Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Konopiy Anna Sergeevna



Konopiy Anna Sergeevna

Annotation: this article examines the role and significance of the Okinawan Charter of the Global Information Society for the formation and development of the Russian information society. The Okinawa Charter serves as the legal basis for Russian digital technology policy. It is a reference point for Russia to develop regulations and strategies that introduce information technologies into public life. The Charter not only introduced information and communication technologies into the daily life of every citizen, but also contributed to the development of all spheres of society, strengthened international cooperation.

Keywords: Okinawan Charter of the Global Information Society, information society, Russian information society, Okinawan Charter, global information society, information and communication technologies, formation of the Russian information society, formation of the information society, digital technologies.

   В начале 21 века встал вопрос о необходимости применения информационно-коммуникационных технологий в качестве ключевого фактора, влияющего на формирование общества нового столетия. Совершенствование информационных технологий необходимо для развития всех отраслей жизни общества. Ведь использование информационных технологий упрощает жизнедеятельность людей. Прежде всего, использование информационных технологий способствует приобретению людьми новых знаний, реализации своих способностей и идей. Более того, достижения науки, оцифровывая нашу действительность, стремительно меняют и всю мировую экономику, превращая ее в цифровую. Инновации позволяют физическим и юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, нестандартно и быстро разрешать возникающие проблемы и задачи. В связи с чем информационные блага должны быть доступны для всего общества. Но доступ людей к информационным технологиям в развивающихся странах возможен только при использовании мировых технологий. Соответственно, становление и развитие информационного общества в отдельно взятом государстве невозможно без международного сотрудничества. А международное сотрудничество может осуществляться только, если имеет под собой правовую основу, то есть опирается на нормативно-правовой акт. Считается, что правовой основой появления информационно-коммуникативных технологий является «Окинавская хартия глобального информационного общества», которая была принята главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 года. Этот документ лежит в основе развития Интернет-технологий и в нашем государстве. Принимая данную Хартию, Россия ставила перед собой следующие цели и задачи: [1]

1) сократить существующий информационный разрыв между Россией и другими странами. Так как эффективное сотрудничество с мировыми державами способствует рациональному развитию информационного общества, которое в свою очередь влияет на развитие промышленности, становление гражданского общества;

2) задействовать информационные достижения в государственном секторе и способствовать предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан, что будет способствовать повышению степени доверия общества к государственной власти, что в свою очередь поспособствует развитию политической сферы жизни общества;

3) провести экономические и структурные преобразования с целью создания готовности государства и общества к принятию нововведений, связанных с внедрением информационных технологий;

4) разработать информационные сети, обеспечивающие быстрый, надежный, экономичный доступ с помощью нововведений к сетевым технологиям;

5) увеличить людские ресурсы, необходимые и подходящие для современного общества, вводить программы непрерывного обучения с целью получения высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий.    

   Важно, что Хартия ставит перед собой основную задачу не просто в переходе к информационному обществу, а именно в обеспечении полной реализации его социальных, экономических, политических и культурных преимуществ.

   Стоит отметить, что в принятой «Окинавской хартии о глобальном информационном обществе» подчеркивается ведущая роль прогресса в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении общественного благосостояния. Также участниками саммита было признано, что частный сектор имеет существенное значение в формировании и развитии глобального информационного общества. Однако вопрос разработки законодательства, тех правил, концепций, на которые будут опираться и основываться люди в своей деятельности в области информатизации, лежит на правительствах государств. Необходимо, чтобы концепции, стратегии, разработанные правительством, соответствовали принципу эффективного сотрудничества между государством и частным сектором.           

   Окинавская хартия стала фундаментом для последующего становления и развития информационного общества в Российской Федерации. Современное российское общество невозможно представить без информационных технологий. Сейчас информационная сфера является системообразующим фактором, активно влияющим на все сферы общественной жизни. Данный процесс становления и развития информационного общества был бы невозможен без разработки нашим государством специальных стратегий, способствующих полномасштабному вхождению России в глобальное информационное пространство при полном сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Для того чтобы осуществить этот процесс, и была необходима четкая, продуманная политика государства в области развития информационных технологий.

   Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года была утверждена Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [2]. Основной целью данной программы было повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения. Правительство России с помощью данной программы хотело кардинально ускорить процессы информатизации в обществе, улучшить с помощью них взаимодействие государственных органов с гражданами, усовершенствовать коммуникацию государственных органов между собой. Предполагалось разработать электронный документооборот между государственными органами, создать электронные коммуникации между государственными органами и гражданами. Во время реализации данной программы периодически возникали сложности с финансированием, тем не менее работы по ключевым направлениям данной стратегии проводились. По мнению Игоря Олеговича Щёголева, министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (12 мая 2008 г — 8 мая 2012 г), «Электронная Россия» была «флагманским проектом», основная цель которого – развить интерес к проблемам информатизации государственной власти. Популярность программы показывает, что те цели, которые были поставлены при ее разработке – выполнены. 2009 год является периодом перезапуска программы, основная цель которой - внедрение электронного формата в государственные услуги. Главными результатами Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» стали создание системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и портала госуслуг, обеспечивающего доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации. На апрель 2021 года на сайте госуслуг было зарегистрировано 77 млн человек [3]. Это говорит о важности проведенной программы, о ее значении для процесса равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное пространство. Хоть и не удалось выполнить всех целей и задач данной программы, но получилось сделать существенное продвижение в выполнении обязательства принятой Россией «Окинавской хартии глобального информационного общества» о распространении информационно-коммуникативных технологий и о преодолении информационного неравенства, что свидетельствует о том, что удалось внести большой вклад в дальнейшее развитие и становление российского информационного общества.

   Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» была далеко не единственным шагом российского государства к формированию единого информационного пространства. Так, Президентом РФ от 07.02.2008 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [4, c.187 - 194]. В соответствии с этим документом сформировать информационное общество в России необходимо для того, чтобы, в первую очередь, улучшить уровень жизни граждан, позволить Российской Федерации быть достойным конкурентом на международной арене, способствовать улучшению всех сфер общественной жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [5].

Данная стратегия была направлена уже не только на повышение качества взаимодействия государства и граждан и государственных органов между собой путем предоставления электронным способом государственных услуг и введения электронного документооборота и на обеспечение равного доступа всех граждан к информационным технологиям, но и на повышение качества медицинского обслуживания, образования, на развитие экономики, науки, улучшения качества радиовещания, телевидения, на сохранение культуры многонационального народа и многое другое. Важно, что в эту стратегию легли все самые важные принципы Окинавской хартии глобального информационного общества. В стратегии провозглашается принцип содействия развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, заложенный ещё Хартией 2000 года, что свидетельствует о значительной роли этого международного правового акта. В этой стратегии выделен отдельный пункт, говорящий о международном сотрудничестве в области развития информационного общества. Также целями этой стратегии является значительное продвижение России в международных рейтингах в области развития информационного общества. Это свидетельствует о неразрывной связи процесса становления информационного общества и международного сотрудничества.

   Поскольку современное информационное общество включает в себя активное использование гражданами инновационных достижений на постоянной основе и во всех сферах, объективно необходимо постоянное реформирование информационного направления. В связи с этим представлена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)». Первая редакция данной программы была одобрена распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. ?1815-р. Вышеуказанная программа разрабатывалась согласно современному пути социально-экономического развития нашего государства. В дальнейшем в данную программу вносились поправки, например, с утверждением указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. ?203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [6]. В связи с принятием данных нормативно-правовых актов приоритетными направлениями политики России в области развития информационного общества являются повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан, повышение степени информированности и цифровой грамотности, развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий являются приоритетными направлениями развития информационного общества в Российской Федерации. Постепенно с движением времени после принятия Окинавской хартии российское законодательство в области информационных технологий двигалось от принятия нормативно-правовых актов с целью оснащения граждан всеми информационными благами, от обеспечения равного доступа всех граждан к информационным технологиям, от ликвидации международного разрыва в области информатизации к принятию нормативно-правовых актов с целью не просто создания, а развития уже наработанных за годы стратегий, не первичного оснащения информационными благами, а теперь повышения качества этих благ, к не просто преодолению международного разрыва, а именно к стремлению на высокие позиции международного рейтинга в области информатизации. Всё это свидетельствует о постепенном развитии и становлении российского информационного общества, осуществляемыми путем принятия государством последовательных стратегий, которые основываются на «Окинавской хартии глобального информационного общества».         

   «Окинавская хартия глобального информационного общества» была принята чуть больше 20 лет назад. Она содержала основополагающие начала для становления информационного общества, стала фундаментом для разработки государствами концепций, стратегий в осуществлении единого процесса информатизации. Ключевыми положениями данной Хартии были создание всех условий для использования информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни людей, что способствовало бы развитию всех сфер жизни общества, обеспечение равного доступа всех людей к информационным благам, преодоление электронно-цифрового разрыва между международными державами. Для Российской Федерации положения этой Хартии стали основополагающими для проведения политики в области становления и развития информационного общества. Со временем российское информационное общество все больше развивалось. Стоит отметить, что этот процесс продолжается до сих пор. Россия разрабатывает все новые и новые стратегии, совершенствует их, ставит перед собой более высокие цели в области развития информационного общества. Но именно «Окинавская хартия глобального информационного общества» стала юридической базой для российского законодательства в области применения информационных технологий.

 

 

 

Список литературы:

1. Окинавская хартия Глобального информационного общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170

2. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы) [Электронный ресурс]. -  Режим доступа URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/

3. Статистика. Количество граждан РФ, зарегистрированных на госуслугах на апрель 2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://www.tinkoff.ru/invest/news/579758/

4. Становление российского иформационного общества. Акопов ГЛ. Политология: учеб. пособие — Ростов н/Д: Феникс. — 350с. — (Высшее образование). 2009 - С.187 - 194

5. Стратегия информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008г. ? Пр-212 [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/strategiya_razvitiya_inf_obschestva_1.pdf

6. Государственная программа «Информационное общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.