Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Толкин для детей



                           Толкин для детей

Мало было на свете людей, которые оказали бы такое огромное воздействие на литературу, как Джон Рональд Руэл Толкин.

Трилогия «Властелин Колец» является одной из самых читаемых книг в истории мировой литературы.

Толкин создал новый жанр литературы – «высокое фэнтези». Это не значит, что до Толкина никто не сочинял фантастических романов. Наоборот, их было довольно много. Но никто до Толкина не создал новый мир с такой степенью проработанности всех деталей и с такой степенью достоверностью.

Толкин не только нарисовал карты Средиземья, не только придумал новые расы человекоподобных существ, но и написал подробную историю всех этих рас, начиная с их сотворения, и придумал основным расам языки, на которых они общаются. Не случайно в 60-е годы американские студенты выходили на улицы с плакатами: "Гэндальфа в президенты!"

Величие Толкина оценили по достоинству. Начиная с 60- х годов XX века среди молодежи сперва в Америке, потом и во всем мире стали появляться толкиновские общества. У нас в Петербурге есть такое общество, у меня среди него много друзей.

Взрослые люди изучают различные детали романов писателя, обсуждают их, ставят спектакли, пишут песни на сюжеты его произведений и т.п. Новый виток толкиномании дали экранизации сперва «Властелина колец», а затем «Хоббита», познакомившие с творчеством писателя уже самые широкие и далекие от культуры слои населения.

Но любой писатель, придумывая свой мир, отталкивается от чего-то, уже существующего до него. Невозможно придумать все с чистого листа.

Хотя мир Средиземья уникален и придуман Токлиным, у него есть общие черты с существовавшими до него мифами разных народов.

Что такое мифы? Это народные сказания, которые, в отличие от сказок, имеют для данного народа серьезное значение: большинство людей верили в то, что описанные в мифах события и герои существовали на самом деле.

Придумывая свой мир, Толкин использовал многие образы и сюжеты из трех источников: христианской Библии, мифов скандинавских народов и мифов древних кельтов.

Кратко об этих источниках.

Библия - основная священная книга христиан. В ней описаны события человеческой истории с точки зрения еврейского народа, начиная с сотворения мира и до смерти Христа, а также некоторое время спустя.

Скандинавы, создавшие мифы - это народы, живущие на Скандинавском полуострове, нынешние шведы, норвежцы и датчане.

Кельты – это древний могущественный народ, который когда-то занимал огромную территорию в Западной и Центральной Европе, но потом раскололся на отдельные группы народов, самыми известными из которых являются нынешние ирландцы и шотландцы.

Остановимся на этих влияниях более подробно.

Собственно, описание мира Средиземья заключено в пяти книгах, которые называют Пятикнижие Толкина: небольшом «Хоббите», трех книгах «Властелина колец», в которых происходит основное действие романа, и в «Сильмариллионе». «Сильмариллион» - очень важная, хотя и нелегкая для прочтения книга. В ней излагается вся история Средиземья, начиная с момента его сотворения.

Сотворение мира Средиземья у Толкина очень напоминает описание сотворения мира в Библии.

Творцом мира у Толкина, как и в Библии, выступает Единый Бог-Творец, которого он называет Э́ру Илу́ватар.  Эру создает высших ангелов – Айнуров, и по повелению Эру Айнуры слышат Прекрасную мелодию и сами поют ее и импровизируют на заданную тему. Что значит – импровизируют? Это значит - немного изменяют мелодию, но так, что она остается узнаваемой.

Именно в результате этой импровизации рождаются вселенная и ее составные части.

Таким образом, по повелению Эру мелодия превращается в объекты материального мира (звёзды, планеты, траву, деревья и т.д.), и мир этот сперва прекрасен. Безусловно, всем музыкантам Толкин должен быть особенно дорог. Ведь у него мир возникает в результате пения!

Надо отметить, что в Библии также упоминается, что ангелы непрестанно воспевают песню-славовловие в честь Бога, можно сказать, что пение – их основное занятие. Правда, мир в Библии творится Словом, а у Толкина – Песней.

Дальше у Толкина мы читаем, что один из архангелов-Айнуров по имени МЕлькор, одаренный более других, решает показать всем, какой он «крутой», и начинает отклоняться от заданной Эру мелодии, иными словами, он портит музыку. Тогда Эру разжаловал Мелькора из звания Архангела. В отместку Мелькор поднимает против Эру бунт и становится Черным врагом – родоначальником всякого зла в мире вообще и в Средиземье в частности.

