Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конструкт урока



 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Конструкт урока по русскому языку

на тему: «Существительные с суффиксом -ок- после шипящих»

УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс

 

Выполнила: Пыжова В. А.

Методист: Бородина Я.В._____________

Учитель: Мальцева Н. С. ____________

Педагог-психолог: Еремеева Л.И.______

 

 

Екатеринбург


Тема: Существительные с суффиксом -ок- после шипящих.

Перспективная цель: формировать представление у обучающихся об имени существительном в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель:формировать представление у обучающихся о написании имени существительного с суффиксом -ок- после шипящих в ходе смены видов учебной деятельности.

 

Задачи:

Обучающая: формировать знание у обучающихся об орфограмме в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умение опознавать орфограмму «суффикс -ок-, -онок- (-ёнок-) после шипящих», применять правило написания суффикса -ок-, -онок (-ёнок) в существительных после шипящих в процессе работы с учебником.

Развивающая: развивать словесно-логическое мышление и восприятие в процессе решения проблемной ситуации.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка в ходе беседы.

 

Предметные результаты:

- знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»;

- умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»;

- умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей; тетрадью для самостоятельной работы)

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные (соответствуют поставленным задачам):

объективная оценка личных результатов работы; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: комбинированный урок.

Принципы: доступности, наглядности, вариативности, психологической комфортности.

Методы, приемы: словесный, практический.

Литература: УМК «Перспективная начальная школа», Русский язык, 3 класс, 2-3 часть, рабочая тетрадь.


