Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы и задачи билетов для собеседования (коллоквиума)



 

 

Вопросы и задачи билетов для собеседования (коллоквиума)

по теме «Обмен углеводов»

 

Вопросы

1. Охарактеризуйте переваривание углеводов пищи на примере крахмала:

1) охарактеризуйте структуру крахмала и назовите виды связи между мономерами

2) назовите ферменты полного переваривания крахмала и охарактеризуйте их по плану: место синтеза, место работы, оптимальное значение рН для работы, класс, подкласс, субстрат, продукты

2. Охарактеризуйте переваривание углеводов пищи на примере лактозы и сахарозы:

1) охарактеризуйте структуру лактозы и сахарозы и назовите виды связи между мономерами

2) назовите ферменты переваривания данных углеводов и охарактеризуйте их по плану: место синтеза, место работы, оптимальное значение рН для работы, класс, подкласс, субстрат, продукты

3. Охарактеризуйте механизмы транспорта глюкозы:

1) из полости кишечника в энтероциты и в кровь (механизм всасывания);

2) из крови в клетки тканей; 3) отметьте особенности транспорта в мышечную и жировую ткани и поясните, почему они являются инсулинозависимыми;

4) напишите формулами реакцию фосфорилирования глюкозы, назовите фермент, класс и подкласс фермента, продукты реакции, охарактеризуйте значение реакции и сравните особенности работы фермента в печени и мозге (субстратная специфичность изоформ, значение Км, аллостерическая регуляция продуктом реакции), назовите возможные пути дальнейшего использования продукта реакции в клетках.

4. Охарактеризуйте процесс анаэробного гликолиза по плану:

1) в каких тканях, когда и с какой целью процесс идет наиболее активно;

2) ход реакций (субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты или характеристика основных этапов), напишите формулами заключительную реакцию процесса, объясните её биологическую роль;

3) способы синтеза АТФ, источники энергии для синтеза АТФ и энергетический выход; 4) аллостерическая регуляция скорости процесса (назовите аллостерические ферменты, аллостерические активаторы и ингибиторы, объясните механизм регуляции);

5) гормональная регуляция скорости процесса (назовите гормон-активатор, ключевые ферменты и возможные способы активации ключевых ферментов при участии данного гормона).

5. Охарактеризуйте процесс аэробного гликолиза по плану:

1) в каких тканях, когда и с какой целью процесс идет наиболее активно;

2) ход реакций (субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты или характеристика основных этапов), формулы исходного субстрата и конечного продукта;

3) способы синтеза АТФ, энергетический выход в случае работы малат-аспартатного челнока;

4) аллостерическая регуляция скорости процесса (назовите аллостерические ферменты, аллостерические активаторы и ингибиторы, объясните механизм регуляции);

5) гормональная регуляция скорости процесса (назовите гормон-активатор, ключевые ферменты и возможные способы активации ключевых ферментов при участии данного гормона).

6. Охарактеризуйте и напишите формулами окислительную реакцию гликолиза:

1) назовите субстраты, продукты, фермент / класс фермента и его группу, кофермент-витамин;

2) охарактеризуйте дальнейшие превращения восстановленного кофермента и объясните механизм работы малат-аспартатного челнока: назовите субстрат для передачи водорода от восстановленного кофермента, фермент и продукты реакции в цитоплазме и митохондриях;

3) объясните последующее окисление восстановленного кофермента в матриксе митохондрий, приводящее к синтезу АТФ: назовите ферменты, коферменты и кофакторы цепи переноса электронов от восстановленного кофермента на конечный акцептор, фермент реакции синтеза АТФ, энергетический выход.