История, придуманная Толкиным, очень напоминает историю появления демонов в Библии. Там тоже Люцифер тоже сперва был самым прекрасным архангелом, потом поднял против Бога бунт и стал сатаной.

Как и Бог в Библии, Илуватар Толкина сотворил Айнур, эльфов и людей, а также - с помощью Айнур – вселенную, но многих других существ, например, гномов и орков сотворили уже дети Илуватара. В этом отличие от Библии, в которой все живое сотворил Бог. Орков сотворил Люцифер-Мелькор, он превратил в этих уродов пойманных им эльфов, используя  чёрную магию.

Единый Бог (Эру) Толкина пребывает в Чертогах Безвременья, где вместе с ним осталась и бОльшая  часть Айнур. Меньшая же их часть стала обитать в нашем мире ради того, чтобы помогать живым существам, населяющим Арду (что-то типа нашей Солнечной Системы). Они стали называться ВАларами, или стихиями.

На описание Арды (Солнечной системы) Толкина вдохновила уже не Библия, а скандинавские мифы.

В скандинавской мифологии мироздание состоит из 9 миров, находящихся на Мировом дереве Иггдрасиль. Разумеется, именно этот образ Иггдрасиля повлиял на создание Толкиным множества волшебных деревьев в созданном им мире. Не случайно и эльфы живут именно на деревьях.

У Толкина, правда, упоминается меньше число миров, чем в скандинавской мифологии. У писателя мы видим следующие миры: Средиземье (где в разных его частях живут люди, эльфы, орки, хоббиты и еще некоторые монстры, наподобие троллей), Валинор (жилище архангелов валаров), Мория гномов (которые, впрочем, действуют сразу в двух мирах - и под землей, и на земле) и таинственное царство подземных духов, живущих еще ниже, чем гномы.

Какие миры Толкина взяты из скандинавского эпоса? Прежде всего, это Валинор, который соответствует Асгарду у скандинавов. В Валиноре живут архангелы Валары, в Асгарде богоподобные асы.  Асгард - мир, закрытый для смертных, и попасть в который можно только перейдя "Мост Радуги" на волшебных лошадях валькирий.

Попасть в Валинор также могли только лишь избранные и только на волшебных кораблях эльфов по особому Прямому Пути. В Валиноре, так же, как и в Асгарде, пребывали души погибших в сражениях.

Однако у скандинавов Асгард находится на Небе, а у Толкина Валинор находится на Земле, только на другом континенте где-то на Западе.

Это расположение Рая на Западе взято Толкиным безусловно из кельтских мифов. Рай ирландских мифов тоже располагался не на небе, а на острове или островах, расположенных где-то в океане, и назывался Островами Блаженных, Островом Счастливых Мертвых или Землей Живых, Землей Молодых, Равниной Радостей и т.д. Души умерших переправлялись туда в специальных лодках, которые проседали под их тяжестью — то есть души обладали весьма ощутимым весом. По отношению к Ирландии эти острова располагались на Западе.

Наиболее соответствует скандинавской мифологии описание Толкиным Мории и гномов. Под землей у скандинавов находится Свартальвхейм — подземная страна цвергов, аналога гномов, которые занимаются кузнечным делом. Вообще, слова «гном» западноевропейские мифы не знали. Считается, что его впервые применил в XVI веке известный алхимик Парацельс для обозначения духа земли.

У Толкина под землей находится Мория, где живут гномы, которые, как и цверги, обладают большой физической силой, владеют драгоценными металлами, они прекрасные мастера и кузнецы, и очень дорожат своими богатствами. Скандинавские цверги владели тайным языком, который они трепетно хранили от посторонних, так и во "Властелине Колец" мы видим, что гномы общаются на своем секретном языке кхуздул.

От скандинавских цвергов гномы Толкина «позаимствовали» даже свои имена: Торин, Двалин, Балин, Дори, Нори и другие персонажи «Хоббита». Оттуда же «родом» и Дурин, и многие другие гномы «Властелина Колец».

Согласно некоторым западноевропейским мифам, гномы, как и тролли, боялись солнечного света и под лучами солнца превращались в камень. У Толкина гномы не обладают таким качеством и смело путешествуют по Средиземью. У Толкина света боятся тролли.

