|
|||
В Адьяре в 1895 г. 5 страницаИтак, ученик высоко поднялся над ограничениями обособленности и одержал верх не только над тем, что мы называем земными желаниями, но и над самыми чистыми духовными стремлениями, которые хоть сколько-нибудь относятся к личному "я". Человек, достигший такой высоты, уже не может даже мысленно отделять себя от других, и духовные его стремления относятся не к нему самому как отдельной единице, но к себе как к части целого. То, что он приобретает для себя, служит для всех. Он находится в той сфере, откуда сила исходит в мир людей, и все, что он получает, он делит между всеми людьми. Вследствие этого мир становится лучше каждый раз, когда кто-нибудь достигает такой высоты. Всё приобретаемое таким человеком становится достоянием человечества, и всё, что он может обрести, как бы лишь проходит через него, чтобы излиться на всех людей. Человек составляет одно с Брахманом и, следовательно, с каждым его проявлением, и он совершенно осуществляет это единство в своем сознании, не оставаясь более в области надежд и стремлений. Названием другой преграды, разрушаемой в течение этой стадии служит санскритское слово пали патигха, которое мы не можем перевести иначе как словом "ненависть", хотя слово это и звучит абсурдом в подобном случае. В действительности это значит, что человек, отождествивший себя со всеми, не может более видеть никакого различия между расами и семьями, своими или чужими. Для него более нет чужих и родных; ему все кровные, родные. И потому он не может более испытывать любви или ненависти, вызванных внешними различиями; не может, например, любить кого-нибудь только потому, что он принадлежит к его расе или семье. Вспомните поразительное выражение Шри-Кришны, сказавшего, что мудрец не делает никакого различия между брахманом и животным. Что это значит? Это значит, что он во всем видит проявление Божества, и внешний вид, принимаемый Господом, не имеет значения для его просветленного взора; таким образом, он совершенно лишен того, что мы принуждены были назвать "ненавистью" или "отвращением". Ничто не отталкивает его, ничто не заставляет отступить. Ко всем и ко всему он испытывает только любовь. Из него как бы излучается особая атмосфера, полная любви, и все приближающиеся к нему чувствуют влияние его божественного сострадания. Поэтому именно в эту эпоху, когда нравственный облик брахманов соответствовал их имени, про них говорили, что "брахман есть друг всякой вещи и всякого создания". Сердце их, раскрывшееся Богу, было достаточно широко, чтобы вместить в себя все, Божеством сотворенное. Освободившись навсегда от иллюзии обособленности, ученик вступает в ту последнюю стадию своего пути, которую Шри-Шанкарачарья называет парамахамса. В настоящее время слово "Архат", говорящее о столь высоком состоянии духа, употребляется часто совершенно неверно и служит для обозначения внешней видимости, а не живой действительности. На самом деле слово это обозначает, что человек получил четвертое великое Посвящение и находится в периоде, предшествующем Дживанмукти; он может, оставаясь в полном сознании, возноситься в область Турийа и жить в ней. Чтобы испытать блаженство этого состояния и пребывать в нем вполне сознательно, ему не нужно покидать своего тела; сознание Его постигает и охватывает его, оставаясь и действуя в тоже время в физическом мозге. Это — одна из наиболее характерных особенностей этого периода. Сознание челы распустилось до того, что в бодрственном состоянии оно может подняться до состояния Турийа, и в то же время он говорит и действует в мире людей. В этом периоде человек освобождается от последних пяти преград. Первые две — рупарага, или желание телесной жизни, и арупарага; желая выразить на нашем языке настоящее значение этой преграды, мы принуждены перевести это слово слишком грубым словом "гордость". Арупарага, желание жизни бестелесной, не имеет более власти над ним. Затем он освобождается от мана — гордости ума. Ни одной минуты человек не думает о величии достигнутой им цели, о головокружительной высоте, на которой он находится, — для него нет более ни верха, ни низа, ни высот, ни скромных долин; и то, и другое