7. Охарактеризуйте и напишите формулами окислительную реакцию гликолиза:

1) назовите субстраты, продукты, фермент / класс фермента и его группу, кофермент-витамин;

2) охарактеризуйте дальнейшие превращения восстановленного кофермента и объясните механизм работы глицерофосфатного челнока: назовите субстрат для передачи водорода от восстановленного кофермента, фермент и продукты реакции в цитоплазме и митохондриях;

3) объясните последующее окисление восстановленного кофермента в матриксе митохондрий, приводящее к синтезу АТФ: назовите ферменты, коферменты и кофакторы цепи переноса электронов от восстановленного кофермента на конечный акцептор, фермент реакции синтеза АТФ, энергетический выход.

8. Охарактеризуйте процесс полного окисления глюкозы по плану:

1) этапы процесса и их результаты;

2) энергетический выход (объясните полученный результат);

3) аллостерическая регуляция скорости процесса (назовите аллостерические ферменты различных этапов процесса и основные аллостерические активаторы и ингибиторы, объясните механизм аллостерической регуляции);

4) гормональная регуляция скорости процесса (назовите гормон-активатор, ключевые ферменты и возможные способы активации ключевых ферментов при участии данного гормона).

9. Охарактеризуйте процесс регуляции гликолиза и глюконеогенеза в печени в зависимости от ритма питания:

1) назовите ключевые ферменты обоих процессов;

2) назовите гормоны-регуляторы и способы изменения активности ключевых ферментов при участии этих гормонов, а также объясните механизм действия гормонов, приводящий к активации ключевых ферментов;

3) назовите аллостерические ферменты обоих процессов и их аллостерические регуляторы – активаторы и ингибиторы;

4) охарактеризуйте роль бифункционального фермента (БИФ) и фруктозо-2,6-бисфосфата.

10. Охарактеризуйте пентозофосфатный путь окисления глюкозы по плану:

1) в каких тканях, когда и с какой целью процесс идет наиболее активно;

2) ход реакций: назовите основные этапы и напишите формулами ключевую реакцию (назовите субстрат, фермент / класс фермента и его группу, кофермент-витамин, продукты);

3) результат процесса и его значение;

4) объясните механизм повышения активности ключевого фермента при участии гормона, если известно, что он связан с регуляцией экспрессии гена; назовите гормон-активатор.

11. Охарактеризуйте метаболический процесс синтеза гликогена по плану:

1) в каких тканях, когда и с какой целью процесс идет наиболее активно;

2) ход реакций (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты), реакции с затратами АТФ;

3) строение конечного продукта – гликогена;

4) гормональная регуляция скорости процесса (назовите гормон-активатор и объясните механизм его действия, приводящий к синтезу гликогена).

12. Охарактеризуйте метаболический процесс распада гликогена в печени в период голодания по плану:

1) строение гликогена;

2) значение гликогенолиза в печени;

3) ход реакций (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты);

4) гормональная регуляция скорости процесса с характеристикой глюкагона: химическая природа, место синтеза, сигнал для секреции, механизм действия, приводящий к гликогенолизу.

13. Охарактеризуйте метаболический процесс распада гликогена в мышцах при физической нагрузке по плану:

1) строение гликогена; 2) значение гликогенолиза в мышцах;

3) ход реакций (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты);

4) гормональная регуляция скорости процесса с характеристикой адреналина: химическая природа, место синтеза, сигнал для секреции, механизм действия, приводящий к гликогенолизу;

5) дополнительные механизмы регуляции гликогенолиза в мышцах при участии кальция и АМФ.

14. Охарактеризуйте метаболический процесс синтеза глюкозы (глюконеогенез) по плану:

1) в каких тканях, когда и с какой целью процесс идет наиболее активно;

2) ход реакций синтеза из глицерола (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, коферменты-витамины, продукты); напишите формулами 2 первые реакции, приводящие к образованию дигидроксиацетонфосфата;

3) затраты АТФ;

4) гормональная регуляция скорости процесса при участии глюкагона с характеристикой гормона: химическая природа, место синтеза, сигнал для секреции, механизм действия, приводящий к глюконеогенезу.

