Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЕВРОПЕЙСКОЙ ПАМЯТИ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ К ДИСКУРСУ НАЦИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА



КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЕВРОПЕЙСКОЙ ПАМЯТИ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ К ДИСКУРСУ НАЦИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА

О.Е. Глебова,

ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», г. Омск, Россия

DESIGNING THE IMAGE OF EUROPEAN MEMORY OF THE TWENTIETH CENTURY USING THE EXAMPLE OF ADDRESSING THE DISCOURSE OF NAZISM IN THE WORK OF LARS VON TRIER

O.E. Glebova,

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia

 

Аннотация: статья посвящена исследованию особенности конструирования образов прошлого, воспроизведения политики памяти через средства современного кинематографа на примере творчества Ларса фон Триера. На примере трилогии «Европа» исследуется дискурс нацизма, который становится главным предметом критики со стороны режиссера. Обращаясь к дискурсу нацизма, Ларс фон Триер формирует центральную тему истории Европы XX века с целью предотвращения проблем в современности.

 Abstract: The article is devoted to the study of the peculiarities of the design of images of the past, reproduction of memory policy through the means of modern cinema on the example of the creativity of Lars von Trier. The example of the trilogy "Europe" explores the discourse of Nazism, which becomes the main subject of criticism from the director. Turning to the discourse of Nazism, Lars von Trier forms the central theme of the history of 20th-century Europe with the aim of preventing problems in modernity.

Ключевые слова: Европа, нацизм, европейская память, кинематографический дискурс, историческое прошлое.

Keywords: Europe, Nazism, European memory, cinematic discourse, historical past.

 

Политическую позицию влиятельного датского кинорежиссера Ларса фон Триера в контексте анализа им современных мировых процессов сложно обнаружить на протяжении всей его фильмографии. В реальной жизни Ларс фон Триер какое-то время испытывал тягу к коммунизму, и даже в интервью профессору университета Копенгагена Питеру Шепелерну заявил, что собственные внутренние ощущения продолжают приводить его к социализму [3]. Однако режиссёр работает с внутренним миром своих персонажей и обнажает их перед зрителем. Власть, представленная в его кинематографическом дискурсе нацизма, является единственной целью, а насилие – единственным средством достижения. Его упрекают в симпатиях к нацизму, хотя его политические взгляды не соотносятся с содержанием кинокартин, т.к. в них показано: недовольство Гитлером, неодобрение его действий, страх перед тем, что внутреннее зло человека может быть вновь возрождено [4]. Его фильмы служат транслятором иных идей, но именно с помощью них он обращается к зрителям посредством создания визуального мира воспоминаний, политике прошлого, обнажившую эрозию человеческого общества, принявшего такой вид из-за трагических событий, связанных с диктатурой Гитлера. Если переходить к изучению его фильмографии, то начнем с трилогии «Е», включающей фильмы: «Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа».

Первый фильм «Элемент преступления» (1984) в плане вырисовывания общего фона, декораций и концептуальной идеи являлся продолжением короткометражного фильма «Картина освобождения». Выделим основные дискурсивные характеристики данного фильма: неприязнь и разочарование главного героя от увиденной послевоенной Германии; элемент преступления (нацизм) кроется не в законах общества, а в самой человеческой природе; контроль человеческой природы с целью предотвращения трагедий; описание психологического отождествления детектива с преступником приводит к тому, что сам герой становится преступником; внутренняя непоколебимая жестокость, отложившаяся в человеческом сознании (сцена разделывания трупа); человеческое мышление может остаться прежним после войны, т.е. война закончилась, а жестокость в людях продолжает сохраняться [5].

Второй фильм под названием «Эпидемия» (1987) повествует о группе сценаристов, работающих над фильмом. После исчезновения киносценария в течение 5 дней они создают новый проект, который в дальнейшем будет посвящен истории об эпидемии, и параллельно станет сведен к Германии и Второй мировой войне. Выделим основные дискурсивные характеристики данного фильма: идеализм доктора Месмера, который не принимает неизлечимость болезни и масштабность трагедии, по аналогии сопоставим с самим Гитлером; сама неизбежность трагического финала Второй мировой войны для Германии привела Гитлера к самоубийству и этот конец был показан на примере главного персонажа, умиравшего от распространившегося вируса; память о бомбардировках городов (рассказ матери Удо ему этой истории перед смертью) [6]. К последнему дню авторы сценария придумали неизлечимое заболевание, а в основу этого проекта легли человеческие страдания, которые продолжались в течение 12-ти страниц, как и само время нахождения Гитлера у власти (1933 – 1945 гг.).