сливается для него в Едином. В тоже время он теряет способность волноваться от чего бы то ни было. Что бы ни случилось, он остается спокойным и непоколебимым. Миры могут столкнуться, но он не утеряет равновесия. Ничто происходящее в проявленном мире не может нарушить великого спокойствия того, кто возвысился до познания "Я" Вселенной. Что значит для него катастрофа? — в ней разбиваются лишь формы; если гибнет целый мир, то изменяется при этом только способ проявления. Он живет, окруженный постоянным, бессмертным, вечным; ничто не может нарушить его спокойствия или уменьшить то совершенное чувство мира, которое он испытывает. Тогда чела освобождается от последней преграды авидья — того, что производит иллюзию; это — последнее легкое облако, мешающее совершенному ведению и абсолютной свободе. Получив совершенное ведение, он не должен более возрождаться, ничто не может принудить его возвратиться на землю; он может перевоплотиться только по собственному желанию. Знания его охватывают всё находящееся в нашей солнечной системе. Он познает всё, что возможно познать в этом проявлении; для него нет более тайн, нет ни одного уголка, недоступного его взору, ни одной возможности, которую он не мог бы понять. В конце этой стадии усвоены все уроки жизни и в совершенстве приобретена всякая власть. Человек становится всеведущим и всемогущим в этой солнечной системе. Он совершил всю эволюцию человечества. Он миновал последнюю ступень, через которую человечество перешагнет в конце большой Манвантары, когда задача этого мира будет исполнена. Для него нет ничего скрытого, ибо все существует в нем: сознание его расширилось настолько, что стало всеобъемлющим. По желанию своему он может погрузиться в Нирвану, где царствует единство, мировое сознание и полнота жизни. Он достиг высшей цели человечества; последние врата широко раскрываются при одном звуке его шагов. Пройдя эти врата, человек становится Дживанмукти, как говорят индусы, или Адептом Асекха — человеком, которому нечему более научиться, согласно буддийской терминологии. Всё знает Он и всё совершил. Широкие возможности расстилаются перед ним. За пределами нашей солнечной системы, за пределами нашего Космоса, в тех областях, о которых мы не в силах ничего себе представить, открываются пути перед Дживанмукти, и он может выбрать тот, по которому хочет идти. Но есть один путь — самый тяжелый и трудный из всех, это путь великого Отречения. Если Дживанмукти выбирает этот путь, то Он отказывается уйти от людей; Он объявляет, что хочет остаться, и переходит из воплощения в воплощение, чтобы помогать людям и учить их. Шри-Шанкарачарья говорит о них, что их собственное дело уже окончено, но они отождествили себя с человечеством и, пока не окончится его эволюция, они не покинут его рядов. Они свободны, но остаются в добровольном рабстве; они добились своего освобождения, но полным оно может быть для них лишь тогда, когда освободятся и другие. Это — Учителя Сострадания, которые находятся близко от людей, чтобы человечество не было как осиротевшие дети без отца, чтобы ученики не напрасно искали своих Гуру. Нельзя не испытывать благоговейного чувства благодарности к этим великим Учителям, которые остаются в земной атмосфере, хотя и живут в нирваническом состоянии сознания, остаются для того, чтобы поддержать связь между высшими мирами и еще не освободившимися людьми, заключенными, как в тюрьму, в свое физическое тело. Все достигшие этого высокого состояния — божественные и полные славы Существа; но невольно думается, что дороже всех для человеческого сердца те, с которыми человечество связано узами страстной благодарности за совершенное ими отречение; те, которые могли бы нас покинуть, но захотели остаться с нами, чтобы вести нас к свету. Таковы великие Гуру, к ногам которых мы склоняемся; таковы великие Учителя, вдохновившие основателей Теософического общества. Они направили посланника своего Е. П. Блаватскую, чтобы принести миру снова благую весть об узком древнем пути, остром, как лезвие ножа, о пути, открывавшемся во все времена тем, кто стремился помочь страдающему человечеству и кто был готов отдать все, чтобы стать слугами Всевышнего.