Еще одно важное отличие гномов Толкина от скандинавских цвергов – их воинственность. Скандинавские гномы не были воинами, они занимались только торговлей.

Наиболее вероятный «прототип» Голлума – скандинавский карлик Андвари.

Из скандинавской мифологии Толкиным взят образ адского места Муспельхейм, где царит невероятная жара. Здесь живут огненные гиганты во главе с Суртом, которые встретятся  с богами во время последней битвы в Рагнарек. У Толкина мы тоже встречаем Демонов Огня балрогов, а Сурту соответствует Балрог по имени Проклятье Дурина.

Его поединок с Гэндальфом в Мории во многом повторяет битву огненного гиганта Сурта с богом плодородия Фрейром, описанной в скандинавских мифах. Обе битвы происходили на мостах (Радужный мост в "Эдде" и Морийский мост во "Властелине Колец"), оба демона были вооружены огненными мечами и обе битвы закончились разрушением моста и перерождением участников поединка (сперва умерли, потом воскресли с новыми способностями).

Единственное существенное отличие Толкина от скандинавского эпоса в этом случае заключается в том, что у скандинавов Муспельхейм расположен выше царства гномов и южнее его, а у Толкина - ниже и под ним.

В центре мирового древа у скандинавов находится Мидгард, в котором живут люди. Именно здесь происходит соприкосновение всех миров между собой.

У Толкина Мидгарду соответствует Средиземье, однако его население более многообразно. Толкин собрал на одной поверхности существ, которые у скандинавов находились на разных уровнях бытия. Так, соответствующие эльфам прекрасные и бессмертные альвы скандинавов жили в верхнем мире, расположенном между Мидгардом и Асгардом. У Толкина эльфы живут в Средиземье, правда, на деревьях.

Эльфы Толкина – это одновременно и альвы из скандинавской мифологии, и сиды из кельтских преданий. С сидами их роднит то, что они существуют в одном мире с людьми и активно с ними взаимодействуют. Безусловно, эльфы Толкина – самые «кельтские» персонажи писателя.

В «Книге захватов Ирландии» мы находим существ, похожих на эльфов Толкина. Это племена богини Дану, приплывшие в Ирландию, разумеется, с Запада и поселившиеся там до прихода людей. Однако позже люди – сыновья Миля – также приплыли на этот остров и в решающей битве одержали вверх над сидами. Однако сиды не исчезли, а набросили на себя покров невидимости и теперь обитают в Ирландии невидимым образом, населяя ее холмы и леса. Иногда они вступают в браки с земными людьми и дарят людям какие-то важные подарки, например, волшебную волынку  или знамя и т.п.

Разумеется, мы сразу узнаем в этих легендах эльфов Толкина, их жизнь в лесах, помощь людям, любовь Арвен и Арагорна и т.п.

Еще одна «кельтская» черта эльфов Толкина – это их язык. Толкин сам говорил, что эльфийский язык синдарин был создан им на основе валлийского (кельтского) языка, поскольку он подходит тем, кто на нем говорит.

Орки – «собственное изобретение» профессора Толкина. На «выведение» орков его вдохновили образы гоблинов – персонажи западноевропейской мифологии. Их внешность описывается по-разному, но достоверно одно, гоблины — одни из самых уродливых созданий в мире.

В «Хоббите» автор еще пользуется традиционным названием "гоблин", однако в "Трилогии Кольца" мы уже видим почти исключительно орков. Орки, хотя и были родственны гоблинам, мыслились писателем более опасными созданиями. Согласно Толкину, их создал Мелькор, изуродовав попавших к нему в плен эльфов. Здесь Толкин несомненно использует идею христианского богословия, согласно которой Дьявол – обезьяна Бога.

Хоббиты (древнеанглийское – «роющий норки») – тоже изобретение Толкина, хотя на их создание его явно вдохновили многие из уже существовавших в западноевропейской мифологии существ. Среди них, например, норвежские проказники ниссе и кельтские брауни (что-то типа наших домовых).

Наконец, энты (древнеанглийское – гигант) – живые деревья - наряду с эльфами, также имеют кельтское происхождение. Их Профессор прямо заимствовал из кельтской поэмы «Битва Деревьев». В ней чародей Гвидион для победы над врагом создает войско из оживленных деревьев.

Однако для создания прекрасного произведения недостаточно просто создать вселенную, надо придумать достойный сюжет, который будет соответствовать правилам построения героического мифа.