15. Охарактеризуйте метаболический процесс синтеза глюкозы (глюконеогенез) по плану:

1) в каких тканях, когда и с какой целью процесс идет наиболее активно;

2) ход реакций синтеза из аланина (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, коферменты-витамины, продукты); напишите формулами первую реакцию;

3) затраты АТФ;

4) гормональная регуляция скорости процесса при участии кортизола с характеристикой гормона: химическая природа, место синтеза, сигнал для секреции, механизм действия, приводящий к глюконеогенезу.

16. Охарактеризуйте основной путь метаболизма галактозы в печени, приводящий к образованию гликогена и глюкозы, по плану:

1) поступление галактозы с пищей в составе лактозы и усвоение в ЖКТ;

2) ход реакций, приводящих к образованию гликогена в печени (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты);

3) ход реакций, приводящих к образованию глюкозы в печени (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты).

17. Лечение больных с галактоземией заключается в исключении из питания продуктов, содержащих галактозу. Однако галактоза необходима в организме, например, для синтеза протеогликанов – компонентов соединительной ткани. Образование галактозы в организме возможно из глюкозы. Охарактеризуйте:

1) причины галактоземии; 2) последовательность реакций (назовите субстраты, ферменты / классы ферментов, продукты), приводящих к образованию галактозы из глюкозы, учитывая, что субстратом изомеразы является УДФ-глюкоза; напишите формулы глюкозы и галактозы.

18. Охарактеризуйте основной путь метаболизма фруктозы в печени с участием фруктокиназы, приводящий к образованию глюкозы, по плану:

1) поступление с пищей в составе сахарозы и усвоение в ЖКТ;

2) ход реакций, приводящих к образованию глюкозы в печени (назовите субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты); напишите формулами реакцию фруктокиназы. Почему больным сахарным диабетом рекомендуют заменить глюкозу на фруктозу?

19. Охарактеризуйте дополнительный путь метаболизма фруктозы с участием фруктокиназы, протекающий по гликолитическому пути, по плану:

1) поступление с пищей в составе сахарозы и усвоение в ЖКТ;

2) ход реакций гликолитического расщепления, приводящих к образованию пирувата или лактата (назовите субстраты, ферменты / классы ферментов, продукты); напишите формулами реакцию фруктокиназы. Почему расщепление фруктозы по гликолитическому пути происходит быстрее, чем расщепление глюкозы?

20. Охарактеризуйте последовательность реакций (назовите субстраты, ферменты / классы ферментов, продукты) образования гликогена в печени из исходного субстрата фруктозы в 2-х вариантах: 1) с участием гексокиназы, которая катализирует реакцию фосфорилирования по 6 атому углерода; 2) с участием фруктокиназы, которая катализирует реакцию фосфорилирования по 1 атому углерода, и альдолазы фруктозо-1-фосфата.

21. Охарактеризуйте участие инсулина в регуляции обмена углеводов по плану:

1) химическая природа гормона; 2) место синтеза; 3) сигнал для секреции;

4) механизм передачи сигнала в клетки-мишени: механизм влияния на транспорт глюкозы и особенности действия на инсулинозависимые ткани, метаболические процессы углеводного обмена, «запускаемые» инсулином, механизм регуляции активности их ключевых ферментов; 5) конечный биологический эффект.

22. Охарактеризуйте участие глюкагона в регуляции обмена углеводов по плану:

1) химическая природа гормона; 2) место синтеза; 3) сигнал для секреции;

4) механизм передачи сигнала в клетки-мишени, метаболические процессы углеводного обмена, «запускаемые» глюкагоном, механизм регуляции активности их ключевых ферментов; 5) конечный биологический эффект.

23. Охарактеризуйте участие кортизола в регуляции обмена углеводов по плану:

1) химическая природа гормона; 2) место синтеза;

3) сигнал для синтеза и секреции и механизм действия гормона-регулятора;

4) основные этапы синтеза кортизола (начиная с эфиров холестерола и заканчивая реакциями гидроксилирования); 5) транспорт в крови;

6) механизм действия на клетки-мишени, метаболический процесс углеводного обмена, «запускаемый» кортизолом, механизм регуляции активности ключевого фермента;

7) конечный биологический эффект.