БУДУЩИЙ ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Методы науки будущего. — Будущее развитие людей До сих пор я говорила о развитии отдельной личности; я старалась объяснить вам, каким образом решительно поставивший себе эту цель может, шаг за шагом, подняться от земной жизни до жизни ученика; как в течение немногих лет он может исполнить то, на что всей расе понадобится неизмеримое количество веков. Сегодня нам предстоит другое дело. Я постараюсь описать вам ход прогресса во времени и изложить, разумеется, весьма кратко, крупные фазы в развитии человечества, рассматриваемого как целое. Это позволит нам бросить взгляд, так сказать, с птичьего полета на всю эволюцию; сделать очерк не только прошлого, но и будущего нашей расы. Мы будем говорить сегодня об эволюции всего человечества. Я приглашаю вас с собой сесть на посланника Вишну, могучую птицу Гаруда, и быстро пронестись через атмосферу бесчисленных веков, смотря на панораму, которая будет развертываться внизу. Наверное, в конце такого путешествия у нас захватит дыхание. Для меня такой полет легче, нежели для вас: эти мысли стали мне привычны, а для многих из вас они покажутся странными, так как теософическое мировоззрение сильно отличается от современных распространенных точек зрения на эволюцию. В глазах великих Существ, бывших первыми руководителями человечества, человек не есть то, что он теперь из себя представляет, ибо он не достиг еще того уровня, для которого он был создан. Я не хочу этим сказать, что успехи человечества совершенно неудовлетворительны. С высшей точки зрения, положение, достигнутое человеком в его эволюции, представляется, в общем, довольно удовлетворительным, принимая во внимание краткость времени, употребленного на это развитие. Конечно, время это не велико лишь для меры божественной и кажется, наоборот, чрезвычайно долгим, если его измерять земными годами. Разумеется, современный человек совершенно не соответствует идеалу Тех, кто направил его на путь эволюции. Человек уже окончил свое нисхождение в материю и перешел через самую низкую точку своего пути; теперь ему остается взобраться на крутые высоты, на вершине которых совершенное и славное человечество будет сильно отличаться от современного своего состояния, став таким, каким оно должно быть по божественному Замыслу. Будем помнить, что мир объемлет собой семь отдельных миров, происшедших от божественной Мысли; они создавались изнутри вовне или, если хотите, сверху вниз; существует семь планов или же миров, сфер. Субстанция каждого плана различна, хотя и происходит из одного и того же всеобщего источника — Параматмы. Когда Мысль Божества силой божественной Воли осуществлялась в проявленном мире, каждый план охарактеризовался особой, ему свойственной плотностью вещества и различным числом оболочек, скрывающих первоначальную энергию. В общих чертах можно представлять себе этот Космос и Логос, его произведения, как громадную солнечную систему, в которой Логос занимает место солнца, а каждый из последовательных концентрических кругов соответствует одному из планов мира. Внутренние круги соответствуют тем планам, вещество которых наиболее тонко, а энергия — наименее скрыта; наоборот, внешние круги представляют собою те планы, где вещество делается грубее и энергия как бы парализована плотностью охватывающего ее вещества. Затем необходимо дать себе отчет в том, что каждый план имеет своих обитателей и что поток эволюции состоит в движении от центра к окружности и затем — в обратном движении, в возвращении от окружности к центру. Когда исходит Великое Дуновение и начинается существование материи, то она все более и более уплотняется; наступает момент, когда достигается максимум ее плотности, и в то же время энергия переходит через минимум своего проявления. Этот период, следовательно, характеризуется наибольшей плотностью вещества и неизменностью формы, в то время как жизнь становится все более и более скрытой. Затем Дуновение возвращается к своей исходной точке, и его творческая деятельность стремится, так сказать, к центру — тогда вещество становится все более и более тонким, жизнь — все менее скрытой, и этот процесс продолжается до того момента, пока Великое Дыхание не извлечет из проявленного Космоса весь разнородный опыт, накопленный в разных мирах. Человечество — цель и результат этой