Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Андрей Павлович Петров. Обращение к исторической теме.. Драматургия оперы.



Андрей Павлович Петров

(1930-2006)

1. А. Петров – представитель ленинградской школы музыки, долгое время возглавлял Ленинградскую композиторскую организацию.

2. Творчество А. Петрова можно рассматривать в 2-х направлениях:

- академические жанры (например, симфоническая поэма «Радда и Лойко» по «Макару Чудре» М. Горького, опера-фреска «Пётр I», опера-феерия «Маяковский начинается», хореографическая симфония «Пушкин»);

- сфера так называемых «лёгких жанров» (песни, романсы, музыка к кинофильмам «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве», «Служебный роман», «Человек-амфибия» и др.).

В творчестве Петрова прослеживается интерес к исторической теме (судьба государства и судьба народа).

 

«Пётр I»

(1975)

1. «Пётр I» - одно из наиболее значительных оперных сочинений в советской музыке.

2. Обращение к исторической теме.

Сюжет оперы основан на достоверных исторических событиях 1689-1703 г.г. (борьба Петра за власть и его первая победа – победа над шведами).

3.Концепция Петра в опере.

Пётр представлен как символ новой России, однако наряду с идеализацией образа Петра композитор обращается к воплощению его внутренних переживаний, сомнений, стремлений. Пётр оказывается одиноким и непонятым.

4.Жанр –

«Опера – фреска» (значительность и монументальность оперных сцен), в авторском определении – «музыкально-драматические фрески».

5.Драматургия оперы.

В центре оперы – Пётр с его мыслями, идеями, свершениями. Он замыкает на себя практически все драматургические линии: Пётр – церковь, Пётр – народ, Пётр – Екатерина, Пётр – Софья. Во всех случаях Пётр – положительный драматургический полюс.

6. Музыкальный язык оперы.

По традиции русской оперы музыкальный язык «Петра I» имеет несколько истоков:

- русская народная песенность (Плач Анастасии «Чудная мати Земля», Солдатский хор «Пишет, пишет Карла шведский»);

- жанры музыки XVIII века:  стилизации маршей петровской эпохи, сентиментальный романс (Баллада Марты «Как птичка вольная жила»), кант (заключительный хор-кант «Заступы, вилы, лопаты в руках запели…»);

- традиционные оперные арии, монологи, ансамбли, массовые сцены (сцена снятия колоколов, например, Ария Петра, Монологи Петра);

- техники композиции XX века: принципы сонористики (шумы, шёпот в партии хора и т.д.).

В основе оперы – лейттема славы России, которая основана на фанфарных интонациях и схожа с темой славы Новгорода из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

7.Композиция оперы – 10 фресок:

Вступление – Плач Анастасии.

1-я фреска – «Софья» (заговор Софьи против Петра).

2-я фреска – «Пётр» (Пётр спасается бегством в Троицкий монастырь).

3-я фреска – «Восшествие на престол».

4-я фреска – «Всешутейший собор» (Пётр посылает в Европу посольство).

5-я фреска – «Амстердам» (Пётр в Европе, стрелецкий бунт в России).

6-я фреска – «Старая Москва» (возвращение в Москву и подавление бунта).

7-я фреска – «Под Нарвой» (известие о шведах, поражение России).

8-я фреска - «Снятие колоколов» (Пётр приказывает снять колокола и переплавить на пушки).

9-я фреска – «Покушение» (неудачное покушение на Петра).

10-я фреска – «Битва со шведами» (битва и победа над шведами, взятие крепости «Орешек»).

8.Образ Петра -

Самый сложный и многогранный образ в опере (как в психологическом, так и в музыкальном плане). Основные характеристики Петра даны в монологах и в арии (страницы – по клавиру):

- ария – с. 198 (4-я фреска);

- монолог «Сегодня начат долгий трудный путь» – с. 495 (10-я фреска).

+ основные темы: Плач Анастасии (с. 11), Солдатский хор (с. 326), Баллада Марты (с. 350).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.