Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие 2.



 

 

Проект "В детский сад иду с улыбкой, в детский сад иду без слез"

 

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык и семье. А это совсем непросто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Именно поэтому целью данного проекта является:

-помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 Этим определяются основные задачи проекта:

· преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

·  помощь воспитателям в организации и проведении групповых и индивидуальных занятий и адаптационный период.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи развития детей:

· снятие эмоционального и мышечного напряжении;

· снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

· развитие навыков взаимодействия друг с другом;

· развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

· развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

· развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Факторы, влияющие на адаптацию:

1) Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.

2) Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3) Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

4) Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок пере-утомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.

5) Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском учреждении.

            Меры, облегчающие адаптацию (для родителей).

 -Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

 -Когда вы приходите в детский сад, попросите познакомить вас с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.

 -В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит находиться на руках у взрослого и т. п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям.

 -Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.

 -Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами.

 -Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки.

 -Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу и ответить на все вопросы ребенка.

 -Хорошо, если в первые дни посещения ребенком детского сада мама сможет оставаться с ним в группе. В этот период она может быть "общей" мамой, играя не только со своим малышом, но и с другими детьми. Все сотрудники группы должны быть предупредительны по отношению к новичку, не обращать внимания на его вредные привычки. У ребенка должен сохраняться свободный режим. Можно привести ребенка в детский сад утром, на прогулку или перед обедом.

 -Рекомендуется укороченный день.

 -Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

           Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей).

Воспитатели просят разрешения побывать у ребенка дома (патронаж), знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. Если это невозможно, то можно познакомиться с семьей с помощью анкетирования, чтобы узнать следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;

-как называют ребенка дома;

-чем больше всего любит заниматься ребенок;

-какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей. Родителям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском учреждении. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.

Для того чтобы ребенок еще до прихода в детский сад составил о нем представление и шел туда как в уже знакомое место, воспитатели готовят фотоальбом о жизни дошкольного учреждения.

Когда наступает волнующий момент и ребенок приходит в детский сад, знакомый воспитатель радостно встречает его, берет на руки и говорит: "Наконец-то ты пришел! Мы так давно тебя ждем".

Принимать в группу нужно по два ребенка в неделю и заполнить группу в течение 2-3 месяцев.

Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей из группы в группу.

Важным условием для успешной адаптации является питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд и, главное, их красивое оформление. Если у ребенка хороший аппетит, он весел, редко болеет.

На период адаптации необходим щадящий режим: детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее.

В группе следует стремиться создать условия, приближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, отдельного полотенца, своей расчески, зеркала, а также мягкие ковры на полу, теплая вода в кране, уютные игровые уголки, тихое звучание музыки.

Необходимо помнить, что ребенок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками.

Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

 

 

 

 

 Занятие 1

При поступлении детей из семьи, следует постепенно знакомить их с помещениями группы и их назначением. Можно начать с раздевальной комнаты, так как это первое помещение, куда приходят дети.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкафчики и задает вопросы:

Как вы думаете, для чего нужны эти шкафчики? (Складывать одежду.)

А почему шкафчиков много? (Потому что детей много.)

Как же узнать, где чей шкафчик? (Если дети не догадываются, воспитатель обращает их внимание на то, что на каждом шкафчике есть картинка.)

После чего воспитатель предлагает:

- Сейчас выберите себе шкафчик и постарайтесь запомнить, какая картинка на нем изображена. Это будет ваш шкафчик, в него вы будете складывать свою одежду. Сейчас ее мало, а вот когда будет холодно, одежды будет много, поэтому надо ее аккуратно складывать, чтобы она поместилась в шкафчик, не мялась, чтобы ее удобно было потом надевать.

Занятие 2.

Знакомя детей с группой, воспитатель рассматривает с ними предметы, которые находятся в группе, и задает вопросы:

Что вы видите в нашей группе?

Зачем нам нужны столы и стулья? (Чтобы есть, заниматься.)

Почему столов и стульев так много? (Потому что много детей.)

Какие игрушки есть у нас в группе?

Что еще вы видите в группе? (Различные комнатные растения)

Затем воспитатель говорит:

- Комнатные растения очень украшают группу, но чтобы они были такими красивыми, за ними надо ухаживать. Мы с Любовью Юрьевной (другим воспитателем) научим вас этому.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.