эволюции — станет божественным и будет готово вступить в еще более высокие фазы существования. Следуя за этой кривой, описываемой от центра к окружности, мы видим, что она создает стремление к индивидуализации по мере того, как существа переходят в среду, наполненную более плотной материей. Таким образом, бросив взгляд назад, мы видим, что так называемая элементальная сущность облекается во все более и более определенные формы. Ее эволюция, совершающаяся по нисходящей ветви кривой, индивидуализирует ее и дает ей все более материальные формы. Это — падение в материю. В то же время эволюция человечества происходит по восходящей ветви кривой и, следовательно, ведет к единению, слиянию, причем формы утончаются: это восходящее движение к раскрытию жизни. Представив себе, таким образом, в грубых чертах схему Космоса, вы поймете, что на планах менее плотных, чем план физический, мы встречаем не только поднимающееся на пути эволюции человечество, но и инволюцию нисходящей в материю элементальной сущности. Поворотный пункт находится в царстве минералов, где достигнута наиболее плотная фаза. В ходе восходящей эволюции минеральное и растительное царства физического мира занимают только физический план, не достигая высшего сознания; с дальнейшей эволюцией животное царство делает еще один шаг вперед: жизнь животного протекает уже не только на физическом плане, но и на астральном. Человек же, по мысли своего Творца, должен в течение этой эволюции овладеть пятью планами из семи, составляющих мир. Он должен жить и царить на физическом и астральном плане, и на высшем или ментальном плане, составляющим Сварга индусов и Девачан теософов. Это расширенное состояние сознания еще лучше выражается словом сушупти; в земной жизни это состояние знакомо лишь исключительно развитым людям, но с дальнейшим ходом эволюции оно станет достоянием большинства. Далее находится четвертый план — Турийа, или Буддхи, а еще выше — план Нирваны, или Турийа-тита. Таким образом, в течение эволюции человечество должно сознательно занять место в пяти мирах; это планы физический, астральный, ментальный (Сушупти), план Буддхи (Турия) и план Нирваны. Таковы фазы расширения сознания, через которые должен пройти человек, если он хочет с успехом совершить предназначенное ему странствие. Каждый может посредством йоги быстрее пройти эти ступени, но большинство людей совершит эту эволюцию лишь по истечении многих веков. Прежде чем кончится манвантара, большинство овладеет всеми пятью планами расширенного сознания и будет жить на них полной жизнью. Тогда человек создаст себе оболочки, в которых сознание его сможет активно проявляться на каждом плане. Каждый человек может развить в себе эти пять проводников, которые сделают его тем, чем он должен быть: господином и хозяином проявленного мира. Еще выше и гораздо дальше существуют еще два плана, которых в течение этой эволюции не достигает большинство рода человеческого; их имена для нас не имеют никакого определенного смысла — настолько эти планы превосходят самые возвышенные наши представления. Планы эти — Паранирвана и еще выше Махапаранирвана. Мы не можем даже мечтать о том, что представляют собою эти состояния сознания. Таковы семь сфер Космоса. Большинство человечества сознательно вступит в пять из них, некоторые достигнут и двух последних, самых высоких. Все вышесказанное бросает некоторый свет на значение чисел "пять" и "семь" в природе. По этому поводу было много споров, главным образом, между некоторыми теософами и нашими братьями брахманами. Брахманы требуют классификации, основанной на числе пять, тогда как теософы настаивают на семеричной классификации. Читая священные писания, мы убеждаемся, что полная классификация основана на числе "семь"; в Упанишадах часто упоминается о семеричном огне. Но современная эволюция основана на числе "пять", что и символизируется хорошо известными в индусской литературе пятью пранами. Таким образом, между этими двумя классификациями нет противоречия. Если бы люди лучше понимали друг друга, то подобных споров не происходило бы: всегда можно найти общую почву, если не скользить по поверхности, не спорить о внешности, а стараться заглянуть в глубь вещей. Итак, человечество развивает пять оболочек и совершает эволюцию, основанную на числе пять, и немногие избранные достигают и последних двух