Какие это правила? В центре истории должны быть: собственно культурный герой - добытчик благ для людей, защитник космоса от демонических сил (обычно король или его наследник, становящийся впоследствии королем) и мудрый советник и наставник (часто странствующий волшебник, мудрец). Такое распределение ролей мы видим и во "Властелине Колец". Где герой - это Арагорн, а мудрец - ГЭндальф.

В мифах древних европейцев в героических мифах встречаются также такие обязательные символы, как: сломанный меч, кольцо, любовь к прекрасной принцессе, женитьба на которой возможна только после преодоления определенный препятствий (например, убийства дракона) и т. п.

Все эти символы мы также встречаем у Толкина.

Теперь самый интересный вопрос: главные герои «Властелина колец» были придуманы целиком Толкиным, или у них были какие-то предшественники в мифологии?

Оказывается, что были, причем самые неожиданные.

Рассмотрим образ Гэндальфа. Имя «Гандальв» носил один гном в скандинавских мифах, оно означает в переводе «эльф с посохом».

Согласно мнению многих исследователей, больше всего на создание образа Гэндальфа повлиял скандинавский бог Один. Это подтверждается в одном из писем Толкина, где он пишет, что представлял Гэндальфа «странником в духе Одина». Один - верховный бог викингов, волшебник, воин, обманщик, поэт и повелитель кольца. Это одна из самых сложных и противоречивых фигур не только скандинавской, но и мировой мифологии. Один был одновременно и прекрасным, благородным, и коварным, злобным. Он поворачивался к людям то одной, то другой своей стороной.

Но Толкин разделил эти две стороны Одина, и превратил его в двух персонажей, противостоящих друг другу: "хорошие" черты Одина мы находим в Волшебнике Гэндальфе, а "плохие" - в маге Сауроне. Таким образом, на страницах "Властелина Колец" мы видим преображенного, «улучшенного» Одина.

Один странствовал по земле в поисках знания и мудрости - это образ мудрого волшебника, а, значит, Гэндальфа. Его лошадь - быстрее ветра, это - Сполох Гэндальфа. Один так же, как и Радагаст (друг Гэндальфа) понимает язык животных и птиц, но, как и Саурон, командует волками и воронами. Он владеет секретным алфавитом - рунами, которыми владеет и Гэндальф.

Для получения знаний Один жертвует своим глазом (после этого он упоминается как одноглазый бог), а позже висит 9 дней на дереве Иггдрасиль головой вниз, вдобавок пронзив себя копьем.  Это можно связать с временной смертью Гэндальфа в битве на Морийском мосту с огненным балрогом, после которой он получает дополнительные знания и умения.

Одина представляли в виде седобородого старца, закутанного в серый плащ, с надвинутой на глаза широкополой шляпе и с копьем в руке, на которое он опирался при ходьбе. Интересно, но Гэндальф описывается так же, но только в руках у него был посох вместо копья.

С Сауроном Одина сближает наличие одного глаза и владение кольцом.

Oдин покровительствует Сигурду, герою, который по некоторым легендам является потомком (часто внуком) самого Одина. Сигурд теряет родителей и воспитывается при дворе королей. Единственное, что осталось ему от его родителей - сломанный меч его отца, который был заново выкован искусным мастером и получил название Грам. Этим мечем Сигурд и совершает свои подвиги, убивает дракона Фафнира и женится на красавице Гудрун.

Здесь много параллелей с историей Арагорна и Гэндальфа.

Однако в Арагорне есть много черт героев из кельтских легенд.

Дело в том, что именно у кельтов король вел непривычный для нас образ жизни: он постоянно ездил по своей стране. Такой король-бродяга у некоторых вызывал даже презрение, что нашло свое отражение у Толкина: Арагорна презрительно именуют Бродягой, Колобродом и т. д. в зависимости от перевода.

При создании образа Арагорна Толкин сплавил вместе многие образы мифических героев, но, как и в случае с Гэндальфом, сделал его в нравственном отношении более совершенным. Например, у него отсутствует тяга к власти.

В образе эльфийской владычицы Галадриэли воплотились черты многих кельтских богинь. Это и богиня Дану — Великая Мать; Рианнон — богиня в облике лошади, покровительница плодородия; и даже зловещая богиня войны Маха.

Кажется, что между Махой и миролюбивой Галадриэлью пролегает непреодолимая пропасть. Но все не так просто. Только на первый взгляд, Галадриэль кажется безупречно мудрой и доброй, на самом деле, в ней скрываются и опасные, злые чары.

