Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация для родителей. Тема: «Как помочь детям освоить сенсорные эталоны». Содержание консультации



 

Проект «Мой тьютор»

 

Консультация для родителей

Тема: «Как помочь детям освоить сенсорные эталоны»

Форма проведения:видеоконсультация

 

Провела: Моисеева Алёна Андреевна,

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 46»

 

г. Череповец

2020-2021 уч.год


Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Познакомить родителей с понятием и этапами формирования сенсорных эталонов у детей.

2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на   развитие сенсорных эталонов у детей.

 

 


Содержание консультации

Порой усвоение сенсорных эталонов детьми происходит стихийно, поверхностно, без участия взрослых, все это в дальнейшем затрудняет ознакомление детей с окружающим миром.

Давайте разберемся, как же ребенок познает мир? И как последовательно и планомерно знакомить детей с сенсорными эталонами?

По мере взросления у ребенка формируются представления об объектах, предметах и явлениях окружающей действительности. Это происходит через узнавание формы, величины, цвета, запаха и вкуса предмета с участием всех сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. 

Формирование восприятия сенсорных эталонов включает в себя развитие представлений:

- об основных цветах, черном и белом цвете, оттенках;

- о пяти геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);

- о трех величинах (большой, средний и маленький);

- о положении предметов в пространстве и т.д.

Ребенок осваивает сенсорные эталоны постепенно. Представления о форме, цвете, величине формируются у ребенка в раннем детстве. Представления о цвете, геометрических фигурах, о величине между несколькими предметами, отраженные в речи - в среднем дошкольном возрасте. Высокий уровень сенсорного развития является предпосылкой успешного обучения в школе. Следует отметить более значимые сенсорные эталоны, которые необходимо освоить детям старшего дошкольного возраста:

- система мер веса;

- система мер длины;

- система направлений;

- система геометрических фигур;

- система цвета;

- система величины;

- система звуков;

- система запахов;

- система фактуры.

Формирование сенсорных эталонов происходит не изолировано, а в процессе различных видов деятельности. Кроме того прекрасным средством формирования сенсорных эталонов является игра.

Рассмотрим, способы формирования сенсорных эталонов.   

1. Восприятие формы. Основная задача взрослого научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Взрослый помогает ребёнку научиться воспринимать форму независимо от цвета, величины, положения предмета/фигуры в пространстве.

Для этого используются практические действия с предметами: накладывание друг на друга, прикладывание,  сопоставление, обведение контура, ощупывание с открытыми/закрытыми глазами.

2. Восприятие величины. В данном случае параметры величины (высота, толщина, ширина и др.) воспринимаются с помощью приемов наложения, прикладывания, ощупывания, измерения, группировки предметов по одинаковому признаку.

Восприятие любого параметра величины начинается с практических действий ребенка с объемными предметами (большой мишка и маленький мишка), затем с плоскими фигурами (геометрические фигуры, фигурки животных и др.), а потом действия осуществляются в уме с опорой на рисунок.

 Для формирования у ребенка представлений о величине можно использовать следующие дидактические игры: «Найди такой же», «Подбери парочки», «Разложи от самого большого к самому маленькому», «Разложи от самого маленького к самому большому», «Сравни предметы», «Измерь предметы», «Найди самую большую часть у машины», «Найди самую маленькую часть у машины» и др. Для дидактических игр можем использовать игрушки, предметы, картинки.

 

3. Восприятие цвета. Учим ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Этапы работы по развитию представлений о цвете:  

1 этап. На этом этапе учим ребенка начинать сличать цвета. Играем дидактические игры «Найди такой же», «Разложи по цветам», «Подбери такой же».

2 этап. На данном этапе ребенок начинает соотносить цвет и слово, которое соответствует цвету, выполняет задание по словесной инструкции. Дидактические игры, в которые играем с детьми: «Дай мне жёлтый», «Скажи, какого цвета?», «Где синий?», «Покажи зеленую машину», «Сравни по цвету» и др.  

3 этап. На этом этапе ребенок самостоятельно может назвать тот или иной цвет.  Игры, в которые можно поиграть на данном этапе «Разложи и назови», «Какой это цвет?».

 

4. Восприятие целостного предмета. Восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств является наиболее главной функцией восприятия. Для формирования восприятия целостного предмета у ребенка можно использовать различные конструкторы, разрезные картинки, картинки с нарисованными частями предметов, игры на нахождение сходств и различий, игры по типу «Угадай по описанию», различные загадки.

 

Надеемся, что информация была полезной, а упражнения и игры, которые мы Вам рекомендовали, Вы будете играть с ребенком дома.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.