Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Борис Пастернак



Борис Пастернак

ЕДИНСТВЕННЫЕ ДНИ

 

На протяженьи многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

 

И целая их череда

Составилась мало-помалу —

Тех дней единственных, когда —

нам кажется, что время стало.

 

Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет,

И солнце греется на льдине.

 

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

 

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

1959

ЗА ПОВОРОТОМ

 

Насторожившись, начеку

У входа в чащу,

Щебечет птичка на суку

Легко, маняще.

 

Она щебечет и поет

В преддверьи бора,

Как бы оберегая вход

В лесные норы.

 

Под нею — сучья, бурелом,

Над нею — тучи,

В лесном овраге, за углом —

Ключи и кручи.

 

Нагроможденьем пней, колод

Лежит валежник.

В воде и холоде болот

Цветет подснежник.

 

А птичка верит, как в зарок,

В свои рулады

И не пускает на порог

Кого не надо.

 

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

 

Его уже не втянешь в спор

И не заластишь.

Оно распахнуто, как бор.

Всё вглубь, всё настежь.

1958

 

ВАКХАНАЛЯ (отрывок)    наверное, это будет пафосно и нескромно

 

То же бешенство риска,

Та же радость и боль

Слили роль и артистку,

И артистку и роль.

 

Словно буйство премьерши

Через столько веков

Помогает умершей

Убежать из оков.

 

Столько надо отваги,

Чтоб играть на века,

Как играют овраги,

Как играет река.

 

Как играют алмазы.

Как играет вино,

Как играть без отказа

Иногда суждено.

 

Как игралось подростку

На народе простом

В белом платье в полоску

И с косою жгутом.

 

 

НОЧЬ

 

Идет без проволочек

И тает ночь, пока

Над спящим миром летчик

Уходит в облака.

 

Он потонул в тумане,

Исчез в его струе,

Став крестиком на ткани

И меткой на белье.

 

Под ним ночные бары,

Чужие города,

Казармы, кочегары,

Вокзалы, поезда.

 

Всем корпусом на кручу

Ложится тень крыла.

Блуждают, сбившись в кучу

Небесные тела.

 

И страшным, страшным креном

К другим каким-нибудь

Неведомым вселенным

повернут Млечный Путь.

 

В пространствах беспредельных

Горят материки.

В подвалах и котельных

Не спят истопники.

 

В Париже из-под крыши

Венера или Марс

Глядят, какой в афише

Объявлен новый фарс.

 

Кому-нибудь не спится

В прекрасном далеке

На крытом черепицей

Старинном чердаке.

 

Он смотрит на планету,

Как будто небосвод

Относится к предмету

его ночных забот.

 

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

 

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену.

1956

ХУДОЖНИК наверное, нескромно тоже

 

Мне по душе строптивый норов

Артиста в силе: он отвык

От фраз и прячется от взоров,

И собственных стыдится книг.

 

Но всем известен этот облик.

Он миг для пряток прозевал.

Назад не повернуть оглобли,

Хотя б и затаясь в подвал.

 

Судьбы под землю не заямить.

Как быть? Неясная сперва,

При жизни переходит в память

Его признавшая молва.

 

Но кто ж он? На какой арене

Стяжал он поздний опыт свой?

С кем протекли его боренья?

С самим собой, с самим собой.

 

Как поселенье на Гольфштреме,

Он создан весь земным теплом.

В его залив катило время

Все, что ушло за волнолом.

 

Он жаждал воли и покоя,

А годы шли примерно так,

Как облака над мастерскою,

Где горбился его верстак.

1935

***

Когда я устаю от пустозвонства

Во все века вертевшихся льстецов,

Мне хочется, как сон при свете солнца,

Припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо.

 

Незваная, она внесла, во-первых,

Во все, что сталось, вкус больших начал.

Я их не выбирал, и суть не в нервах,

Что я не жаждал, а предвосхищал.

