Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образец совершения богослужения во вторник Великого Поста.



Образец совершения богослужения во вторник Великого Поста.

На великом повечерии в понедельник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи (с 4 апреля).

Утреня предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина.

Утреня.

По окончании полунощницы звон в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно Иерей возглашает: «Благословен Бог наш…».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш»

Иерей возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы19-й и 20-й.

Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» – «Вознесы́йся на Крест…», «И ныне» – «Предстательство страшное…».

Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь», «Именем Господним…».

Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.

Затем «Аллилуия» в глас Октоиха, со стихами: «От но́щи у́тренюет…» и проч. Певцы поют: «Аллилуия», по трижды на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).

Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.

Припев к окончанию первогоТроичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас», ко второму – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас».  

Затем стихословятся кафизмы 10-я, 11-я и 12-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах нет

После 1-й кафизмы – седальны рядового гласа Октоиха (см. приложение Триоди). В седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов).

После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (на ряду).

По обычаю, хор – запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец – «И ныне», и читает псалом 50-й.

Иерей (или диакон) на амвоне произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь», и поется канон.

Сокращенная общая схема исполнения канона во вторник (при одном каноне Минеи):

Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и стих (на 4): «Господь, ца́рствуяй веки…». Чтец ­– 1-й тропарь канона Минеи.

Певцы: «И наведе́ на ня Господь…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен канона Минеи.

Далее – «поскору» 2-я библейская песнь: «Вонми́, Небо, и возглаго́лю…» (полностью)200.

Потом певцы поют ирмос 2-й песни Триоди (трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песней), на 2-й глас: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь в мо́ри спасы́й…» и затем – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь Триоди.

Перед следующими двумя тропарями также поется: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Перед Богородичном поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

После Богородична – певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь 2-го трипеснца.

Так же и перед следующим тропарем.

Затем певцы: «Слава». Чтец – Троичен.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь.

Певцы – ирмос 2-го трипеснца. Во вторник на 2-й песни положены два ирмоса: один – в начале, второй – на катавасию.

Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взы́де на Небеса́…». Чтец – 1-й тропарь канона.

Певцы – стих: «И даст кре́пость…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.

По 3-й песни – седален апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «И на высо́кая возво́дит…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 5-я (из Минеи). Певцы – ирмос 5-й песни и стих: «Воскре́снут мертвии…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Роса́ бо, яже от Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Храня́щии су́етная…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Аз же со гла́сом хвале́ния…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Певцы – ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию.

По 6-й песни – кондак апостола, глас 4-й.

Песнь 7-я (из Минеи). Певцы – ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благослове́н еси на Престоле славы…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы: «Благослове́н еси на тве́рди…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец стихословит подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благослови́те, вся дела Господня…» и до: «Благослови́те, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благослови́те, ро́сы и и́ней…». Чтец – 1-й тропарь Минеи.

Певцы: «Благослови́те, сла́ны…». Чтец – снова 1-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, свет и тьма…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, земля…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, исто́чницы…». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы: «Благослови́те, вся птицы небе́сныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.

Певцы: «Благослови́те, сы́нове…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, свяще́нницы…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благослови́те, ду́си…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Благослови́те, Ана́ния, Аза́рия, Мисаи́л…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Благослови́те, апо́столи…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа, Го́спода». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.

Певцы: «Хва́лим, благослови́м…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию.

На 9-й песни совершается обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благослове́н Господь Бог Израилев…». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи.

Певцы – стих: «И воздви́же рог спасе́ния нам…». Чтец – снова 1-й тропарь.

Певцы: «Якоже глаго́ла…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Спасе́ние от враг…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Сотвори́ти милость…». Чтец – Богородичен канона Минеи.

Певцы: «Клятву, е́юже клятся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.

Певцы: «Служи́ти Ему…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «И ты, отроча́…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Да́ти разум…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «В ни́хже посети́ нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Напра́вити но́ги наша…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.

Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию.

Затем – «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа(см. приложение Триоди). По обычаю, окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. Светилен во вторник имеет окончание: «…молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя».

После светильна чтец – хвалитные псалмы: «Хвали́те Го́спода с Небес…» и прочие стихи (по обычаю). После псалмов – «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», и далее – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие).

Ектения просительная, и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельство всех…».

Читается «Благо есть…» (дважды) и Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство…» – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед царскими вратами: «Сый благослове́н…». Глаголется молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны 16. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читается 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь.

На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), стихословится рядовая 13-я  кафизма. Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется. На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются.

После кафизмы чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Зау́тра услы́ши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши́, Господи, разуме́й зва́ние мое́». Певцы: «Зау́тра услы́ши глас мой…». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолю́ся, Господи». Певцы: «Зау́тра услы́ши глас мой…». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон. Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя нарече́м…».

Затем певцы: «Стопы́ моя напра́ви по словеси́ Твоему, и да не облада́ет мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Изба́ви мя от клеветы́ челове́ческия, и сохраню́ за́поведи Твоя»; «Лице́ Твое просвети́ на раба́ Твоего и научи́ мя оправда́нием Твои́м». Затем: «Да испо́лнятся уста́ моя хвале́ния Твоего, Господи, яко да воспою́ славу Твою, весь день великоле́пие Твое» (трижды).

Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются.

Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец – Богородичен дня (во вторник – «Пресла́вную Божию Матерь…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе́, Свете Истинный…». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.