планов, лежащих гораздо выше. Изучая эволюцию человечества, мы видим, что в течение существования первой и второй Расы происходила эволюция формы и низшей, или животной, природы; иначе говоря, эти расы развили физическое тело, эфирный двойник (в теософских книгах называемый линга шарира) и камическое (астральное) тело, или тело страстей, — то есть то, что имеется и у человека, и у животного. Когда третья Раса совершила половину своей эволюции, ей была дана особая помощь. Благодаря этой помощи движение чрезвычайно ускорилось и эволюция совершается быстрее. Великие Кумары, те, кого называют Сынами Мысли (Манасапутры), — цвет былой эволюции — пришли на помощь человечеству, чтобы ускорить его рост и развитие; бросив в человека искру своей сущности, они дали ему тот толчок, благодаря которому зародился в человеке Манас или индивидуальная душа. Именно в это время образовалась оболочка известная под названием карана шарира — тело причинности. Это — "тело Манаса", сохраняющееся в течение всех перевоплощений Эго и приносящее в каждую следующую жизнь результаты предыдущей жизни. Поэтому тело это носит название "тела причинности" (corpus causal), ибо содержит в себе причины, производящие следствия на низших планах земной жизни. С этого момента (то есть после того, как человечеству была дана такая помощь), человеческое развитие происходит по следующему плану: образовавшееся тело причинности составляет оболочку, служащую хранилищем всего приобретенного опыта. Являясь на землю, человек как бы направляет в мир часть себя самого и собирает в этом физическом мире известные факты, знания — одним словом, все то, что мы называем жизненным опытом. Пройдя врата смерти, он должен усвоить весь приобретенный опыт на земле; лишенный физического тела, невидимый в этом мире, он живет на более высоких планах — астральном и девачаническом, где он производит известные действия и усваивает приобретенный на земле опыт, сливая и отождествляя его со своей самой сокровенной природой. Каждое существование приносит известные результаты, и человек, овладевая ими, преобразует их в свойства и способности. Если, например, в течение физической жизни человек много думал, применил большую энергию к приобретению знаний и развитию своего интеллекта, то в период между смертью и новым рождением он перерабатывает эти усилия в умственные способности, которые и принесет с собою на землю. Точно так же, высокие порывы, духовные стремления и надежды сливаются в это время с самой сущностью человеческой природы. Возвратившись на землю, человек рождается в такой среде, которая наиболее может облегчить его дальнейшее развитие, и приносит с собой приобретенные им духовные способности, которыми может воспользоваться для своего дальнейшего прогресса. Таким образом, карана шарира выбрасывает часть самого себя на низшие планы и собирает на них жатву опыта; затем втягивает обратно эту часть вместе с приобретенным ею опытом, оставляет ее на некоторое время в Девачане, где происходит претворение опыта и преобразование его в свойства, качества и способности. Затем происходит новое проявление этой жизни, уже более развитой, и на низших планах проявляются приобретенные качества и способности. Таким образом, из жизни в жизнь совершается непрерывный прогресс, и карана шарира служит все время хранилищем от века приобретенного опыта, уподобляясь вечному мыслителю. Теперь ясно, что подразумевается под "странствованием души". По плану эволюции с каждой новой жизнью человек растет: развивается его интеллект и развиваются его нравственные качества и духовные способности. Но план этот приводится в исполнение весьма несовершенно, и в этом заключается причина громадной продолжительности странствования. Вместо прямого движения вперед получается путь, изобилующий поворотами, обходами и уклонениями в сторону. В силу этого, завершение эволюции требует мириады веков; и все-таки, как бы она ни затягивалась, она будет совершена, ибо такова божественная Воля. Эволюция продолжалась во вторую половину третьей Расы и дошла до четвертой. Во время четвертой Расы развилась могущественная цивилизация Атлантиды, достигшая своего апогея во времена великой подрасы, о которой сказала уже кое-что и западная наука; я говорю о расе толтеков. Цивилизация эта достигла удивительных результатов, но развивалась она в весьма трудных