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
1. Мотивационный этап Задача:подготовка учащихся к работе на уроке Создание положительной мотивации на урок - Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Пожалуйста, присаживайтесь. - Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: дневник, пенал, учебник русского языка, рабочая тетрадь. - Наш урок я начну с цитаты русского писателя-драматурга Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» - Как вы думаете, что хотел сказать этими словами Иван Сергеевич? - Как же можно беречь язык?   - Что для этого нужно?   - Верно, Вы готовы и сегодня расширить свои знания о родном языке? Доброжелательный настрой на урок Встают, приветствуют учителя, садятся.     Проверяют готовность к уроку.   - Иван Сергеевич призывает к бережному отношению к нашему языку. - Пользоваться языком грамотно в речи и письме. - Для этого стоит расширять свои знания о родном языке. - Да. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  
2. Актуализация знаний и целеполагание Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке Определяется степень освоения ранее изученных способов действия - Как вы думаете, какие чудеса может сделать язык? - Вы правы. А я знаю ещё одно чудесное свойство нашего языка. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание. - На столах вам выданы карточки. Прочитайте слова в каждой строке. Что необычного вы заметили? - С помощью чего оно изменяется?   - Что же в них необычного?   - Верно, с помощью особенностей русского языка мы можем сделать маленький предмет огромным, и наоборот всего лишь при помощи суффикса. Попробуйте выполнить задание самостоятельно. Задание: Вставь пропущенные буквы и выполни разбор по составу слова. Каблук, каблучищ.., каблуч..к; Сапог, сапожищ.., сапож..к; Шаг, шажищ.., шаж..к. - Давайте проверим, Саша, какое окончание вставила в словах с суффиксом -ищ-? - Влад, прокомментируй разбор слов в первой строке. - Илья, прокомментируй разбор слов во второй строке. - Света, прокомментируй разбор слов по составу в третьей строке. - Ребята, а какие буквы вы вставили в слова с суффиксом -ок-? - Ребята, почему же возникло разное мнение?   - С какой частью речи мы работаем в данном разделе? - Посмотрите внимательно на слова с суффиксом -ок-, что их объединяет? - Кто сформулирует тему урока?   - Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?   - Какие задачи для достижения цели мы перед собой поставим? В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке - С помощью грамотной речи мы можем произвести хорошее мнение о себе.     - В каждой строке одно и то же слово изменяется. - Слово изменяется с помощью суффиксов -ищ- и -ок-. - Суффикс -ищ- увеличивает предмет, а -ок- уменьшает его.     - КаблучищЕ, сапожищЕ, шажищЕ.   Комментируют морфемный разбор слова.   У детей расходится мнение: ё или о.   - Потому что мы не проходили данную орфограмму. - С именем существительным. - Корни слов оканчиваются на шипящую.   - Суффикс -ок- в именах существительных после шипящих. - Узнать как пишется суффикс -ок- после шипящих в именах существительных. - Узнать правило написания орфограммы «суффикс -ок- после шипящих» - Научиться применять данное правило. - Закрепить полученный материал. Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; Метапредметные:     Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить.   Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Открытие нового знания Задача:создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия - Откройте свои тетради. Запишите число. Сегодня пятое марта. Какие орфограммы здесь подчеркнём? - Далее записываем «Классная работа». Тема: Суффикс -ок- после шипящих. - Чтобы узнать, как же пишутся эти слова, мы выполним упражнение 108. На стр. 96.   - Какой суффикс есть в большинстве слов? - Почему не везде -ок- является суффиксом?   - Верно. В каких словах суффикс -ок- идёт после корня, оканчивающегося на шипящий?   - Составьте с 5 из них словосочетания: прилагательное + существительное. Поставьте в выбранных словах ударение, выделите суффикс -ок-. Вызывает одного ученика для работы у доски. - Покажи, как образованы любые три слова, которые ты выбрал.     - Оцени свою работу у доски.     - Ребята, но ведь мы так и не узнали, почему пишется гласная о, а мы слышим ё. прочтём слова Анишит Йокоповны на стр. 97.     - Куда же падает ударение в этих словах? - И какую же букву мы писали? - Кто может сформулировать правило?     - Проверим наши догадки, прочитаем правило в плакате Летучей мыши.     - Прочитайте ещё раз правило. Попробуйте мне его пересказать. - А у Анишит Йокоповны снова к нам вопрос. Дима, прочит его.     - Кто знает ответ на этот вопрос? Осваивают новые способы действия при изучении нового знания У слова «пятое» окончание -ое, потому что задаём вопрос «какое?». В слове «марта» окончание -а, м. р., Р. п.. Дети оформляют запись в тетрадь.  - Открывают словарь на -ок. - Суффикс -ок-. - Потому что в некоторых словах он является частью корня. - В словах: флажок, рычажок, шажок, снежок, бережок, сапожок, рожок, пирожок, творожок, дружок, кружок, глазок. Составляют словосочетания.   - Работа у доски: снег/ □= снег/ + □; снег/ + -ок- +□ = снеж/ок/□ ; творог/□ = творог/ +□ ; творог/ + -ок- +□ = творож/ок/□; глаз/ □= глаз/ + □; глаз/ + -ок- +□ = глаз/ок/□ . Оценивает работу у доски.       - Ударение падает на о в суффиксе -ок-. - Букву О. - В существительных с суффиксом -ок- после шипящего, пишется буква О, если суффикс стоит под ударением. Пересказывают 1-2 ученика.   - Будет писаться буква О, ведь Ш – тоже шипящий звук. Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-после шипящих»; - умеют применять правило написания суффиксов -ок- в существительных после шипящих. Метапредметные: Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей). Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
4. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. Задача:проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи - Чтобы это прроверить, выполним упр. 110. - Запишите в тетрадь «Упражнение 110». Найдите слова в словаре на -шок.     - Какой суффикс есть во всех этих словах? - Какую букву надо писать после шипящего? - Выпишите слова, которые требуются в задании. Не забывайте выделять суффикс -ок- и подчёркивать О.     Вызывает детей к доске для работы у доски со словами петушок и пастушок: 1 человек - словообразование     2 человек - разбор слов по составу - Оцените свою работу у доски. Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия - Суффикс -ок-. - Букву О. Выполняют задание. стих – стишок; слух – слушок; пух – пушок; петух – петушок; пастух – пастушок.   Петух/□= петух/ +□= петух/ + -ок- +□= петуш/ок/□ Пастух/□ = пастух/ + □ = пастух/ + -ок- + □ = пастуш/ок/□     Оценивают работу у доски. Предметные: - знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; - умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок- после шипящих»; - умеют применять правило написания суффиксов -ок- в существительных после шипящих.   Метапредметные: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем - Анишит Йокоповна снова ставит перед нами задачку своим вопросом. Света, прочитай её слова     - Что было новым для вас? - Верно, ведь про него мы ещё не говорили. Но есть ли у вас предположения? Может это связано с сегодняшним правилом? - Чтобы узнать это, нам нужно выполнить упр. 111.     - Нашли ли вы закономерность? Когда пишется Ё, а когда О?   - Кого обозначают все эти слова? - Среди слов на -онок- выпишите по 2 слова, корни которых оканчиваются на -Ж, -Ч и -Ш. правильно выделите суффикс -онок-. Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму - Суффикс -онок- или -ёнок-. Предлагают свои версии, связывают с правилом про суффикс -ок-.   - -онок- пишется в словах, корень которых заканчивается на шипящий, в остальных случаях пишется -ёнок-. - Детёнышей животных. Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»; умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.   Метапредметные: Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей). Регулятивные: Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи:закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме - Сейчас выполните задание №50 в рабочей тетради. Внимательно прочитайте задание. Не забудьте выделить суффикс -онок- и -ёнок-. Также у вас есть задание с существительными, где есть пропуски. - Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте работу соседа с эталоном на экране. - Поставьте +, если в работе не допущено ошибок. - Поставьте +-, если допущены 1-2 ошибки. - Поставьте -+, если допущены 3 ошибки. - Поставьте -, если допущено 4 и более ошибок. Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой   Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»; умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.   Метапредметные: Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей; тетрадью для самостоятельной работы) Личностные: объективная оценка личных результатов работы; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.  
7. Рефлексия Задачи:рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Ребята, что было целью нашего урока?     - Достигли мы её?     - Какие задачи мы выполнили для достижения цели?   - Кто готов рассказать правило написания суффикса -ок- после шипящих?     - Какое правило ещё мы узнали?   - В каком случае пишется суффикс -онок-, а когда -ёнок-?   - Вы большие молодцы. Теперь, пожалуйста, оцените работу своего соседа на уроке и свою собственную. Обсудите это в парах. - Спасибо за урок! Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. - Узнать как пишется суффикс -ок- после шипящих в именах существительных.   - Да. - Правило написания суффикса -ок- после шипящих в существительных. - Узнать правило написания орфограммы «суффикс -ок- после шипящих» - Научиться применять данное правило. - Закрепить полученный материал. - В именах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, в суффиксе пишется буква О, если он стоит под ударением. - Мы узнали правило написания суффиксов -онок- и -ёнок-. - Суффикс -онок- пишется, когда корень оканчивается на шипящий, в других случаях пишется суффикс -ёнок-. Предметные: знают орфограмму в именах существительных «суффикс -ок- после шипящих»; умеют опознавать орфограмму «суффиксы -ок-, -онок- (-ёнок) после шипящих»; умеют применять правило написания суффиксов -ок-, -онок- (-ёнок) в существительных после шипящих.   Метапредметные: Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: объективная оценка личных результатов работы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.