Конструкт урока
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Свердловской области
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конструкт урока по русскому языку
на тему: «Существительные с суффиксом -ок- после шипящих»
УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс
Выполнила: Пыжова В. А.
Методист: Бородина Я.В._____________
Учитель: Мальцева Н. С. ____________
Педагог-психолог: Еремеева Л.И.______
Екатеринбург
Тема: Существительные с суффиксом -ок- после шипящих.
Перспективная цель: формировать представление у обучающихся об имени существительном в процессе смены видов учебной деятельности.
Актуальная цель:формировать представление у обучающихся о написании имени существительного с суффиксом -ок- после шипящих в ходе смены видов учебной деятельности.
Задачи:
Обучающая: формировать знание у обучающихся об орфограмме в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умение опознавать орфограмму «суффикс -ок-, -онок- (-ёнок-) после шипящих», применять правило написания суффикса -ок-, -онок (-ёнок) в существительных после шипящих в процессе работы с учебником.
Развивающая: развивать словесно-логическое мышление и восприятие в процессе решения проблемной ситуации.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка в ходе беседы.
Предметные результаты:
- знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»;
- умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»;
- умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей; тетрадью для самостоятельной работы)
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные (соответствуют поставленным задачам):
объективная оценка личных результатов работы; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: комбинированный урок.
Принципы: доступности, наглядности, вариативности, психологической комфортности.
Методы, приемы: словесный, практический.
Литература: УМК «Перспективная начальная школа», Русский язык, 3 класс, 2-3 часть, рабочая тетрадь.
Конструкт урока
Этапы урока открытия новых знаний
| Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
| Планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
| 1. Мотивационный этап
Задача:подготовка учащихся к работе на уроке
| Создание положительной мотивации на урок
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Пожалуйста, присаживайтесь.
- Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: дневник, пенал, учебник русского языка, рабочая тетрадь.
- Наш урок я начну с цитаты русского писателя-драматурга Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»
- Как вы думаете, что хотел сказать этими словами Иван Сергеевич?
- Как же можно беречь язык?
- Что для этого нужно?
- Верно, Вы готовы и сегодня расширить свои знания о родном языке?
| Доброжелательный настрой на урок
Встают, приветствуют учителя, садятся.
Проверяют готовность к уроку.
- Иван Сергеевич призывает к бережному отношению к нашему языку.
- Пользоваться языком грамотно в речи и письме.
- Для этого стоит расширять свои знания о родном языке.
- Да.
| Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
| 2. Актуализация знаний и целеполагание
Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке
| Определяется степень освоения ранее изученных способов действия
- Как вы думаете, какие чудеса может сделать язык?
- Вы правы. А я знаю ещё одно чудесное свойство нашего языка. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.
- На столах вам выданы карточки. Прочитайте слова в каждой строке. Что необычного вы заметили?
- С помощью чего оно изменяется?
- Что же в них необычного?
- Верно, с помощью особенностей русского языка мы можем сделать маленький предмет огромным, и наоборот всего лишь при помощи суффикса.
Попробуйте выполнить задание самостоятельно.
Задание:
Вставь пропущенные буквы и выполни разбор по составу слова.
Каблук, каблучищ.., каблуч..к;
Сапог, сапожищ.., сапож..к;
Шаг, шажищ.., шаж..к.
- Давайте проверим, Саша, какое окончание вставила в словах с суффиксом -ищ-?
- Влад, прокомментируй разбор слов в первой строке.
- Илья, прокомментируй разбор слов во второй строке.
- Света, прокомментируй разбор слов по составу в третьей строке.
- Ребята, а какие буквы вы вставили в слова с суффиксом -ок-?
- Ребята, почему же возникло разное мнение?
- С какой частью речи мы работаем в данном разделе?
- Посмотрите внимательно на слова с суффиксом -ок-, что их объединяет?
- Кто сформулирует тему урока?
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
- Какие задачи для достижения цели мы перед собой поставим?
| В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке
- С помощью грамотной речи мы можем произвести хорошее мнение о себе.
- В каждой строке одно и то же слово изменяется.
- Слово изменяется с помощью суффиксов -ищ- и -ок-.
- Суффикс -ищ- увеличивает предмет, а -ок- уменьшает его.
- КаблучищЕ, сапожищЕ, шажищЕ.
Комментируют морфемный разбор слова.
У детей расходится мнение: ё или о.
- Потому что мы не проходили данную орфограмму.
- С именем существительным.
- Корни слов оканчиваются на шипящую.
- Суффикс -ок- в именах существительных после шипящих.
- Узнать как пишется суффикс -ок- после шипящих в именах существительных.
- Узнать правило написания орфограммы «суффикс -ок- после шипящих»
- Научиться применять данное правило.
- Закрепить полученный материал.
| Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»;
Метапредметные:
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| 3. Открытие нового знания
Задача:создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия
| Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия
- Откройте свои тетради. Запишите число. Сегодня пятое марта. Какие орфограммы здесь подчеркнём?
- Далее записываем «Классная работа». Тема: Суффикс -ок- после шипящих.
- Чтобы узнать, как же пишутся эти слова, мы выполним упражнение 108. На стр. 96.
- Какой суффикс есть в большинстве слов?
- Почему не везде -ок- является суффиксом?
- Верно. В каких словах суффикс -ок- идёт после корня, оканчивающегося на шипящий?
- Составьте с 5 из них словосочетания: прилагательное + существительное. Поставьте в выбранных словах ударение, выделите суффикс -ок-.
Вызывает одного ученика для работы у доски.
- Покажи, как образованы любые три слова, которые ты выбрал.
- Оцени свою работу у доски.
- Ребята, но ведь мы так и не узнали, почему пишется гласная о, а мы слышим ё. прочтём слова Анишит Йокоповны на стр. 97.
