|
|||
Здраствуйте дорогие коллеги! Представляю вам мой доклад на темуЗдраствуйте дорогие коллеги! Представляю вам мой доклад на тему
ТЕМА Место духовной педагогики в Томском образовании. СЛАЙД «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить... чем о том, для чего учиться...» - сказал выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, вторя ему Василий Александрович Сухомлинский говорит, что «…учиться .. на человека надо всю жизнь.» Учить быть Человеком – одна из основных задач духовной педагогики. Во все времена образование всегда являлось актуальным для развития общества и являлась объектом особого попечения Церкви.
На Руси система образования начинает складываться при князе Владимире после принятия им крещения, о чем говорит Повесть временных лет: «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное» . Строились церкви, монастыри и при них создавались школы в котором обучались дети старост и священнослужителей. Не стала исключением и наша Томская губерния.
СЛАЙД Первая томская школа родилась под сводами Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря . В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска. 30 октября 1744 года Сибирский митрополит Антоний дает указание настоятелю Томского Богородице -Алексеевского монастыря иеромонаху Авксентию «открыть при монастыре школу, забрать в нее всех детей духовенства, которые не имели средств отправиться в Тобольск и обучать их в надежде священства- читать, петь, писать и из катехизиса» К тому времени иеромонах Дионисий получает 7 букварей «по присланному Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода к преосвященному Антонию, митрополиту Тобольскому и Сибирскому» 5 марта 1746 года при Томском Алексеевском монастыре иеромонахом Герасимом была открыта первая губернская школа с названием «Русское духовное училище» и была единственным учебным заведением в Томском регионе.Ее задачей было «приготовление кандидатов на священнические места».
СЛАЙДУчилище располагалось в келейном здании монастыря. Состояло из двух классов.Учащиеся постигали не только грамоту и основы духовной жизни, но учились христианской благотворительности. монастырь оказывал материальную поддержку ученикам-сиротам и учащимся бедных родителей, а наместники обители давали на содержание школы личные средства. оплачивал содержание школы, пропитание учеников, учебные пособия и одежду для учеников- сирот. Затем «Русское духовное училище» было преобразовано в Славяно-русскую школу. В ней дети изучали славянское чтение, арифметику, Часослов, Псалтирь, катехизис, нотное пение. После 1812 года учебно-воспитательное дело в Томской духовной гимназии стало быстро падать, результаты обучения в этот период были очень плохими. Гимназия закрылась . Более устойчивое положение Томская духовная школа приобрела только в Систем образования не была статичной, она развивалась с течением времени, следуя его запросам. В 1820 году, когда в основу ее внешней и внутренней организации школ был положен утвержденный «Проект устава духовных приходских школ». Учебное заведение стало называться «Томское Духовное приходское училище» Училище было показательно в том смысле, что в нем учебно-воспитательская работа, была направлена прежде всего на борьбу с праздностью и беспорядочностью учеников и на укрепление духовного и телесного здоровья учащихся На уроках ученики занимались не теоретическим освоением предметов, так и ручным практическим трудом, спортивными играми, цветоводством, рисованием, музыкой, развиваясь не только интеллектуально, но и физически. Преподавательский коллектив приобщал учеников к Церкви, где освящается Божественной благодатью душа верующего человека. Это означало, что учащиеся призывались к просветительской церковной деятельности после окончания училища В это время в Томской епархии проживало 942075 человек, исповедующих православную веру. Но епархия продолжала испытывать нужду в священнослужителях, потому что на всю Томскую губернию ,тогда имелось всего 3 школы и 32 ученика.
Их дефицит не могли восполнить прибывающие в Томск священники из центральных регионов России Преосвященный епископ Парфений снова обращается в Синод за разрешением открыть семинарию 21 сентября 1858 года в Сибири была открыта Томская духовная семинария.
СЛАЙД Согласно Уставу духовных семинарий 1808-1814 годов, который действовал в то время, правление должно было состоять из трех человек: ректора, который являлся председателем Правления, инспектора и эконома На должность Ректора новооткрытой семинарии назначили профессора Казанской духовной академии архимандрита Вениамина (Благонравова) архиепископ Иркутский — видного представителя богословской науки, монаха-подвижника, готового к жертвенному служению святой Церкви На должность инспектора Томской духовной семинарии назначен иеромонах Владимир (Петров) Преподаватель Иероним Васильевич Домский, получивший назначение на должность эконома. Все преподаватели имели ученую степень не ниже кандидата богословия.
