Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: «Обращение», 5 класс



Тема урока: «Обращение», 5 класс

Цели: формирование представления об обращении, способах его выражения, роли в предложении; умения правильно расставлять знаки препинания при обращении; учить находить обращение в предложении, отличать подлежащее от обращения.

Задачи:

обучающие: формирование умения работать с текстом;

развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность, развивать устную и письменную речь обучающихся;

воспитательные: развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в парах, группах; воспитывать умение вежливо обращаться друг другу;

коррекционные: коррекция устной и письменной речи, активизация и расширение словарного запаса, памяти, мышления, развитие слухового восприятия.

План урока:

1. Орг.момент

2. Постановка темы, целей и задач урока

3. Изучение новой темы

4. Закрепление изученного материала (упр. в учебнике)

5. Подведение итогов, рефлексия

6. Домашнее задание

 

Ход урока :

1. Орг.момент

Добрый день! Прошу садиться. Как у вас прошли предыдущие занятия? Надеюсь, что хорошо, тогда давайте приступим к нашему уроку.

2. Постановка темы, целей и задач

(кому-то) Солнце, какое сегодня число? (другому) А как тебе сегодняшняя погода? (третьему) Ты готова к уроку?

Ребята, почему именно вы мне отвечали на вопросы? Какие слова помогли вам понять, что я обращаюсь именно к вам? Как вы поняли, тема сегодняшнего урока – обращение. А именно мы с вами будем изучать официальное и бытовое обращение.

3. Изучение новой темы

А вы знали, что многие писатели в своих произведениях использовали обращения? Например:

•   Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи…

 

•   Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

 

•    Балдушка, погоди ты морщить море…

А Балда приговаривал с укоризной:

 “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

 

Давайте запишем. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, кому адресована речь.

Мы с вами сегодня разберём два вида обращения – официальное и бытовое. Как вы думаете, где используется деловое обращение? А бытовое?

Деловое обращение –  этот вид обращения используется в рабочей сфере, с начальством, подчинёнными, учителями и т.п. 

Бытовое – это обращение в повседневной жизни, например в семье, с друзьями, знакомыми, одноклассниками.

 

 

4. Закрепление изученного материала

Итак, ребята (кто скажет, какой вид обращения я сейчас использовала?), сейчас я буду вас вызывать к доске и вы должны будете записать предложение под диктовку, расставить знаки препинания, подчеркнуть обращения.

 

1.  «Здравствуй князь ты мой прекрасный!»

 

2. Князь бродил по лесу.

 

3. «Смилуйся государыня рыбка…»

 

4. Золотая рыбка уплыла в синее море.

 

5. Балда напугал чертей.

 

6. «Зачем ты Балда к нам залез?»

 

Составьте три предложения , используя вежливые слова. Подчеркните обращения, расставить запятые. Обсудить в группе.

 

Попросите вежливо товарища дать книгу.

Спросите у учителя разрешения выйти.

Попросите бабушку испечь вам пирог.

Поблагодарите маму за помощь.

Попросите водителя остановиться на остановке.

Попросите доктора сделать вам перевязку.

 

 

5. Подведение итогов, рефлексия.

 

Ребята, сегодня на уроке мы усвоили с вами, что такое обращение, изучили два его вида. А теперь ответьте на вопросы :

- Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)

- Сможете ли вы придумать и привести примеры обращений?

- Чем отличается деловое обращение от бытового?

 

– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

 

– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)

 

– Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.

 

– Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке. Например, мам, Маш, бабуль.

 

6. Домашнее задание

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.