Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема эссе: «Репрезентация кризисных тенденций развитого социализма в советском кинематографе этого периода».



Тема эссе: «Репрезентация кризисных тенденций "развитого социализма" в советском кинематографе этого периода».

Введение.

Советская культура периода конца «брежневского застоя» - явление уникальное. Наблюдая застой практически во всех сферах жизни общества, мы можем видеть парадоксальную картину в сфере искусства. Именно в этот период мы можем видеть расцвет советской культуры, которая в свою очередь же отражает «уродливость» состояния советского общества. Актуальность выбранной мною темы для эссе состоит в том, что в современной России мы можем видеть схожие культурные, социальные и политические черты брежневской эпохи. Целью данного эссе ставится необходимость выявить черты репрезентации социально-политического кризиса в культуре СССР эпохи «застоя». Предмет эссе – репрезентация социально-экономического кризиса в советской культуре эпохи конца 60-ых – конца 80-ых годов.

Основные положения.

1. Положение культурной сферы жизни советского общества в эпоху застоя.

Придя к власти в 1964 году, Леонид Ильич Брежнев очень сильно повлиял на вектор ее развития. В сравнении с эпохой Хрущева особенно сильно стабилизировалась политическая часть, произошел отказ от практики «партийных чисток», основные кадровые посты заняли доверенные люди Брежнева. Можно сказать, что политика в советском государстве была отменена как явление и превратилась в однородное болото. То же самое произошло и с экономикой. Также это касается и экономической сферы, которая в советском строе провозглашалась «базисом» экономического развития. Пускай изначально и была запущена программа экономических преобразований Косыгина-Либермана, однако к началу 70-ых годов она была свернута и советская экономика также была законсервирована. Однако же это лишь краткий экономический дискурс, через который можно проследить одну особенность времени. Советская культура в этот период переживала свой наибольший расцвет. Это была единственная сфера общественной жизни, которая превозмогала этот общественный кризис и являлась путеводной звездой советского общества. Именно в эти годы становятся известными имена режиссеров, которые приобретают популярность не только в рамках советского союза. Самым, пожалуй, ярким и значимым режиссером той эпохи становится, безусловно, Тарковский. Его искусство настолько отвлечено от реалий советской эпохи, что завораживает. Человек во многом отстраненный, не до конца понятый, но оцененный во всем мире и являющийся объектом для подражания создал свои картины именно в эти годы. К такому же «артхаусному» направлению можно отнести и картины Эльдара Рязанова, Сергея Бондарчука, Ролана Быкова и отчасти Никиты Сергеевича Михалкова. Наиболее яркой картиной эпохи все же является четырехсерийный фильм «Сибириада» режиссера Андрея Кончаловского. В этом фильме можно проследить всю нить русской истории от начала 20 века до его апогея в виде начала освоения западной Сибири, т.е. середины 70-ых годов и пика застоя. Наиболее важной, на мой взгляд, является аспект взаимодействия с властью простых людей. Если в начале века сибирская земля – это дикий край, куда рука государства едва протягивается, то на момент 4 серии фильма государство вошло в свою терминальную стадию, пытаясь забраться в самые глубины и найти необходимые ресурсы для своего выживания.

Вторым аспектом, который прослеживается именно в 4 серии фильма, является аспект бюрократизации, серости, застоя и власти стариков в советском союзе. Важным эпизодом для иллюстрации этого аспекта является показанный в конце съезд ЦК КПСС. Идеально ровная, но гнетущая своей ровностью атмосфера типичного удушающего советского собрания, седые головы старцев во власти и определенная атмосфера уже привычной тоски – это все настолько яркие и бросающиеся элементы картины, которые передают всю суть положения советской политической сферы жизни общества.

Однако же «Сибириада» образец того искусства, которая из серого быта поздних 70-ых смогла показать все величество русской истории и русских людей, которые вершили эту историю. И так во многих фильмах того времени. Все они пытались показать что-то светлое, и именно в то время был создан золотой фонд отечественного кино и воссеяли самые яркие звезды этого жанра в искусстве. Во многом необходимость создания таковых шедевров была обусловлена серостью и безнадежностью, наступившей после хрущевской «оттепели», давшую людям надежду на лучшую жизнь и быстрое развитие.

2. Репрезентация плачевного состояния быта советских людей в кинокартинах эпохи тех лет.