условиях. Человек находился тогда еще в самом низу восходящей дуги кривой и был глубоко погружен в материю. Душевные его свойства весьма походили на то, что ныне мы называем психическими способностями; необходимо было на некоторое время заглушить их, чтобы дать развиться умственным способностям и сделать возможной в будущем высшую эволюцию человечества. По этой причине великий космический закон, которому ничто не может сопротивляться, привел эту расу к созданию великой, но весьма материальной цивилизации. Исчезновению психических способностей способствовали, в известной мере, и сознательные усилия правящих классов государства толтеков в Атлантиде. Вполне сознательно, для успеха своих эгоистических намерений, они постарались уменьшить психические способности и задержать их развитие у низших классов населения, отставших на пути эволюции и в силу этого занимавших более низкое место на общественной лестнице. Чтобы обратить их в свои послушные орудия, высшие классы воспользовались своими оккультными познаниями в свою пользу. Таким образом, психические способности были искусственно остановлены в своем росте — более, чем нужно было великому космическому закону. Никто не может двигаться против течения великого космического закона, никто не в силах остановить могучее движение божественной Эволюции, но человек, тем не менее, может способствовать ей или противодействовать. Он может направить свои силы к добру или ко злу. Признавая величие и мудрость закона, он может присоединиться к нему по чувству долга и подчинения божественной Воле; но может также, для своих личных целей, стараться овладеть некоторыми силами природы и пользоваться ими для удовлетворения своего эгоизма, вместо того чтобы способствовать осуществлению божественных намерений. Когда человек пользуется великими силами Космоса для эгоистических целей, он создает себе дурную личную карму, хотя общее направление кармы всей расы и остается неизменным. Вредя таким образом своему будущему, он остается в потоке космического закона; в узком круге своего личного развития он готовит себе страдания, жатву эгоизма. Таким образом, находясь под властью великого единого закона, человек готовит себе несчастную или счастливую личную карму. Повинуясь космическому закону, люди все же остаются свободными. Четвертая Раса стремилась овладеть психическими силами для своих эгоистических целей; результатом было разрушение Атлантиды, совершенная гибель этой цивилизации, от которой сохранилось лишь несколько обломков, разбросанных повсюду, но главным образом — в Южной Америке, где можно восстановить стертые следы былого величия. Несмотря на упадок цивилизации, эти следы были еще так прекрасны в эпоху завоевания Перу испанцами, что завоеватели изумлялись устройству общественной жизни, чистоте, мягкости нравов, мудрости правительства и общему процветанию нации. Цивилизация перуанцев, которую уничтожили и стерли с лица земли полчища завоевателей, была последним мерцающим отблеском цивилизации Атлантиды, столь великой в своем апогее и сметенной катастрофой, после которой над цветущими прежде местностями стали бушевать волны Атлантического океана. Коснувшись вскользь этого вопроса, мы переходим к эволюции нашей расы. Чтобы быть в состоянии хорошо проследить эту эволюцию, вы должны вспомнить, что Логос нашей системы проявляется в трех различных аспектах. Вы знаете, что в каждой великой религии есть учение о Тримурти, Троице, то есть о троичном проявлении Бога; вам известно также, что Три есть лишь проявление Единого, три вида единого непроявленного Бытия, которое может быть познано лишь как проявленный в мир Бог. Вы знаете, что в тройном Логосе различают три аспекта: силы (власти), мудрости и любви. Всякая человеческая деятельность носит на себе отпечаток тройного Логоса и может быть отнесена к одному из трех его аспектов: власти, любви или мудрости. Сообразно этим аспектам происходит группировка человеческих рас и проявление деятельности народов и отдельных личностей. Не забывайте, что три есть только один; все три взаимно друг друга проникают, и различие их относится не к Сущности, а лишь к их проявлению, то есть к миру феноменальному. Но так как мы живем тоже в мире феноменальном, мы можем принять эту классификацию, не опасаясь, что она введет нас в заблуждение, если только мы всегда будем помнить основное