- Куда же падает ударение в этих словах?
- И какую же букву мы писали?
- Кто может сформулировать правило?
- Проверим наши догадки, прочитаем правило в плакате Летучей мыши.
- Прочитайте ещё раз правило. Попробуйте мне его пересказать.
- А у Анишит Йокоповны снова к нам вопрос. Дима, прочит его.
- Кто знает ответ на этот вопрос?
| Осваивают новые способы действия при изучении нового знания
У слова «пятое» окончание -ое, потому что задаём вопрос «какое?».
В слове «марта» окончание -а, м. р., Р. п..
Дети оформляют запись в тетрадь.
- Открывают словарь на -ок.
- Суффикс -ок-.
- Потому что в некоторых словах он является частью корня.
- В словах: флажок, рычажок, шажок, снежок, бережок, сапожок, рожок, пирожок, творожок, дружок, кружок, глазок.
Составляют словосочетания.
- Работа у доски:
снег/ □= снег/ + □; снег/ + -ок- +□ = снеж/ок/□ ;
творог/□ = творог/ +□ ; творог/ + -ок- +□ = творож/ок/□;
глаз/ □= глаз/ + □; глаз/ + -ок- +□ = глаз/ок/□ .
Оценивает работу у доски.
- Ударение падает на о в суффиксе -ок-.
- Букву О.
- В существительных с суффиксом -ок- после шипящего, пишется буква О, если суффикс стоит под ударением.
Пересказывают 1-2 ученика.
- Будет писаться буква О, ведь Ш – тоже шипящий звук.
| Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-после шипящих»;
- умеют применять правило написания суффиксов -ок- в существительных после шипящих.
Метапредметные:
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей).
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| 4. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
Задача:проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)
| Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи
- Чтобы это прроверить, выполним упр. 110.
- Запишите в тетрадь «Упражнение 110». Найдите слова в словаре на -шок.
- Какой суффикс есть во всех этих словах?
- Какую букву надо писать после шипящего?
- Выпишите слова, которые требуются в задании. Не забывайте выделять суффикс -ок- и подчёркивать О.
Вызывает детей к доске для работы у доски со словами петушок и пастушок:
1 человек - словообразование
2 человек - разбор слов по составу
- Оцените свою работу у доски.
| Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия
- Суффикс -ок-.
- Букву О.
Выполняют задание.
стих – стишок; слух – слушок; пух – пушок; петух – петушок; пастух – пастушок.
Петух/□= петух/ +□= петух/ + -ок- +□= петуш/ок/□
Пастух/□ = пастух/ + □ = пастух/ + -ок- + □ = пастуш/ок/□
Оценивают работу у доски.
| Предметные: - знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»;
- умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок- после шипящих»;
- умеют применять правило написания суффиксов -ок- в существительных после шипящих.
Метапредметные:
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| 5. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)
Задача:
Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму
| Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем
- Анишит Йокоповна снова ставит перед нами задачку своим вопросом. Света, прочитай её слова
- Что было новым для вас?
- Верно, ведь про него мы ещё не говорили. Но есть ли у вас предположения? Может это связано с сегодняшним правилом?
- Чтобы узнать это, нам нужно выполнить упр. 111.
- Нашли ли вы закономерность? Когда пишется Ё, а когда О?
- Кого обозначают все эти слова?
- Среди слов на -онок- выпишите по 2 слова, корни которых оканчиваются на -Ж, -Ч и -Ш. правильно выделите суффикс -онок-.
| Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму
- Суффикс -онок- или -ёнок-.
Предлагают свои версии, связывают с правилом про суффикс -ок-.
- -онок- пишется в словах, корень которых заканчивается на шипящий, в остальных случаях пишется -ёнок-.
- Детёнышей животных.
| Предметные:
знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»; умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.
Метапредметные:
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей).
Регулятивные: Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| 6. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Задачи:закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой
| Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме
- Сейчас выполните задание №50 в рабочей тетради. Внимательно прочитайте задание. Не забудьте выделить суффикс -онок- и -ёнок-. Также у вас есть задание с существительными, где есть пропуски.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте работу соседа с эталоном на экране.
- Поставьте +, если в работе не допущено ошибок.
- Поставьте +-, если допущены 1-2 ошибки.
- Поставьте -+, если допущены 3 ошибки.
- Поставьте -, если допущено 4 и более ошибок.
| Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой
| Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»; умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.
Метапредметные:
Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей; тетрадью для самостоятельной работы)
Личностные: объективная оценка личных результатов работы; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
| 7. Рефлексия
Задачи:рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
| Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся
- Ребята, что было целью нашего урока?
- Достигли мы её?
- Какие задачи мы выполнили для достижения цели?
- Кто готов рассказать правило написания суффикса -ок- после шипящих?
- Какое правило ещё мы узнали?
- В каком случае пишется суффикс -онок-, а когда -ёнок-?
- Вы большие молодцы. Теперь, пожалуйста, оцените работу своего соседа на уроке и свою собственную. Обсудите это в парах.
- Спасибо за урок!
| Помогают учителю подвести итоги.
Рефлексия.
- Узнать как пишется суффикс -ок- после шипящих в именах существительных.
- Да.
- Правило написания суффикса -ок- после шипящих в существительных.
- Узнать правило написания орфограммы «суффикс -ок- после шипящих»
- Научиться применять данное правило.
- Закрепить полученный материал.
- В именах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, в суффиксе пишется буква О, если он стоит под ударением.
- Мы узнали правило написания суффиксов -онок- и -ёнок-.
- Суффикс -онок- пишется, когда корень оканчивается на шипящий, в других случаях пишется суффикс -ёнок-.
| Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»; умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.
Метапредметные:
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
объективная оценка личных результатов работы.
|
|