Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заповедники и национальные парки — научно-исследовательские лаборатории под открытым небом»



« Заповедники и национальные парки — научно-исследовательские лаборатории под открытым небом»

 

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

  Петрозаводск, 12–14 октября 2021 г.

Научное электронное издание

 

Петрозаводск КарНЦ РАН 2021

Доклад Строгальщиковой З.И. «ВЕПССКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЯ . . . Секция 4, стр. 255-259.

 

Создание представителями вепсского народа, территория традиционного расселения которого разделена границами между тремя регионами – Карелией, Ленинградской и Вологодской областями, интернет-сообществ в социальной сети «ВКонтакте» стало важным инструментом для поддержания и развития их этнической идентичности. По переписи 2010 г. вепсов насчитывалось 6 тыс., из них 3,4 тыс. – являлись жителями Карелии, в Ленобласти проживало 1,3 тыс., и 400 чел. в Вологодской области. За пределами Северо-Запада было зарегистрировано около 700 вепсов в 57 регионах. Современные информационные технологии предоставили вепсским активистам возможность сгладить последствия запрета в 1938 г. вепсской письменности и последовавшего исключения вепсов из культурной политики Ленинградской и Вологодской областей, хотя негативное воздействие таких решений властей на этническое развитие вепсов оказалось значительным. Их численность сократилась с 1939 г. в 5 раз (с 31 до 6 тыс.). По материалам исследования вепсского сельского населения в 1983 г., только 2,6 % из них имели близкое к существующему в исторической науке представлению о происхождении и истории вепсов, и еще 6,8 % излагали версию, основанную на местных преданиях (Строгальщикова, 2016).

Вепсский писатель А.В. Петухов, решивший написать исторический роман о своем народе, писал, что не мог найти никаких сведений о вепсах: «в начале 60-х, вепсская тема была целиной … одна из ценнейших книг – «Вепсы: очерк этнической истории и генезиса культуры» Владимира Пименова вышла из печати в 1965 г., двумя годами позже того, как я начал свои самостоятельные поиски (Петухов, 1995). В.В. Пименов, автор указанной монографии о вепсах, для изучения которых он переехал в 1954 г. из Москвы в Петрозаводск, спустя 60 лет в книге «Моя профессия–этнограф» вспоминал об одной памятной для него встрече в Петрозаводске. Студентка из вепсского села Шелтозера обратилась к нему, в то время молодому сотруднику музея, с просьбой рассказать о происхождении вепсов, сообщив, что в школе они не раз обсуждали этот вопрос, «но не знали, у кого спросить. Старики, рассказывали разные легенды, которым мы мало верим». Разговор с ней, как вспоминает В.В. Пименов, заставил его задуматься об ответственности ученых, которым необходимо дать ответ на запрос «как отдельных людей, так и целых народов, которые желают знать свою историю»,а в более глобальном масштабе о массовом историческом сознании, в том числе об его этнических аспектах (Пименов, 2015).

В период перестройки после снятия табу с обсуждения этнических проблем, информация о проблемах вепсов стала предметом острого публичного обсуждения в СМИ (Вепсы, 2007). В Карелии «Общество вепсской культуры» в 1991 г. учредило первую вепсскую газету «Kodima / Родная земля», которая стала средством просвещения и объединения вепсов соседних регионов. В первые годы она являлась и учебным пособием для освоения воссозданной в 1989 г. вепсской письменности. Газету «Kodima» получают школы и учреждения культуры всего вепсского региона, она выписывается по почте и в формате PDF, размещается на сайте издательства «Периодика» (г. Петрозаводск). Она выходит раз в месяц на двух языках – вепсском и русском, пишет о наиболее важных событиях в жизни вепсов, информирует о предстоящих мероприятиях, но не может оперативно освещать происходящее в вепсском регионе.__ Её особая роль заключается в развитие письменной нормы вепсского языка, здесь публикуются начинающие свой творческий путь, пишущие на вепсском языке поэты, писатели и журналисты, для которых важно увидеть напечатанной свою работу.