Однако не одними эпохальными картинами и гениальными режиссерами была жива советская культура и советский кинематограф, который стал флагманом культуры того времени в целом, исключив живопись и сместив музыку несколько на второй план. Были и картины иного плана, которые затрагивали вещи более приземленные. Через их сюжеты, планы можно было разглядеть одну самую яркую особенность жизни человека тех лет, а именно быт советского человека. Быт в данном случае понятие собирательное, которое вбирает в себя всю жизнь советского человека. От места проживания до условий, в которых человек проживает, обстановки в его квартире. Прекрасным олицетворением эпохи позднего застоя и классового неравенства внутри общества, которое как бы провозглашало классовое равенство, является фильм «Москва слезам не верит». В фильме сначала демонстрируются рабочие общежития, характерные для большинства жителей страны со всем их убожеством и коллективистским духом. Уже позже, в конце 70-ых главная героиня Татьяна Тихомирова выбивается в люди по меркам тогдашнего советского союза. Живя в доме из желтого кирпича в квартире на две комнаты мы видим все «изобилие» жилья «бизнес-класса»: желтый гарнитур из двух кресел и раскладного дивана, прозванный в народе «мягкий угол», «стенка», возможно даже модная югославская, цветной телевизор и музыкальный проигрыватель. Хотя общая атмосфера царит довольно убогая – ужасная белая плитка в ванной, неказистые дешевые бумажные обои. На примере этого фильма мы видим, что неравенство в советском обществе действительно существовало, однако быт первых равных среди равных не отличался своим изыском и даже в нем царила атмосфера определенной убогости и безысходности жизни советского человека.

Вторым хорошим примером репрезентации быта советских людей может послужить поистине культовый фильм «ирония судьбы, или с легким паром!». Сам синопсис фильма в виде попадания главного героя в чужую квартиру является сатирой на мир типового панельного жилья с одинаковыми названиями улиц, домами и квартирами. Присутствие пианино, печатной машинки, элементов народного творчества и искусства – все это выдает положение типичной советской интеллигенции, которая вынуждена прозябать всю свою жизнь на 32 квадратах полезной жилплощади. Стоит отметить также, что оба главных героя вынуждены существовать со своими родителями, которые в таких стесненных обстоятельства больше являются обузой. Такая практика показывает, что даже человек из советской интеллигенции был не в состоянии создать нормальную нуклеарную современную семью и был вынужден проживать вместе с родителями, оставаясь в рамках многопоколенной. Вот таким образом одинаковость и серость репрезентуется в общем-то в фильмах, которые далеко не про это, но при этом «локации» фильмов говорят очень многое о положении советского союза и его людей в то время. Невозможность критиковать власть восполнялась возможностью критиковать те условия, которые создавались властью для советских граждан через образы и сатиру.

Заключение.

Таким образом, мы видим, что кинематограф тех лет – явление во многом уникальное. Советское общество, находящееся в условии глубокого социально-политического кризиса, было репрезентовано во многих фильмах тех лет. В этих фильмах темы одинаковости, убогости, дефицита и так далее были отражены определенным «соловьиным языком», однако же все понимали что хотел показать автор и возможно поэтому фильмы тех лет становились такими близкими для людей, ведь они были про них и про их быт. Однако стоит признать одну заслугу такого положения. Искусство в виде кино в те годы стало флагманом развития, создавая великие вещи, которые навсегда войдут в историю и будут безусловным плюсом за всю историю существования советского строя. И плюс этот невозможно оспорить, ровно, как и невозможно оспорить значение кинолент и режиссеров тех лет.

Источники.

1. Буровский А.М. Да здравствует «застой». Издательство Эксмо. 2010 год.

2. Косинова М.И. Прокатно-возвратный механизм советской кинематографии в период «застоя»// научный журнал «сервис plus», том 10. 2016/№2.

3. Отражение проблем советской экономики в кинематографе 1970-х гг // журнал «Новое прошлое»,№4,2016 год.

Словарь основных научных понятий.

1. Быт - повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта(вещей) и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды, приготовления пищи и других видов деятельности

2. Эпоха «застоя» - период в советской истории с момента прихода к власти Л.И. Брежнева и вплоть до прихода М.С. Горбачева. Характеризуется стабильностью жизни советского общества, дефицитом и отсутствием перспектив для жизни обычного советского гражданина.

3. Репрезентация – представление познаваемого явления с помощью определенных образов, моделей, символов и т.д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.