единство, от которого все происходит. Воспользуемся приведенной классификацией и расчленим ее еще более. Мы включим в категорию любви все виды интеллектуальной деятельности, относящиеся, с одной стороны, к религии, с другой — к филантропии, придавая этим словам самый широкий смысл: религию мы рассматриваем как долг по отношению к Тем, кто выше нас, а филантропию (то есть гуманитарную деятельность всех родов) — как долг к окружающим и тем, кто стоит ниже нас по развитию и положению. Таким образом, в категорию любви входит всякая человеческая деятельность религиозного характера, в основе которой лежит поклонение тем, кто предшествовал нам в эволюции, а также и гуманитарная деятельность, рожденная чувством долга и состраданием к немощным и обездоленным. Можно сказать, что религия имеет предметом изучения наши обязанности к Богу, а гуманитарная деятельность выражает собой стремление к исполнению обязанностей по отношению к людям, нас окружающим на физическом плане. Под общим наименованием мудрости мы будем подразумевать всякого рода деятельность высшего или малого разума, относящуюся к наукам, философии и искусствам. Эти три великие поля человеческой мысли относятся к проявлению Логоса как Мудрости — не потому, что само знание есть мудрость, а потому, что представляет собою то, что посредством духовной алхимии превратится в мудрость; духовно преображенное знание становится мудростью. Затем мы отнесем к категории власти (силы) все виды человеческой деятельности, относящейся к управлению людьми, административным и исполнительным функциям, к организации наций, образованию обществ, — одним словом, все, что требует применения власти. В эту категорию также входят творческие способности человека, которыми он обладает по праву, в силу своего божественного происхождения; эти способности служат важными причинами человеческой эволюции, могучей силой, толкающей человечество вперед, но лишь немногие понимают всё их значение и сознательно ими пользуются. Все действия божественных Учителей, в прошлом и в настоящем, направлены на то, чтобы подчинить эти обширные поля деятельности сознательной человеческой культуре, дабы человек, возделывая их, как должно, тем самым способствовал своей эволюции. Все усилия Их стремятся к тому, чтобы дать хорошее направление всякого рода деятельности, проявляющейся в категориях любви, мудрости или власти, и открыть человеческой эволюции самый прямой путь. С этой целью были основаны все великие религии, были созданы самые благородные этические системы; по этой причине дано было столько толчков духовному и интеллектуальному развитию человечества, приведших к созданию движения, в котором мы имеем новое и полное изложение древних истин, носящее название божественной Мудрости, но более известное людям в греческой форме слова — Теософия. Это не что иное, как новое изложение древней истины, новое усилие тех же Учителей направить деятельность людей. Теперь это более необходимо, чем когда бы то ни было; ибо если вы бросите общий взгляд на мир, то увидите, что во всех категориях деятельности человек достиг, по-видимому, предела своего могущества. Он завоевал физический план; он настолько подчинил его себе, что физическая сторона жизни поглощает слишком много его внимания и забот, тогда как реальности высших планов скрыты от его взора. Изучая жизненную деятельность, мы видим, прежде всего, что религии, с одной стороны, угрожает материализм, с другой — под нее подкапывается суеверие; человечество обращает на нее сразу два оружия, грозящие ее существованию: скептицизм, который не верует, и суеверие, которое верует слепо. То и другое одинаково гибельно для человеческого прогресса. Если, оставив религию, мы обратимся к современной гуманитарной деятельности, то мы увидим, что нищета слишком велика и глубока, чтобы человек был в состоянии с нею бороться. Именно там, где современная цивилизация достигла наибольшего развития и успеха, встречается наибольшее количество страданий и ужаснейшая нищета, давящая человеческую жизнь. Против этих страданий бессильна всякая филантропия, всякая временная помощь; и эти страдания приводят к раздражению и к классовой ненависти, к опасностям революции и анархии. Таким образом, самим основам цивилизации угрожает опасность, и люди не знают, как избавиться от нее, ибо они потеряли чувство любви.
|
|||
|