Они пробуждаются во время знаменитой сцены, когда Фродо предлагает Галадриэли Кольцо Всевластья, и на краткий миг она видит себя королевой Срединной земли. Какой же она себя видит? «Прекрасной и грозной, как заря и как ночь! Ужасной, как буря и молния! Все будут любить меня, и всех я повергну в отчаянье!»

Само имя Галадриэли многим внушает страх, и те, кто ни разу не встречался с нею, склонны считать ее, по меньшей мере, опасной, если не хуже. Ее прозвища: «Чародейка Золотого леса» и «Хозяйка волшебства».

По сравнению с Галадриэлью ее муж Келеборн находится как бы в тени, и это не противоречит кельтским мифам, в которых  нередко женщина занимала очень высокое положение, что соответствовало реальному положению дел. Кельтские женщины до VI века н. э. воевали в сражениях наравне с мужчинами, имели право на развод, а самое главное – они часто сами выбирали себе мужей, и отказаться от такой чести считалось среди кельтов верхом неприличия.

Теперь о главной сюжетной линии «Властелина Колец» – истории Кольца Всевластья.

Толкин не был первым, кто использовал идею волшебника-короля, правящего миром с помощью сверхъестественных сил кольца. С древних времен люди верили в магические силы колец.

Величайшей силой обладало кольцо (Драупнир) на руке верховного бога Одина, именно он являлся "главным" носителем кольца. Точно так же, как служение Христу ассоциировалось с крестом, так и поклонение Одину было тесно связано с кольцом, кругом.

В древнескандинавской мифологии кольца обычно были выкованы эльфами (альвами) - волшебным народом. Эти золотые кольца символизировали волшебную силу.

Однако Толкин по-своему преподносит тему кольца. У него появляется тема соблазнения кольцом или испытание на гордость. Кольцо, дающее его обладателю безграничную власть, тем самым его портит. Жажда власти - вообще страшная черта.  Поэтому очень мало кто из людей, долго находящихся у власти, не сходил с ума. Всемирная история показывает нам множество примеров такого сумасшествия. Здесь необходимо подчеркнуть большое различие между моралью скандинавских мифов и христианской.  В скандинавских и кельтских мифах гордость не считалась недостатком. Герои совершали свои подвиги ради славы и считали себя вправе гордиться своими достижениями.

У христиан гордость считается самым главным недостатком, грехом. Гордый человек ради достижения славы пойдет на любые преступления и жертвы.

Так, например, сохранилась христианская легенда о том, что известный итальянский  художник и скульптор Питоникес, живший в XIV веке, обладал волшебным кольцом, которое вдохновляло его во время работы. Но скульптор сомневался, не являются ли чары кольца опасными для его души. Когда он обратился за советом к одному мудрому монаху, тот посоветовал Питоникесу немедленно уничтожить кольцо. К своему великому удивлению художник не мог этого сделать. Когда же монах взял в руки молот, чтобы разбить кольцо, страшные крики раздались из кольца - это духи предлагали монаху все блага мира в обмен на сохранность кольца. Монах не поддался на уговоры, и кольцо было уничтожено.

Подобную ситуацию мы видим и во "властелине Колец", когда Гэндальф отказывается даже на минуту взять в руки Кольцо Всевластья из опасения попасть под его влияние и превратиться в темного властелина и приказывает его уничтожить как можно скорее.

Страшной магической силе Кольца Всевластья противостоять не может никто — ни человек, ни хоббит, ни эльф, ни даже маг. Кольцо, как и грех, разъедает личность в человеке, приводит сперва к его духовной смерти, превращению его в злобного монстра, а потом – даже к утрате им  своей телесной оболочки и полному подчинению воле демона Саурона.

Противостоять силе Кольца может только очень смиренный (скромный) человек. Даже Фродо на последнем этапе подпадает под злые чары кольца. Отвергнуть эту страсть к власти  оказывается способен только незаметный Сэм, не думающий о себе, подсмеивающийся над собой. Истинное чувство юмора – вообще, как правило, признак смирения.

В заключение хочу сказать, что главная идея творчества Толкина заключалась в том, что борьба Света и Тьмы происходит не столько на уровне внешних событий, сколько внутри человеческого сердца. И каждую минуту своей жизни человек решает, на чьей стороне он будет сражаться.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.