С появлением вепсских групп «ВКонтакте» ситуация с информированием вепсов по всем аспектам жизни вепсского сообщества резко возросла. Они узнаваемы по их названиям: «Вепсский край», «Общество вепсской культуры», «Вепсская община», «Вепсское Шимозерье». На их первой странице обычно изображен вепсский флаг. Практически все они являются частью деятельности общественных региональных организаций. Первой стала группа «Вепсы. Вепсский язык и культура» (https://vk.com/club3024203) Игоря Бродского. В группе более 1700 подписчиков. Она создана в 2000 г. в г. Санкт-Петербурге после открытия в Институте народов Севера при Герценовском университете подготовки специалистов по вепсскому языку. Целью группы объявлялась задача сохранения, изучения и развития вепсского языка и помощи студентам, изучающим его в Институте народов Севера. Группа образована при Санкт-Петербургской -0.025межрегиональной общественной организации «Национально-культурное Вепсское общество». Ее руководителем является Виктор Трифоев, известный вепсский поэт.

Из среды участников группы «Вепсы. Вепсский язык и культура» вышла организатор самой массовой группы «Вепсский край» (https://vk.com/vepsskiy_kray). В группе более 10 тысяч подписчиков. Она создана 20 июня 2007 г. Валентиной Лебедевой, знатоком вепсского зыка, автором нескольких книг о вепсах и на вепсском языке. После выхода на пенсию В.В Лебедева переехала из Санкт-Петербурга на свою родину – в с. Курба Винницкого сельского поселения Подпорожского района Ленинградской области. Она является заместителем председателя Ленинградской региональной общественной организации «Вепсская община». Цель создания группы «Вепсский край» / Vepsänma» заявлена как просветительская: «В нашей группе мы хотели бы поделиться со всеми заинтересованными уникальными материалами по истории, культуре, языку и фольклору вепсов. Надеемся, что наши общие усилия сделают её важным источником знаний о нашем народе».

В группе размещаются материалы только о вепсах и вепсских деревнях. Заинтересованность и тщательных отбор представляемых в группе материалов (научных статей, архивных материалов, в том числе предоставляемых участками группы) сделали её важным источником информации о вепсской истории, языку, культуре. Среди посетителей преобладают женщины (65 %), причем большинство старше 35 лет. Число посещений постоянно растет. В 2016 г. их число ежемесячно составляло около 19 тыс., к 2020 г. возросло до 53 тыс. Основу (97 %) составляют жители России (Санкт-Петербург – 43,4 %, Петрозаводск – 11,9 %, а также из городов и сел Ленобласти: Подпорожья – 7,4 %, Тихвина – 7,1 %, Винниц – 3,4 %). Более четверти (27 %) являются посетителями из регионов, расположенных за пределами традиционной территории расселения вепсов, что говорит об активном использовании ими ресурсов группы. Из-за рубежа более всего посещений из Финляндии – 0,9 % , Эстони0,4 %, Беларуси – 0,3 %, Украины – 0,1 %; на и долю других стран приходится – 1,3 %. В последние годы тематика группы значительно расширилась. В ней стало больше материалов по социальным вопросам жизни вепсских деревень Ленинградской области, что говорит о запросе вепсов на актуальную информацию о современной жизни в вепсских поселениях. С «Вепсским краем» тесно связана группа Карельской общественной организации «Общество вепсской культуры / Vepsän kul’tursebr» (https://vk.com/krooovk), созданная в 2016 г. В ней около 1300 подписчиков. Большая часть её материалов сразу же размещается в «Вепсском крае»: обмен взаимный – также поступают и администраторы группы Общества. У них одинаковая возрастная структура посетителей. Россияне составляют 96,5 %, но их число незначительно различается между Санкт-Петербургом – 30 % и Петрозаводском – 27 %, по городам и селам Ленобласти почти нет отличий, но доля посетителей из других регионов выше – 30 %. Это подтверждает особую важность информации групп для вепсов, проживающих за пределами родных мест. Зарубежных посетителей в группе Общества также больше всего из Финляндии – 1,5 % и Эстонии – 0,5 %, меньше из Беларуси – 0,2 %, но статистика выделяет и посещения из Германии – 0,2 %. По данным прошлого года были заметны посещения из США, Венгрии, Кипра. Очевидно, это связано с тематикой информации, представляемой в группе. В ней больше материалов о событиях в Карелии, деятельности «Общества вепсской культуры», учреждений культуры и образования, решений органов власти, связанных с вепсами, карелами и финнами. Она освещает и решения федеральных органов власти, принимаемые по отношению к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, к которым с 2006 г. отнесены вепсы. Размещается вся новая литература о вепсах и на вепсском языке, учебники, видеофильмы, теле и радиопередачи, выпускаемые на ГТРК «Карелия».

