок-лок-лок, лок-лок-лок, медведь мой мячик (уволок). | Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Осень». Составьте мини-диалоги. После какого времени года наступает осень? Как вы догадались, что наступила осень? Назовите осенние месяцы. Как называется первый месяц осени? Какой последний месяц осени? По каким признакам можно узнать раннюю осень? Почему раннюю осень называют «золотая осень»? Кто красит листья осенью? (Никто, они сами изменяют цвет.) Почему осень называют щедрой? Чем нас радует осень? Что дарит людям осенью матушка-природа? Назовите дары сада и огорода. Что делают люди в садах и огородах ранней осенью? Какие запасы на зиму делают ваши мамы? Что дарит людям лес? Кто такие грибники? Какие съедобные грибы вы знаете? Почему нельзя топтать несъедобные грибы? (Эти грибы могут оказаться полезной пищей или лекарством для животных.) Какие ягоды созревают осенью? Что можно приготовить из ягод? Кто, кроме людей, употребляет ягоды в пищу? О чем нужно помнить, собирая ягоды в лесу? (Нельзя собирать все ягоды, нужно оставить часть их для обитателей леса.) Кем мы должны быть в лесу — гостями или хозяевами? Кто истинные хозяева леса? Чего мы не должны делать, чтобы не причинить вреда природе? Какие изменения происходят в природе в это время года? Чем отличается погода ранней осени от летней погоды? Какую одежду мы носим в начале осени? Когда бывает «бабье лето»? Чем отличаются эти дни от других дней осени? Какие дожди бывают ранней осенью? Почему дождь назвали грибным? Как вы понимаете выражение «затяжные дожди»? |
Развитие диалогической речи Как ведут себя в эту пору перелетные птицы? Почему их так назвали? Какие птицы улетают на юг? Как вы узнаете, что они отправляются в теплые края? Какие птицы остаются зимовать? Как называют этих птиц? Почему воробьи, дятлы, вороны и некоторые другие птицы не улетают на юг? (Потому что эти птицы могут найти себе корм в зимнее время.) Какие звери делают запасы? Как готовится к зиме белка? Что запасают на зиму бобры? Почему зайцы не делают запасов на зиму? Что делает медведь ранней осенью? (Он много ест, чтобы сделать запас жира.) Какие звери меняют окраску шерсти осенью и почему? Что такое подшерсток? Зачем нужен теплый подшерсток лисе, волку, зайцу, оленю и другим зверям? Что происходит в природе поздней осенью? Чем поздняя осень отличается от ранней осени? Какая погода бывает поздней осенью? Какую одежду носят люди поздней осенью? Почему в эту пору не слышно пения птиц? Каким становится лес? Какие работы проводят люди в садах и огородах? Когда наступает предзимье — до или после осени? Какое настроение вызывает у вас осенняя пора? Какая осень вам больше нравится? Чем радует вас осень? За что вы любите осень? Какое время года наступит после осени? | Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, о чем идет речь в стихотворениях. ОСЕНЬ Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый, кленовый. В. Авдиенко ОСЕНЬ Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах. Только зеленеет Озимь на полях. ...Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит... А Плещеев * * * |
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А Пушкин ОСЕНЬ Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, — Это платье золотое У березки на плечах... Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето! Е. Трутнева | ОСЕНЬ Наступила осень. Пожелтел наш сад. Листья на березе золотом горят. Не слыхать веселых песен соловья, Улетели птицы в дальние края. А. Ерикеев Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, Там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой ОСЕНЬ Дождь, ДОЖДЬ Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, вся земля От воды промокла. Воет, воет За окном Недовольный ветер. Хочет двери он сорвать Со скрипучих петель. Ветер, ветер, не стучи В запертые сени! Пусть горят у нас в печи Жаркие поленья. Я. Аким |
Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть. Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть... Думает о лете, Прижимает уши. На небо косится, Неба не видать!.. Только б потеплее, Только бы посуше... Очень неприятно По воде ступать. А. Блок Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А. Пушкин | ОСЕНЬ Осень, осень, подожди Гнать по небу тучи, Лить холодные дожди, Сыпать град колючий! Мы еще не накупались, Не наплавались в реке, Мы еще не належались На горяченьком песке. Осень, осень, потерпи, Подожди немножко. Звонких птиц не торопи В дальнюю дорожку. Ветер, листья не гони По аллеям парка. Пусть длиннее будут дни, Солнце светит ярко. Подожди немного, осень, Мы тебя об этом просим. Л. Яхнин ОКТЯБРЬ В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек. С. Маршак |
УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ... Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел. Аист крыльями полощет — Улетает, улетел! Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи. Е. Благинина Солнце на работе — Белочка в заботе. На сучок — Грибок, Да еще грибок — На другой сучок, Сушит, старается — Не подходи! Едой запасается: Зима впереди! А Чепуров | ПЕРЕД ОТЛЕТОМ Листья кленов пожелтели, Огороды опустели, В балках лужи разлились, Птицы в стаи собрались. Говорит скворец соседу: — Улетаем в эту среду. Далеко на юг летим, Замерзать тут не хотим. Ты, воробышек, зимой Береги скворечник мой. — Что же, скворушка, лети. Осторожен будь в пути, От друзей не отставай, Край родной не забывай!.. Буду рад, коль скоро летом Будешь ты моим соседом. Г. Ладонщиков Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало — Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц? Подскажи. (Ноябрь) |
Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я ... (осень). Е. Карганова Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью) Опустел фруктовый сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь) Все мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|