Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игры - упражнения



 

   РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

Дыхание — основа жизни и здоровья человека. Дыхание и речь тесно взаимосвязаны между собой. У детей в норме с физиологическим дыханием  формируется речевое дыхание.

 Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. У 80% детей с нарушением речи оно не сформировано.

Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

У детей с нарушением речи чаще наблюдаются следующие несовершенства:

-Слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных;

-Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, в результате чего иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, и нередко из-за этого ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы;

-Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять);

-Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». - Неравномерный толчкообразный выдох : речь звучит то громко, то тихо, едва слышно;

-Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя, в свою очередь, приводят к искажению звуков.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

 сначала выполняются упражнения на развитие физиологического дыхания, упражнения без участия речи, затем  упражнения на материале звуков, слогов, слов, предложений, фраз.

 

 

Игры-упражнения,

направленные на развитие диафрагмального дыхания

Диафрагмальное дыхание позволяет увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

 

«Покатай игрушку» (ребенок лежит на спине, на живот положить мягкую игрушку; на вдох игрушка поднимается, на выдох опускается),

 «Задуй упрямую свечу» (в правой руке полоски бумаги, левая рука на животе; медленно подуть на полоски бумаги, «гасить свечу»),

«Собачка дышит» (рука на животе; положить широкий язык на нижнюю губу; сделать несколько интенсивных вдохов и выдохов; ладонью ощутить движение диафрагмы),

 «Полоскание живота» (стоя, резкий выдох ртом, кисти рук опираются на колени, тело наклонено вперёд, ноги чуть согнуты. Задерживая дыхание на выдохе, необходимо втягивать живот, затем выпячивать его. Один цикл движений животом длится до тех пор, пока сохраняется задержка дыхания. Темп быстрый, повторить один раз. Делать не ранее, чем через час после еды) и др.

 

Игры-упражнения,

способствующие развитию силы и длительности выдоха

 

« Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),

« Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты),

 «Листопад» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев),

« Свечка» (задувание свечи),

« Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек),

« Покатай катушку, палочку» (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности катушку или палочку),

« Загони мяч в ворота» (через короткую трубочку дети задуть ватный шарик между двумя кубиками),

 «Надуй воздушный шарик» (сделать вдох через нос и плавно выдыхать через рот в отверстие игрушки),

Пускание мыльных пузырей,«Морской бой» (поддувание плавающих в воде бумажных корабликов),

«Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит?» (дутье на бумажные и пластмассовые фигурки на столе),

«Веселые пузырьки» (равномерное дутье через трубочку в стакан с водой)

 и др.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания.

 

Игры - упражнения

с воспроизведением речевого материала

- Длительное протяжное произнесение гласных и согласных звуков:

 «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а),

«Дует сильный ветер»(У-у-у),

«Паровоз гудит», «Заблудились», «Гусь шипит», «Пчела жужжит», «Комар звенит», «Насос», «Дровосеки»;

- Многократное повторение слогов на одном выдохе:

 «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»),

 «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»),

 «Мишка топает»(«Топ-топ-топ») и т.д.;

- Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым и обратным (1-2-3-4-5 или 5-4-3-2-1).

-По аналогии перечислять дни недели, названия месяцев, времена года

-Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания:  “Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер” или «Падают листья. Падают желтые листья. Падают и кружатся желтые листья» и т.д.

- Проговаривание скороговорок и чистоговорок

- Выразительное чтение стихотворений.

 

Всем детям нравятся игры:

 

                                     «Капитаны»

На маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает  покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..».  Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

                          

                            «Чей пароход гудит лучше?» 

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырёк берёт себе, а другой даёт ребёнку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырёк. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребёнку. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований.

                             

«Соревнование лыжников»

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Ребенок садится напротив лыжника и по сигналу «Поехали»  дует на фигурки. 

 

                                   «Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

 

                                «Губная гармошка».

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

 

Правила

для выполнения дыхательных упражнений:

-помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики

-не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);

не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

-не переутомлять ребенка, дозировать темп и количество упражнений

 ( упражнение повторять не более 3-5 раз);

-осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи);

-следить: вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

- губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

-выдох должен быть продолжительный и плавный;

-не поднимать плечи;

-не надувать щеки при выдохе.

При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

                                 

 

                               Желаем успехов!

 

 Полезную и  необходимую информацию можно найти:

1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

 

3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

 

4. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.

 

5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.

 

6. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.

 

7. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.

 

8. Богатырева, А. В. Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13520.

 

9.Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40316.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.