24. Охарактеризуйте участие адреналина в регуляции обмена углеводов по плану:

1) химическая природа гормона; 2) место синтеза;

3) последовательность реакций синтеза (субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты); 4) сигнал для секреции;

5) механизм передачи сигнала в клетки-мишени при участии альфа-адренергических рецепторов, метаболические процессы углеводного обмена, «запускаемые» адреналином, механизм регуляции активности их ключевых ферментов; 6) конечный биологический эффект.

25. Охарактеризуйте участие адреналина в регуляции обмена углеводов по плану:

1) химическая природа гормона; 2) место синтеза; 3) последовательность реакций синтеза (субстраты, ферменты / класс ферментов, продукты);

4) сигнал для секреции; 5) механизм передачи сигнала в клетки-мишени при участии бета-адренергических рецепторов, метаболические процессы углеводного обмена, «запускаемые» адреналином, механизм регуляции активности их ключевых ферментов; 6) конечный биологический эффект.

 

Задачи

1. У ребенка, находящегося на естественном вскармливании, частый жидкий стул, вздутие живота, рвота и снижение веса. Температура тела не повышалась. При проведении нагрузки лактозой сахар крови повысился на 15 мг% (норма 50 мг% и выше). При нагрузке одновременно глюкозой и галактозой повышение составило 55 мг%. Укажите причины нарушений и объясните свое решение.

2. У ребенка в возрасте 2-х недель прием молока приводит к вздутию живота, диарее. Нагрузочный тест с применением глюкозы и галактозы сопровождается повышением глюкозы в крови на 15 мг% (норма 50 мг% и выше). Укажите причины нарушений и объясните свое решение.

3. У больного диастазная активность мочи снижена, в каловых массах зерна крахмала. С патологией какого органа связаны данные нарушения? Объясните причины указанных нарушений на фоне патологии названного органа.

4. У больного постоянная глюкозурия (в качестве восстанавливающего вещества в моче идентифицируется глюкоза), глюкоза крови натощак 3,5 ммоль/л, при проведении перорального теста на толерантность к глюкозе получается нормальная сахарная кривая. Объясните диагностическую значимость теста на толерантность к глюкозе и причину глюкозурии.

5. У больных с врожденным низким уровнем фосфофруктокиназы и пируваткиназы развивается гемолитическая анемия. Ответьте на вопросы:

1) в каком метаболическом процессе обмена углеводов участвуют данные ферменты;

2) какие реакции катализируют данные ферменты (назовите субстраты, продукты, класс и подкласс ферментов), напишите формулами реакции ферментов;

3) какую роль названный метаболический процесс играет в эритроцитах;

4) каковы причины гемолиза эритроцитов при данном наследственном заболевании.

6. Хрусталик глаза является светопреломляющей средой глаза, и митохондрии в нем отсутствуют. В качестве источника энергии в хрусталике используется глюкоза. Какой путь катаболизма глюкозы обеспечивает энергией АТФ хрусталик глаза? Выполните следующие задания:

1) напишите формулами заключительную реакцию этого пути катаболизма, назовите субстрат, продукты, фермент и его кофермент-витамин, класс фермента и группу этого класса, охарактеризуйте биологическую роль данной реакции в названном пути катаболизма;

2) назовите и охарактеризуйте способ синтеза АТФ в этом катаболическом процессе, укажите его энергетический выход;

3) приведите примеры других клеток и тканей, в которых синтез АТФ происходит так же, как в хрусталике;

4) укажите, каким дальнейшим превращениям может подвергаться конечный продукт процесса и последствия, возникающие при его накоплении.

7. В опыте к гомогенату мышц добавили глюкозу. Сколько молекул АТФ может синтезироваться при окислении 1 молекулы глюкозы на специфическом этапе катаболизма, если в опыте использовали гомогенат ткани с нативными митохондриями, но в присутствии барбитуратов? Ответ поясните.

