Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОПРОСЫ И СХЕМЫ-КАРТИНКИ1 ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА



 


ВОПРОСЫ И СХЕМЫ-КАРТИНКИ1 ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

Предлагаемые на с. 28—29 вопросы и схемы-картинки помогут ребенку при составлении предложений или небольших рассказов о каком-либо действии. Каждая картинка-подсказка содержит вариант ответа на вопрос, а все они в целом составляют цельный речевой план рассказа. Первая картинка-схема — знак вопроса: ребенок называет действие; вторая картинка подсказывает, кто конкретно выполняет действие: человек, животное, птица, рыба и т.д.; третья — кто еше может выполнять это действие: маленький ребенок, туча и т.д.; четвертая — где это действие может выполняться (происходить): в лесу, в доме (помещении), на улице, в море; пятая — с какой целью оно выполняется (чтобы быть сытым, чистым и опрятным; чтобы играть; чтобы мною знать и т.д.); шестая — в какое время года можно его выполнять; седьмая — в какое время суток; восьмая — выполняет ли это действие сам ребенок.

Работу со схемами-картинками лучше всего проводить в игровой форме^, поскольку игра всегда вызывает интерес у детей. Приведем некоторые из них.

Игра «Угадай».Воспитатель предлагает кому-то из детей составить рассказ о действии, не называя его. Затем из группы детей выбирают отгадывающего, показывают ему картинки с изображением предметов, с помощью которых можно выполнять это действие, или сам предмет. Отгадывающий должен назвать действие, которое было загадано.

Эту игру можно проводить и в другой форме. Ребенок, загадывающий действие, описывает когда, где и как (с помощью каких предметов) или с какой целью он должен его выполнять. Остальные дети отгадывают, о чем говорит загадывающий. Ребенок, который угадал название действия, составляет следующий описательный рассказ.

Игра «Самый главный».Педагог, раздав детям предметные картинки, рассказывает сказку, как спорили в волшебном лесу (саду, в доме или на улице) действия, выполняемые изображенными на картинках фигурами (персонажами), о том, какое из них самое главное. Дети озвучивают заговорившее действие (можно в образе действующего на картинке персонажа), описывая действие по схеме-картинке от первого лица и заканчивая свое описание словами: «Я самое главное». Подводя итог игре, педагог говорит о том, что все действия нужные, потому что они приносят пользу человеку, помогают ему в чем-то.

Игра «Писатель».Предложите ребенку изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о конкретном действии и его исполнителе. Затем следующий ребенок и слагает свой вариант рассказа об этом же действии (или о другом — по желанию детей).

Приведенные здесь игры можно проводить как на групповых занятиях, так и на индивидуальных, когда ребенок выступает рассказчиком, писателем, загадывающим, а взрослый — слушателем или отгадывающим. Важно, чтобы взрослый (родитель, воспитатель) всегда при этом проявлял заинтересованность, благожелательность и терпение.

Не забывайте хвалить вашего малыша за проявленные умения, сообразительность, смекалку, помогайте в затруднительных для него ситуациях, поощряйте его инициативу проявить коммуникативные навыки.

1 Схемы-картинки подготовлены по материалам методик Т.А.Ткаченко (см.: «Использование схем в составлении описательных рассказов» //Дошкольное воспитание, № 10, 1990); Л.Н.Ефименковой (см.: «Формирование речи у дошкольников». — М.: Просвещение, 1981). См. также: «Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов: Фрукты. Овощи; Ягоды. Грибы; Цветы. Деревья (авторы — С.А.Васильева, В.И.Мирясова). — М,: Школьная Пресса. 2003) и другие книги этой серии.

- Для таких занятий можно, в частности, использовать книгу «Логопедические игры для дошкольников». — М.: Школьная Пресса, 2001 (авторы — С.А.Васильева, Н.В.Соколова).

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.