СЛАЙД Здесь особенно ярко духовная школа выявила себя не только как училище веры, но и как училище благочестия Томская духовная семинария в лице своих выпускников явила благие плоды духовной педагогики.Уже первый выпуск семинарии дал городу видных церковных общественных деятелей. Среди них – один из первых томских краеведов Константин Николаевич Евтропов. После окончания Казанской духовной академии он вернулся в Томск уже педагогом церковной и гражданской истории. Из воспоминаний Евтропова «Во главе семинарии были поставлены мужи глубокой веры и серьезного знания; мужи, исполненные энергии и горячей любви к своему высокому и многотрудному делу. Владимир и Вениамин своей сердечностью и задушевностью в преподавании, своими облагодетельствованными беседами на уроках богословия сумели вложить в нас душу живу, сердце чисто и из маловерующих и рационалистов сделать нас искренно признающими бытие живого и действующего Бога. Вместе с тем, они успели насадить и укрепить в умах и сердцах наших те вековечные христианско-нравственные начала, которые служат в жизни каждого человека самыми верными путеводными указателями к познанию истины, добра и красоты» Они были «как отец с матерью, — говорил о них святитель Макарий (Невский), — характером своим восполнявшие один другого: один отеческой строгостью, а другой (Вениамин) материнской любовью». А в этой заботе и любви учащиеся очень нуждались. Из аттестатов, выданных ученикам первого выпуска в 1860 году, следует, что в семинарии преподавалось 32 предмета: помимо богословских дисциплин семинаристы изучали логику, словесность, психологию, историю, физику, алгебру, геометрию, медицину, черчение, языки- латинский, греческий, немецкий и еврейский , иконописание. Дважды в год ученики сдавали экзамены. Оценивались знания непривычными для нас формулировками: «очень слабо», «слабо», «не худо», «порядочно», «хорошо», «очень хорошо». СЛАЙД В течение многих лет Томской семинарии была «скиталицей» . Занятия велись в ветхих зданиях, приписанных к архиерейскому дому, общежитие было тесным, а многие семинаристы вынуждены были снимать частные квартиры.
СЛАЙД Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) семинария обрела свой собственный построенный комплекс зданий (ныне здание на улице Никитина). Обновленная семинария, открывшая свои двери 3 октября 1899 года представляла собой одно из самых солидных и красивых зданий в городе.
СЛАЙД Здесь мы видим эскиз здания. Оно построено из красного кирпича
СЛАЙД Уникальный резной потолок актового зала. С момента заселения в новые здания с просторными, светлыми классными и спальными помещениями, всевозможными удобствами (электрическое освещение, водопровод с паровым насосом и пр.), семинария служила интернатом для всех воспитанников. Оно по мере своих средств и в соответствии с успехами и поведением воспитанников оказывало разнообразную помощь: выдавало одежду, обувь, деньги на оплату арендованной квартиры, а также помогало малообеспеченным и сиротам. Новый комплекс зданий семинарии включал в себя храм свт. Иннокентия Иркутского, больницу, столовую, баню.
СЛАЙД великолепный сад, с протекавшей по нему речкой Игуменкой, во дворе - кегельбан, пасеку на которой обучали пчеловодству педагогов
СЛАЙД гимнастический зал, площадка для игры в мяч, зимой сооружался ледяной каток.
СЛАЙД учебный классы. Семинария имела четыре библиотеки: фундаментальную, ученическую, бесплатную и процентную, фонды которых насчитывали в общей сложности около 15 тысяч книг.
СЛАЙД Выпускники семинарий имели возможность поступить уже в духовные академии и Томский Государственный университет. Первый Сибирский университет, продолжая просветительские традиции первой Томской монастырской школы, внес особенный вклад в сферу духовного образования томичей. И до тех пор, пока основное внимание педагогов университета сосредоточивалось на воспитании духовности студентов, томское общество было сильным и способным выстоять в условиях крайних трудностей. Так, в страшную годину холерной эпидемии 1892 г. в Томске священники и студенты университета под руководством своих профессоров «со всем пылом молодости полагали свои силы на святое дело» медицинского обслуживания больных.
СЛАЙД Множество замечательных церковных и общественных деятелей вышло из числа питомцев и преподавателей Томской духовной семинарии дореволюционного периода. В годы жестоких гонений на Церковь, прошли через страшные лагеря и ссылки, а многие из них отдали свои жизни за Евангельскую истину. Один из них причислен к лику новомучеников и исповедников российских Священномученик Феодор Чичканов СЛАЙД На слайде мы можем видеть его аттестат по окончании семинарии
СЛАЙД Осенью 1992 года ,спустя 74 года после закрытия, совершилось второе рождение Томской духовной семинарии. Первые годы ее обустройства напоминали начало ее исторического пути. Семинария вновь была «скиталицей». Студенты первого набора жили и учились в одном из зданий Петропавловского собора. Потом семинария переехала в бывшее здание арестантских рот, расположенное рядом с храмом святого благоверного князя Александра Невского, ставшего на несколько лет семинарским храмом. Наконец в 2002 году разместилась в восстановленных просторных корпусах при Богоявленском кафедральном соборе.
Период управления Томской епархией Макарием Невским можно считать своеобразным золотым веком томской педагогики. Сам епископ много внимания уделял вопросам образования подрастающего поколения, имея ввиду классическое понимание образования как совокупности обучения и воспитания, этот интерес к педагогике вытекал из его миссионерских трудов на Алтае.