Завершение трилогии сопровождает фильм «Европа» (1991), который в отличие от предшествующих фильмов наиболее полно отображает политические идеи потому, что сюжет строится вокруг проблемы спасения Германии со стороны США после окончания Второй мировой войны. Выделим основные дискурсивные характеристики данного фильма: сюжет самого фильма отсылает к октябрю 1945 г. (время создания ООН); помощь в установлении международного порядка оборачивается для Германии установлением нового репрессивного контроля; фигура священника выводится на первый план потому, что она терпит поражение в осуществлении мира путем сближения граждан друг с другом и обращения их к Богу; глубокие ментальные различия немцев и американцев; проявление власти сопровождается двумя разными полюсами (полковник Харрис и партизанское ополчение «Вервольф»); ради любви к героине главный герой отказывается от своей миролюбивой природы и совершает преступление. Таким образом, конфронтация «США – Германия» продолжает ярко прослеживаться до конца фильма. Непонимание друг друга происходит из-за разных мировоззренческих установок, политических взглядов и жизненного опыта [2].

В своем последнем на данный момент фильме «Дом, который построил Джек» (2018) Триеру удалось сильнее, чем в остальных кинофильмах, выразить один из главных своих тезисов – «внутри каждого из нас сидит нацист, или Гитлер». Вне зависимости от региона, в случае с серийным убийцей – история насилия была развернута в Америке. Триер создавал символическое поле, которое направляло и отсылало зрителей к эпохе нацизма – политике прошлого [1]. Выделим основные дискурсивные характеристики данного фильма: убийство служит продуктом искусства и творчества; цель – создание героем дома для собственного проживания, является следствием теории о «исторической ценности руин» А. Шпеера; «самый красивый самолет» для героя соотносится со страданиями многочисленных жертв; любое преступление кроется в человеческой природе, а зверства, которые в дальнейшем могут обрести форму реальности, вырастают из глубинных желаний людей.

Исследуя дискурсивные практики в кинематографе Ларса фон Триера, можно прийти к следующему выводу. Если в фильме «Элемент преступления» режиссер пытался ввести в дискурс метод идентификации с преступником и влияние его власти на человеческое сознание, которое приводит человека в губительное состояние и делает его преступником, то в фильме «Эпидемия» он показывает идеалиста, не понимающего масштаб трагедии, к которой приводит его главная идея «спасения». В фильме «Европа» им была предпринята попытка сформулировать одной из сторон предложения мирного разрешении конфликта, ставшая разрушительной. Фильм «Дом, который построил Джек» служит визуальным результатом того зла, на которое может пойти человек.             Центральным звеном Европы для Триера служит Германия, поэтому для него первостепенна история именно этой страны. Воссоздание европейской памяти Ларсом фон Триером – это, прежде всего, визуализация трагедий, которые возникли в Германии и распространились на всю Европу. Он это делает с целью предотвращения новых проблем, и для этого стоит, с его точки зрения, совершить путешествие в сердцевину греха европейской цивилизации XX века, в невыразимые ужасы нацизма.  

 

Список литературы:

1. Дом, который построил Джек / The House That Jack Built (2018, реж. Л. фон Триер, Дания), игр.

2. Европа / Europe (1991, реж. Л. фон Триер, Дания), игр.

3. Ларс фон Триер: «Искусство создается в условиях диктата» (интервью): сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=HaOcoyLVBug

4. ЛАРС ФОН ТРИЕР: Sein Kampf | ОСТОРОЖНО СОБЧАК. сайт. [Электронный ресурс] URL:https://www.youtube.com/watch?v=3FdQzycicvM&t=2665s

5. Элемент преступления / Forbrydelsens Element (1984, реж. Л. фон Триер, Дания), игр. 

6. Эпидемия / Epidemic (1987, реж. Л. фон Триер, Дания), игр.

 

Сведения об авторе:

Глебова Ольга Евгеньевна – бакалавр 3-го года обучения ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», e-mail: olgaglebova30@mail.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.