|
|||
Вопрос № 8. «Что такое эффективная коммуникация»Вопрос № 8. «Что такое эффективная коммуникация»
Эффективность должна определяться для каждого участника общения отдельно. В диалоге общение может быть эффективным только для одного из участников или для обоих. На многосторонних переговорах общение может оказаться эффективным для ча-сти участников. Само понятие эффективности связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной ситуации. Однако цели в общении могут быть разными: 1) информационная – донести свою информацию до собеседника, получив под-тверждение, что она получена; 2) предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника; 3) коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником. Виды коммуникативных целей: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника. Чисто коммуникативные цели достигаются использованием специальных речевых формул, таких, как формулы приветствия, поздравления, сочувствия, прощания, комплимента и т.д., соблюдением правил светского общения, использованием приемов развлекательного, игрового, шутливого общения. Эффективное речевое воздействие – такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т.е. остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться. Коммуникативное равновесие – отведение собеседнику в процессе общения ро-ли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве. Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В.Е. Гольдин). Эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами: 1) достижением поставленной цели; 2) сохранением коммуникативного равновесия. Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками «+» и «-» обозначены достижение соответствующей цели и недостижение ее. 1. – Передайте, пожалуйста, соль! – Пожалуйста! Информационная + Предметная + Коммуникативная + 2. – Передайте, пожалуйста, соль! – Простите, здесь соли нет. Информационная + Предметная – Коммуникативная + 3. – Дайте, соль! – А почему так грубо? Информационная + Предметная – Коммуникативная – 4. – Передайте, пожалуйста, соль! – Что? Информационная – Предметная – Коммуникативная – 5. – Передайте, пожалуйста, соль! – На! Информационная + Предметная + Коммуникативная – В каких случаях можно считать речевое воздействие эффективным, в каких – нет? • Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели (пример 1). Но так бывает не всегда. • Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить четко и понятно (пример 4). • Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, наруше-ны, собеседник обиделся), то такое воздействие также неэффективно, поскольку сохра-нение коммуникативного равновесия – одно из условий эффективности речевого воздей-ствия. • Если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие иногда может быть эффективным: ведь цель не достигнута по объективным причинам (соли нет на столе), но при этом коммуникативное равновесие сохранено (пример 2). • А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли ком-муникативной (пример 5), то определенный результат есть – соль мы получили, но нор-мальных отношений с собеседником не установили. Такое речевое воздействие называ-ют результативным (есть результат), но неэффективным (так как второе правило – ком-муникативное равновесие – не соблюдено). В остальных случаях недостижение предметной цели свидетельствует о неэффек-тивности речевого воздействия, значит, что-то сделано неправильно: не те приемы использовали, не учли какие-то законы общения и т.д.
|
|||
|