![]()
|
|||
Проект «Здравствуй, сказка!» Сказки — эффективное средство воспитания дошкольниковПроект «Здравствуй, сказка!» Сказки — эффективное средство воспитания дошкольников Актуальность Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Необходимость приобщения детей к сказкам бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект«Здравствуй, сказка!», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Цель проекта: Приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запас литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Задачи: • Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности(позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. • Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. • Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей. Предполагаемый результат Дети должны: • проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; • знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль; • знать различные виды театров и уметь показывать их; • уметь использовать различные средства выразительности; • уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль; • активизация у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; • содействие творческому развитию детей; • развитие эмоциональной отзывчивости; • гармонизация отношений между взрослыми и детьми. Содержание проекта Подготовительный этап Определение темы проекта. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности. Основной этап Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», книг «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», викторина «Ах, уж эти сказки!». При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей. По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Заключительный этап Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители и педагоги ДОУ активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Оформление творческого проекта и его презентация, на которую приглашаются воспитанники всех групп и сотрудники ДОУ. Подведение итогов. Содержание мероприятий Работа с детьми Дата Образовательная область Мероприятие 1 неделя Коммуникация Ежедневное чтение сказок(разных жанров, русских народных, разных народов, авторских). 1 неделя Коммуникация Рассматривание иллюстраций художников к сказкам. 2 неделя Коммуникация Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти. 2неделя Коммуникация Викторина «Ах, уж эти сказки!». 3 неделя Коммуникация Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок. 4 неделя Коммуникация Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница». 1неделя Чтение художественной литературы Чтение произведений: «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, «Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с.). «Снегурушка и лиса» (р. н. с.) «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек-горбунок» П. Ершов и других. 2 неделя Чтение художественной литературы Заучивание пословиц, поговорок, небылиц. 3 неделя Чтение художественной литературы Пересказ прочитанных сказок. 1 неделя Художественное творчество Рисование героев сказок«Конек-горбунок», Снегурочка», «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя». 1 неделя Художественное творчество Лепка героев и сюжетов сказок«Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Конек-горбунок». 2 неделя Художественное творчество Аппликации к сказкам«Заюшкина избушка» . 2 неделя Художественное творчество Самостоятельное детское творчество. 3 неделя Художественное творчество Помощь в оформлении выставок в группе. 3 неделя Художественное творчество Иллюстрирование сказки. 1 неделя Социальное развитие Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства. 2 неделя Социальное развитие Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки». 3 неделя Социальное развитие Самостоятельное детское творчество, создание своих проектов по теме 4 неделя Социальное развитие Занятия по правовому воспитанию. Использование сказок в разъяснении прав ребенка (Конвенция о правах ребенка). 1 неделя Здоровье и физическая культура Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок. 3 неделя Здоровье и физическая культура Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята». 1 неделя Познание Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх. 2 неделя Познание Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы). 3 неделя Познание Сочинение экологических и математических сказок. 4 неделя Познание Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя». 2 неделя Труд Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид). 4 неделя Труд Ручной труд. Поделки из природного материала. 1 неделя Театрализованная деятельность Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Колосок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и других. 3неделя Театрализованная деятельность Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол. 1-4 неделя Безопасность В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки,где герои попадали в беду по разным причинам: - «Гуси – лебеди» - «Маша и Медведь» - «Волк и семеро козлят» Результаты работы над проектом 1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать. 2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам. 3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. 4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей. 5. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению. Выводы и практическая значимость проекта Вывод: подавляющее большинство детей проявили доброжелательное отношение к русским сказкам, как национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом. Знания, полученные детьми развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой.
|
|||
|