8. У больного с врожденным низким уровнем глюкозо-6-фосфат дегидрогеназы обнаружена гемолитическая анемия. Ответьте на вопросы:

1) в каком метаболическом процессе обмена углеводов участвует данный фермент;

2) какую реакцию катализирует данный фермент (назовите субстрат, продукт, класс фермента и его группу, кофермент-витамин), напишите формулами реакцию фермента; 3) какую роль названный метаболический процесс играет в эритроцитах;

4) каковы причины гемолиза эритроцитов при данном наследственном заболевании.

9. Во время обследования у пациента выявлены анемия и наличие в эритроцитах телец Хайнца – результат агрегации протомеров гемоглобина вследствие окисления SH-групп цистеиновых остатков гемоглобина активными метаболитами кислорода и образования дисульфидных связей. Какие нарушения в метаболизме эритроцитов могут быть причиной данной клинической ситуации? Ответ поясните:

1) укажите, какая реакция предохраняет цистеиновые остатки гемоглобина от окисления активным метаболитом кислорода – пероксидом водорода, назовите фермент этой реакции, субстрат-восстановитель пероксида водорода, охарактеризуйте его строение;

2) охарактеризуйте реакцию регенерации окисленной формы субстрата-восстановителя, назовите фермент и кофермент-донор водорода;

3) назовите метаболический процесс, в котором образуется восстановленная форма этого кофермента, напишите ключевую реакцию процесса, назовите фермент (класс, группа); 4) укажите причину образования пероксида водорода в эритроцитах.

10. При обследовании у ребенка обнаружены такие симптомы, как замедленный рост, расстройство мышечной деятельности, ослабление функций иммунной системы. Анализ мочи показал высокое содержание лактата. Генетический анализ обнаружил дефект синтетазы холокарбоксилазы – фермента, который обеспечивает связывание биотина с апоферментом пируваткарбоксилазы путем образования амидной связи через Ɛ-аминогруппу лизина. Объясните:

1) роль пируваткарбоксилазы в обмене углеводов и напишите формулами реакцию фермента, назовите субстраты, продукты, класс фермента;

2) роль пируваткарбоксилазы в энергетическом обмене;

3) причины возникновения указанных симптомов и высокого содержания лактата в моче на фоне данной наследственной патологии.

11. У больного в крови значительно повышено содержание пирувата, лактата и аланина. Развиваются тяжелые психические нарушения. Генетическое обследование выявило недостаточность пируваткарбоксилазы. Объясните:

1) роль фермента в обмене углеводов и энергетическом обмене, напишите формулами реакцию данного фермента, назовите субстраты, продукты, класс и подкласс фермента, кофермент-витамин; 2) причины повышения содержания в крови лактата и аланина.

12. У больного генетический дефект фосфоенолпируваткарбоксикиназы. Наблюдается гипогликемия, задержка роста и развития. В крови повышено содержание пирувата, лактата, аланина и аспартата. Объясните:

1) роль данного фермента в обмене углеводов и напишите формулами его реакцию, назовите субстраты и продукты;

2) причины развития указанных симптомов и изменений в анализе крови при данной наследственной патологии.

13. Недостаточность фруктозо-1,6-бисфосфатазы наследуется по аутосомно-рецессивному типу. У больных с таким дефектом наряду с другими нарушениями наблюдаются гипогликемия натощак и лактатацидоз. Ответьте на вопросы:

1) назовите метаболический путь, в котором участвует указанный фермент, охарактеризуйте его реакцию (субстрат, продукты, класс и подкласс фермента);

2) объясните понятия «гипогликемия», назовите норму глюкозы натощак и укажите причины гипогликемии при данной патологии, учитывая, что фруктозо-1,6-бисфосфат ингибирует гликогенфосфорилазу;

3) объясните понятие «лактатацидоз», назовите норму рН крови и укажите причины лактатацидоза при данной патологии, учитывая роль фермента в обмене фруктозы;

4) почему лечение данной патологии заключается в исключении продуктов, содержащих сахарозу и фруктозу, при обеспечении достаточного поступления глюкозы?