 

И вот года строительного плана,

И вновь зима, и вот четвертый год.

Две женщины, как отблеск ламп Светлана,

Горят и светят средь его тягот.

 

Мы в будущем, твержу я им, как все, кто

Жил в эти дни. А если из калек,

То все равно: телегою проекта

Нас переехал новый человек.

 

Когда ж от смерти не спасет таблетка,

То тем свободней время поспешит

В ту даль, куда вторая пятилетка

Протягивает тезисы души.

 

Тогда не убивайтесь, не тужите,

Всей слабостью клянусь остаться в вас.

А сильными обещано изжитье

Последних язв, одолевавших нас.

1932

ВОЛНЫ (отрывок)

 

Мне хочется домой, в огромность

Квартиры. Наводящей грусть.

Войду, сниму пальто, опомнюсь,

Огнями улиц озарюсь.

 

Перегородок тонкоребрость

Пройду насквозь, пройду, как свет.

Пройду, как образ входит в образ

И как предмет сечет предмет.

 

Пускай пожизненность задачи,

Врастающей в заветы дней,

Зовется жизнию сидячей, —

И по такой, грущу по ней.

 

Опять знакомостью напева

Пахнут деревья и дома.

Опять направо и налево

Пойдет хозяйничать зима.

 

Опять к обеду на прогулке

Наступит темень, просто страсть.

Опять научит переулки

Охулки на руки не класть.

 

Опять повалят с неба взятки,

Опять укроет к утру вихрь

Осин подследственных десятки

Сукном сугробов снеговых.

 

Опять опавшей сердца мышцей

Услышу и вложу в слова,

Как ты ползешь, как ты дымишься,

Встаешь и строишься, Москва.

 

И я приму тебя, как упряжь,

Тех ради будущих безумств,

Что ты, как стих меня зазубришь,

Как быль, запомнишь наизусть.

 

 

***

Я вишу на пере у Творца

Крупной каплей лилового лоска.

 

Под домами — загадки канав.

Шибко воздух ли соткой и коксом

По вокзалам дышал и зажегся,

Но, едва лишь зарю доконав,

Снова розова ночь, как она,

И забор поражен парадоксом.

И бормочет: прерви до утра

Этих сохлых белил колебанье.

Грунт убит и червив до нутра,

Эхо чутко, как шар в кегельбане.

 

Вешний ветер, шевьот и грязца,

И гвоздильлных застав отголоски,

И на утренней терке торца

От зари, как от хренной полоски,

проступают отчетливо слезки.

 

Я креплюсь на пере у Творца

Терпкой каплей густого свинца.

1922

 

***

Пара форточных петелек,

Февраля отголоски.

Пить, пока не заметили,

Пить вискам и прическе!

 

Гул ворвался, как шомпол.

О холодный, сначала бы!

Бурный друг мой, о чем бы?

Воздух воли и — жалобы?!

 

Что за смысл в этом пойле?

Боже, кем это мелются,

Языком ли, душой ли,

Этот плеск, эти прелести?

 

Кто ты, март? — Закипал же

Даже лед, и обуглятся,

Раскатясь, экипажи

По свихнувшейся улице!

 

Научи, как ворочать

Языком, чтоб растрогались,

Как тобой, этой ночью

Эти дрожки и щеголи.

1919

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА

 

Разметав отвороты рубашки,

Волосато, как торс у Бетховена,

Накрывает ладонью, как шашки,

Сон и совесть, и ночь, и любовь оно.

 

И какую-то черную доведь,

И — с тоскою какою-то бешеной,

К преставлению света готовит,

Конноборцем над пешками пешими.

 

А в саду, где из погреба, со льду,

Звезды благоуханно разахались,

Соловьем над лозою Изольды

Захлебнулась Тристанова захолодь.

 

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

 

Ну, и — как беспроигрышный вариант - «Сестра моя жизнь...», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Годами, когда-нибудь в зале концертной...».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.