![]()
|
|||
Предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Слов
03.03.21 Тема: «Методика изучения орфографии в школьном курсе русского языка». Методические рекомендации: 1.Для выполнения задания проанализировать материалы предыдущего занятия. 2.Использовать учебники по методике русского языка. 3.Использовать список литературы, в том числе ссылаться на ту, которую Вы добавили в рекомендуемый список. Примечание: выполненные задания (см. ниже!!!!) прикрепить в контакте. Ф.И.О. студента (ки) Рябова Елена Владимировна Тема: Методика орфографии. Задание 1 : Осмыслить предложенный материал (см. презентации выше и учебники по методике русского языка) и дать определения понятиям. Орфография – это самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с ней либо до изучения грамматики, либо после ее изучения. Первая возможность в школе нереальна в связи с тем, что русская орфография связана со всем языком - со всеми его уровнями, и незнание сведений о нем не позволит успешно заниматься орфографией. Компактное изучение орфографии после ознакомления с грамматикой возможно, но нецелесообразно, так как фактически для формирования орфографических умений будет потеряно три года.( Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf)
Методика орфографии –это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.( Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf) Принципы орфографии: Морфологический- Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Фонетический- заключается в том, что написание должно соответствовать произношению Традиционный- заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне. Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова. Фонематический принцип, или фонемный,состоит в том, что мена звукотипов при перекрещивающихся чередованиях не фиксируется на письме; буквенный знак соответствует изображению фонемы в ее сильной позиции, а написание слова отражает фонемный состав входящих в него морфем (морфов). Орфограмма –это написание в соответствии с орфографическим правилом или по традиции, это «точка применения» орфографического правила (в его основной части или в исключении из него). Другое определение орфограммы: это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке (орфографический факт), то есть написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики. Орфограмма представляет собой парадигму вариантов, которые находятся в отношениях дополнительной дистрибуции, позиционно обусловлены и различаются дифференциальными признаками. (https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006.pdf) Орфографическое правило – это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. (Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf) Орфографическая ошибка – это ошибка в правильном написании орфограмм (букв) в слове. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя. В письменной речи мы чаще сталкиваемся с орфографическими ошибками, а грамматические чаще допускаем в устной речи. Орфографическая зоркость –формируется в результате применения специальной методики. Ее развитие начинается с различения в словах написаний по произношению и написаний по правилам. Для их различения учащимся предлагаются задания: назвать, подчеркнуть написания либо только одного типа, либо обоих типов.( Metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyika-v-shkole_pod-red.-Baranova-M.T_2001-368s.pdf) Словарно-орфографическая работа - это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка. Задание 2: Дать характеристику обучающих диктантов. Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. ... При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся самостоятельно выполняют работу. Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы Предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Объяснительные диктанты в большей степени способствуют развитию самостоятельности учащихся в усвоении программного материала. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма. Диктант «Проверяю себя» - является контрольно-обучающим. Это обычно репетиция перед контрольной работой. Дети сначала записывают текст под диктовку учителя, отмечая знаком вопроса на полях все затруднения в написании слов или постановке знаков препинания. Затем учитель читает текст по предложениям и вместе с учениками выясняет все их вопросы. При проверке выставляется две оценки: одна – за работу на уроке (если исправлены все ошибки, ученик получит пятерку), вторая – за фактическую грамотность (будут учтены все исправления и оставшиеся неисправленными ошибки). Польза от такой работы в том, что в контрольном диктанте дети допускают затем намного меньше ошибок, так как затруднения выясняются при их активном участии. Комментированное письмо (в таблице диктант) – это объяснение правописания в момент записи. В практике применяются комментирование-рассуждение ("В слове трава — безударный гласный... Подбираю проверочное слово травка. Пишу букву А") и комментирование-доказательство ("В слове трава пишу букву А, потому что проверочное слово — травка").
Задание 3.Как Вы понимаете, что такое орфографическая зоркость? Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать в словах орфограммы, а также определять их типы для последующей грамотной записи этих слов. См.Алгазина, Надежда Николаевна.Формирование орфографических навыков : Пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - М. : Просвещение, 1987. - 158 с.
Баранов, Михаил Трофимович. Обучение орфографии в 4-8 классах : [Учеб.-метод.] пособие для учителя / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. - Киев : Рад. шк., 1987. - 223 Скобликова, Елена Сергеевна. Обобщающая работа по орфографии : Кн. для учителя / Е. С. Скобликова. - М. : Просвещение, 1994. - 125 . - (В помощь молодому учителю русского языка).; ISBN 5-09-004705-7 : Б. ц.
|
|||
|