14. В больницу доставлен человек без сознания с признаками алкогольного отравления. При лабораторном исследовании крови получены следующие данные: алкоголь – 320 мг/дл (норма – 5 мг/дл), глюкоза – 50 мг/дл, лактат – 2 ммоль/л (норма – 1 ммоль/л). Назовите причины изменения концентрации глюкозы и лактата при остром алкогольном отравлении и ответьте на вопросы:

1) где происходит метаболизм этанола в организме, какие ферменты и коферменты-витамины участвуют, какой конечный продукт образуется и какова его дальнейшая судьба;

2) какие изменения возникают в соотношении восстановленных и окисленных форм кофермента;

3) какой метаболический процесс блокируется, являясь причиной гипогликемии и накопления лактата;

4) напишите формулами реакцию, скорость которой снижена у этого человека.

15. Бригада скорой помощи привезла в больницу человека с острой алкогольной интоксикацией. Для оказания помощи ему ввели раствор глюкозы и сукцината. Аргументируйте целесообразность проведения этих мероприятий. Для ответа на вопрос:

1) охарактеризуйте метаболизм этанола в организме человека и, как следствие, соотношение восстановленных и окисленных форм коферментов анаэробных дегидрогеназ в гепатоцитах;

2) назовите метаболические процессы углеводного и энергетического обмена, которые «блокируются» при этом;

3) предположите, каким может быть характер гликемии (нормо-, гипер-, гипогликемия) у человека с острой алкогольной интоксикацией;

4) напишите формулами реакцию превращения сукцината, назовите фермент, класс фермента и его группу, кофермент-витамин, продукт.

16. У 2-х больных наследственная энзимопатия – гликогеноз. У одного из них недостаток фосфорилазы гликогена в миоцитах (5 тип, болезнь Мак-Ардля), а у другого – фосфатазы глюкозо-6-фосфата (тип 1а, болезнь Гирке). Ответьте на вопросы:

1) какой метаболический процесс нарушен у больных и какие реакции в этом процессе катализируют указанные ферменты; напишите формулами реакцию фосфатазы;

2) как будут проявляться эти гликогенозы;

3) какая из форм более тяжелая и почему?

17. У грудного ребенка через 2 – 2,5 ч после кормления появляются судороги. При обследовании обнаружено увеличение печени, гипогликемия. При введении адреналина содержание сахара в крови не изменяется. Ответьте на вопросы:

1) за счет какого процесса в постабсорбтивный период (через 2-4 ч после приема пищи) поддерживается уровень глюкозы в крови;

2) какова диагностическая значимость введения адреналина и механизм его действия на запускаемый процесс;

3) с какими нарушениями углеводного обмена связаны описанные симптомы и какова причина этих нарушений.

18. У больного с генетическим дефектом глюкозо-6-фосфатазы обнаружено высокое содержание в крови мочевой кислоты – конечного продукта катаболизма пуриновых нуклеотидов (гиперурикемия). Ответьте на вопросы:

1) в каких метаболических процессах обмена углеводов участвует данный фермент и какую реакцию он катализирует (назовите субстраты, класс фермента, продукты);

2) как используется субстрат данного фермента вследствие дефекта последнего;

3) напишите формулами ключевую реакцию метаболического процесса использования субстрата, активация которого впоследствии становится причиной гиперурикемии.

19. У двух больных галактоземия. Генетический анализ установил, что у одного патология обусловлена недостаточностью галактокиназы, а у другого – галактозо-1-фосфат-уридилтрансферазы. Ответьте на вопросы:

1) какой метаболический процесс нарушен у больных и какие реакции катализируют указанные ферменты в этом процессе;

2) у кого из больных в отсутствии лечения можно прогнозировать развитие тяжелого поражения печени, а у кого – развитие катаракты;

3) каковы биохимические основы развития катаракты при галактоземии.