Особое место в числе вепсских сообществ занимает группа «Вепсское Шимозерье (https://vk.com/club136958815). В ней около 500 подписчиков. Она создана в 2017 г. по инициативе Александра Омшева из Симферополя и Павла Андреева из Санкт-Петербурга и объединяет потомков вепсов, которые в 1950-е гг. были вынуждены покинуть свою родину – Шимозерье (Вологодская область). Вепсы Шимозерья стали первой жертвой политики ликвидации так называемых неперспективных деревень. Решение об их переселении из-за сопротив ления населения затянулось на шесть лет, последние жители деревень Шимозерья покинули родные места в 1959 г. Трагической судьбе вепсов Шимозерья посвящена повесть А.В. Петухова «Люди Суземья», также являвшейся родиной писателя. Группа имеет большой документальный архив, в том числе известный фотоархив Н. Ф. Омшева.

Ресурсы всех вепсских сообществ составляют уникальную и доступную базу источников

по истории и культуре вепсов, в них размещены электронные копии большей части  изданий о вепсах, фото и видео материалы, передаваемые участниками групп. Участники сетевого сообщества давно знакомы друг с другом, встречаются на конференциях по вепсской тематике, которые регулярно проводятся в Карелии и Ленинградской области, ценят усилия и труд своих просветителей. Успехом групп «Вепсский край» и «Общества вепсской культуры» является постоянно обновляющаяся информация, что обеспечивает их высокую посещаемость. Подписчиков в них в два раза больше общей численности вепсов, что говорит о значимости их как источника информации о вепсах для научного сообщества и представителей других, особенно родственных народов. Времена, когда сложно было найти информацию о вепсах, ушли в прошлое. Появление различных творческих коллективов, которые в своей основе опираются на вепсский фольклор, возможность сразу представить его на суд зрителей, создает в данных группах контент, особо притягательный для молодежи. Этот очень важный фактор для укрепления этнической идентичности молодежи, живущей в доминирующей русской среде. Будущее малочисленных народов в условиях новой информационной среды приобретает большую устойчивость, чем можно было предположить еще два десятилетия назад.

Исследование выполнено в рамках государственного задания КарНЦ РАН.

ЛИТЕРАТУРА__

 

1. Вепсы: модели этнической мобилизации: сб. материалов и документов / Сост.: рук. Е. И. Клементьев. Петрозаводск, 2007. С. 30–70.

2. Петухов А.В. Трудная судьба потомков веси // Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов. Ювяскюля, 1995. С. 444.

3. Пименов В.В. Моя профессия-этнограф. Очень личные заметки о не слишком давнем прошлом, настоящем и будущем отечественной этнографической науки. М.-СПб., 2015. С. 198.

4. Строгальщикова З.И. Вепсы в этнокультурном пространстве Европейского Севера. Петрозаводск, 2016. С. 120–121.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.