СЛАЙД В г. Томске одним из его первых дел было основание публичной библиотеки при архиерейском доме, в котором он жил во время пребывания в Томске. В наше время здесь находится Краеведческий музей
Важной задачей этой библиотеки – было просвещение людей любого класса. Епископ Макарий организовывал здесь лектории, которые читались не только на религиозные, но и общенаучные темы, для чего приглашались специалисты, в том числе и из университета. Конечно, библиотечные лектории не были системной педагогикой и на этом педагогическая деятельность Макария Невского в Томске не исчерпывалась.
СЛАЙД На нижнем этаже архиерейского дома и на средства архиерейского домоуправления располагалась школа грамоты В нее принимали детей разных сословий с одним условием - наличие голоса, т.к. учащихся обучали и церковному пению. Школа была двуклассная с 4-летним сроком обучения СЛАЙД Когда в 1895-м открылся в школе дополнительный учительский класс, понадобилось и более просторное помещение. Епархиальный совет, принял решение выстроить для школы специальное здание напротив архиерейского дома (. Церковная учительская школа специальное учебное заведение для подготовки учителей сельских церковно приходских школ. СЛАЙД Благодаря усердию св .Макария Невского на территории Томской губернии много открывалось церковно-приходских школ
СЛАЙД Томское епархиальное женское училище. На Верхней Елани построили новое здание с храмом (ныне улице Киевской сейчас в этом здании располагается военно-медицинский институт ). Главной задачей женского епархиального училища, по определению Томского епископа Святителя Макария (Невского), было «воспитание юношества в духе церковном», что означало подготовку воспитанниц к исполнению своих судьбоносных миссий жен, матерей, учительниц и воспитательниц Поэтому на первом месте стояло нравственное воспитание, которое состояло в «утверждении воспитанниц в истинном христианском благочестии или в христианском направлении их ума и сердца и в правильном развитии характера». Училище должно было стать «настоящей школой жизни, школой женского труда», т. е. того труда, который ожидает девушку при выходе из стен училища: шить одежду , убирать комнаты, по очереди участвовать в приготовлении пищи на кухне, подавать на стол, работать в огороде и саду и т. д. Общеобразовательные науки в училище преподавались девушкам не только как служительницам Церкви, но и которым предстоит общение с людьми образованного класса. Обучение было платным. За дополнительную плату можно было пройти курс иностранных языков (французского, немецкого), выучиться игре на рояле.
СЛАЙД Со дня основания в стенах Томского Иоанно-Предтеченского женского монастыря устроен Дом трудолюбия для детей, оставшихся сиротами. Вместе с добрыми монастырскими традициями дети учились грамоте и разного рода рукоделиям. Широкую известность получил женский монастырь своими изящными вышивками золотом различных церковных одежд. Работали на своей типографии Кроме того, инокини монастыря своим примером учили детей питать голодных, заботиться о бездомных, престарелых и больных, что вносило в учебный процесс нравственный аспект.
СЛАЙД Губернская мужская гимназия в Томске. Существовала с 1838 по 1920 годы. Целью гимназии была подготовка государственных служащих и учителей школ.
Во всех этих образовательных заведениях изучение светских наук находилось в органической связи с религиозным духовным образованием Таким образом, можно говорить, что система духовного образования в Томске помогала выходцам из небогатых сословий не только овладеть основами грамотности, но и получить профессии, которые могли бы дать источник дохода для добротного существования. О чем говорил и сам Макарий Невский: «Обучать детей должно доброму, полезному, как то: грамоте, ремеслам; обучать тем трудам и занятиям, которые необходимы им в семейном быту, для приобретения пропитания»
СЛАЙД Сделав небольшой экскурс по религиозным образовательным учреждениям в Томске, можно утверждать, что дореволюционная духовная педагогика, согласно принципу К.Д. Ушинского, в первую очередь искала ответ на вопрос для чего учить. А как сказал Макарий Невский: «все учебные заведения, как добрые и полезные по целям своим, благословенны и достолюбезны».
Интернет источники
http://tbam.ru/O_monastire/
http://pravoslavie.tomsk.ru/temples/5/
https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/morozov_e._m._148_153_2_46_2005.pdf
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pravoslavnogo-duhovenstva-v-razvitii-nachalnogo-obrazovaniya-na-territorii-tomskoy-eparhii-80-e-gg-hix-nachalo-xx-vv/viewer https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-uchebnogo-kompleksa-eparhialnogo-zhenskogo-uchilischa-v-tomske/viewer http://konf.x-pdf.ru/19istoriya/522187-2-duhovnoe-obrazovanie-sibiri-istoriya-sovremennost-materiali-konferencii-tomsk-oktyabrya-2008-tomskaya-duhovnaya-semin.php https://tomskmuseum.ru/afisha_exhibit/vist1/virt_vist/vvAstashev/vvAstashevad/
https://drevo-info.ru/articles/23890.html
https://zen.yandex.ru/media/muraveyvm/vse-chto-ostalos-ot-krasiveishego-monastyria-5f8965579eb9a66f8b0f6d30
|
|||
|