20. У ребенка 2-х месяцев низкий прирост веса, рвота, диарея, признаки развивающейся катаракты, сахар крови глюкозооксидазным методом составляет 2,3 ммоль/л, а ортотолуидиновым методом – 4,5 ммоль/л. В моче реакция Ниландера положительная.

Ответьте на вопросы:

1) с чем могут быть связаны различия результатов определения сахара в крови разными методами и каковы причины положительной реакции Ниландера;

2) с какими нарушениями углеводного обмена могут быть связаны данные нарушения, учитывая возраст ребенка и питание молоком;

3) каковы причины предполагаемой патологии и какие дополнительные анализы могут подтвердить диагноз;

4) объясните причины гипогликемии при данной патологии и биохимические основы развития катаракты.

21. У ребенка при переходе с грудного кормления на смешанное (прием пищи, содержащей сахарозу и фруктозу) возникли нарушения: рвота, судороги после приема пищи. При осмотре увеличена печень, глюкоза крови – 2,5 ммоль/л, проба Ниландера резко положительная. Ответьте на вопросы:

1) какова норма глюкозы в крови натощак;

2) какова диагностическая значимость пробы Ниландера;

3) с какими нарушениями углеводного обмена могут быть связаны описанные симптомы, учитывая переход ребенка на смешанное питание, содержащее фруктозу;

4) каковы причины предполагаемой патологии;

5) каковы причины гипогликемии при данной патологии.

22. Больной 39 лет поступил с жалобами на сильную жажду и быструю утомляемость. Потеря веса за последние 5 недель составила 4 кг, несмотря на хороший аппетит и умеренную физическую нагрузку. Анализ крови показал, что концентрация глюкозы спустя 2 ч после приема пищи равна 242 мг/дл. Ответьте на вопросы:

1) какова диагностическая значимость анализа на сахар через 2 ч после приема пищи;

2) какое заболевание можно предположить у пациента и каковы его причины;

3) каковы причины гипергликемии при данной патологии;

4) что является причиной жажды и как объяснить быструю утомляемость пациента.

23. Пациент с диагнозом инсулинозависимый сахарный диабет длительное время не получал инъекций инсулина. После обращения больного к врачу и тщательного обследования назначена инсулиновая терапия. Через 2 месяца определение концентрации глюкозы в крови натощак показало 85 мг/дл, однако уровень гликозилированного гемоглобина составил 14% (норма до 6,5%). Ответьте на вопросы:

1) каковы возможные причины высокой концентрации гликозилированного гемоглобина у больного, несмотря на проводимое лечение;

2) каковы последствия усиленного гликозилирования гемоглобина;

3) приведите примеры гликозилирования других белков и объясните, к каким осложнениям это может привести.

24. Больному сахарным диабетом 2 типа назначены лекарственные препараты-ингибиторы α-гликозидаз в ЖКТ и рекомендована диета с богатым содержанием хрома, цинка, магния и витаминами B1, B2, PP, липоевой кислотой, а также обязательная физическая нагрузка умеренной интенсивности. Ответьте на вопросы:

1) каковы причины сахарного диабета 2 типа;

2) на чем основаны рекомендации врача в отношении приема ингибиторов гликозидаз в ЖКТ;

3) какую роль в функционировании инсулина играет цинк и хром;

4) какую роль в обмене глюкозы играет магний и перечисленные витамины (укажите названия витаминов, их активные формы и назовите ферменты, коферментами которых они являются. Почему больному рекомендована обязательная физическая нагрузка, но умеренной интенсивности?

25. Человек заболел гриппом, выпил 1,5 г аскорбиновой кислоты и пошел на прием к врачу. Врач направил его на анализы крови и мочи. Ответьте на вопросы:

1) каким будет у больного сахар крови по методу Хагедорна-Йенсена и почему;

2) каков будет результат пробы Ниландера и почему;

3) какой метод определения содержания глюкозы в крови лучше использовать в данном случае и почему; охарактеризуйте реакции, лежащие в основе данного метода. 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.