Планируемые результаты обучения
Технологическая карта открытого урока по литературе в 7 классе
|
МБОУ школа №174 г.о. Самара. УчительТерентьева Валентина Николаевна. Предмет:литература
УМК:В.Я. Коровина. Учебник литературы в 2-х частях для 7 класса. М., «Просвещение», 2015.
Тема занятия:«Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
ип занятия:изучение нового материала
Цель урока:раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и выяснить идейно - композиционное значение эпизода кулачного боя (кульминационного момента).
Образовательные
| Воспитательные
| Развивающие
|
Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера;
дать понятие о способах раскрытия авторского отношения к изображаемому;
углубить знания о теме, идее, композиции художественного произведения;
| Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к знаниям, жизненному опыту учащихся.
воспитывать культуру общения, умения работать в группе, организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;
владеть основами самоконтроля и самооценки.
побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой героем чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение к этому,
воспитывать высокие нравственные качества (благородство, уважение к семье, к национальным традициям) в процессе работы с художественным текстом.
| Работать с текстовым материалом:
совершенствовать навыки выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания;
развивать умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров;
обучать анализу эпизода;
применять знания и умення в общении, формировать готовность к сотрудничеству с товарищами, умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, выразительное чтение, презентация.
|
Планируемые результаты обучения
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
Выяснить историческую обусловленность поступков героев, выявить воплощение этого произведения в изобразительном искусстве, а также в других произведениях литературы, в нашей современности;
уметь характеризовать героев произведения, строить и обосновывать умозаключения;
приводить оценки действий, поступков героев; применять понятийный аппарат темы идея, композиция, тема, характер;
проводить поиск необходимой информации в текстовых источниках;
составлять описание действий, характера героев произведения;
аргументировать свое отношение к героям
| Познавательные УУД;
умение работать с различными источниками информации;
осуществлять подбор критериев для характеристики героев произведения;
устанавливать причинно-следственные связи, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, диалог, выразительное чтение
Регулятивные УУД:
принятие и удержание цели и задач урока;
умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;
владеть основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД:
готовность к сотрудничеству с товарищами, коллективной работе, умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме:
аргументировать свою точку зрения и уважительно и относиться к чужой.
| способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.
осмысление глубины конфликта, связанного с защитой Калащниковым чести и человеческого достоинства;
воспитание высоких нравственных качеств (благородства, чести, достоинства, уважения к семье, национальным традициям)
| Ход урока
Этапы урока. Приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Планируемые результаты
| I этап урока. Организационный момент (1 -2 мин.)
Прием «индикатор настроения»
| Приветствие учителя.
Определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
[ Создание эмоционального настроя.
| Парты в классе расставлены так, чтобы ученики сидели группами (заранее учащиеся были разделены на группы, при этом учитель учитывал их интеллектуальные возможности, активность, чувство симпатии друг к другу)
Учащиеся приветствуют учителя и садятся по группам.
| Метапредметные: готовность к сотрудничеству с товарищами; освоение основ межкультурного взаимодействия. Осознание психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению.
Владеть основами самоконтроля и самооценки.
|
| II этап урока. Стадия «вызова» ( 5-7 мин.)
|
|
|
| 2.1 Прием эстетического и эмоционального воздействия для мотивации дальнейшей работы
2.2 Коммуникация и мотивация. Фронтальная работа
| Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
| Ученики внимательно слушают и обдумывают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.
Излагают суждения о причинах и следствиях поведения героев: сравнивают действия и поступки
| Личностные:
освоение основ межкультурного взаимодействия. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме.
| 2.3 Целеполагание, определение целей и задач урока
| Учитель подводит учащихся к осознанию главной проблемы урока «Какой смысл столкновения героев произведения?»
| Ученики в доступной форме, на конкурентной основе формулируют цель и задачи урока
| Личностные:способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности, принятие и удержание цели и задач урока
| III.Стадия осмысления. (15- 20 мин.). Новая информация и ее осмысление.
|
|
|
|
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
| Учитель предлагает ученикам проанализировать 'содержание 3-ей части «Песни…»; дать характеристику героям, обращается к ученикам, которым | было предложено подготовить опережающее задание (сообщение, электронная презентация
| Характеризуют действия, поступки героев, строят и обосновывают умозаключения об отношении гусляров и автора к Калашникову и Кирибеевичу, слушают одноклассников и учителя, отвечают на вопросы; решают творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, диалог
| Предметные: умение характеризовать героев, строить и обосновывать умозаключения об отношении гусляров и автора к Калашникову и Кирибеевичу
Метапредметные: устанавливать причинно- следственные связи;
аргументировать свое отношение к действиям, поступкам героев
| 3.3 Практическая групповая работа учащихся. Заполнение таблицы
| Учитель распределяет задания для самостоятельной работы между группами. С учетом физических возможностей учащихся осуществлялась дифференциация заданий В основу дифференциации положены не только объем и содержание, но и степень помощи со стороны учителя, а такжестепень участия каждого в работе на уроке.
Учитель отслеживает ход выполнения заданий, групповую и индивидуальную работу обучающихся, отмечает успехи учеников, корректирует ошибочные суждения.
| Руководители координируют работу. Сотрудничество осуществляется по формуле: ученик-ученик; ученик- учитель. Учащиеся анализируют информацию и составляют кластер,. Затем представляют свои работы. Применяютпонятийный аппарат темы: идея, композиция, тема, характер; раскрывают подходы, объясняющие многообразие мира и позволяющие проследить влияние этрусков на развитие римской цивилизации, воспитываюткультуру общения, умение работать в группе, организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя
| Предметные:овладение целостными представлениями ……..
|
| IV. «Динамическая минута» (1-2 мин.)
| Чтобы сменить вид деятельности и дать ученикам возможность отдохнуть, учитель проводит физкультминутка
| Двое учеников по заданию учителя самостоятельно подготовили комплекс упражнений, электронную презентацию и провели зарядку для одноклассников.
| Метапредметиые: умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях
| V. Рефлексия. (10- 15 мин.) Прием «индикатор настроения»
| Учитель проводит рефлексию на дифференцируемой основе:выполнение тестовых заданий (базовый уровень проверки);- проведение сравнительного анализа героев в форме таблицы (повышенный | уровень): синквейн (высокий ! уровень).Учитель совместно с руководителями , групп подводит итоги урока, дает оценку работе всего класса и отдельным ученикам. Ставит оценки в журнал и дневник
| Ученики высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания.
|
| VI. Домашнее задание (1-2 мин.)
| При определении оптимального объема домашнего задания, учитель учитывал психолого-возрастные особенности учащихся 7 класса: Учитель предлагает обучающимся, выбрать свой вариант альтернативного задания. Сан. – пин.
| Ученики записывают домашнее задание в дневник. Внимательно слушают инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Выбирают вариант альтернативного задания.
I
| Метапредметные: умение организовывать выполнение учебных задач согласно 1 инструкциям учителя;
-владеть основами самоконтроля и самооценки
|
|