|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие. Задание 1.. Задание 2.. Задание 3.Практическое занятие Тема: «Анатомия и физиология органов мочевыделения»
Изучить топографию строение и функции мочевыделительной системы. Изучить механизм и стадии диуреза. Студенты должны знать анатомо-физиологические особенности органов мочевыделительной системы; строение и функцию нефрона; фазы диуреза. Студенты должны уметь определять, показать и называть на препаратах детали анатомического строения органов мочевыделительной системы.
ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Ответьте на вопросы входного контроля: Перечислите органы мочевыделительной системы. Каковы их функции? Назовите латинское и греческое название почек Охарактеризуйте топографию и строение почек. Каково строение и функции нефрона?
2. Используя материалы учебника, атласа, наглядных пособий изучите топографию, строение и функции всех отделов мочеполовой системы. Задание 1. Рассмотрите предложенный рисунок. К рис. сделайте обозначения
Задание 1. Рассмотрите предложенный рисунок. К рис. сделайте обозначения
Задание 2. Рассмотрите схему строения нефрона. К рис. сделайте обозначения
Задание 3. Изучите факторы, влияющие на диурез, заполнить таблицу:
Задание 4. Изучите состав первичной и вторичной мочи. Заполните таблицу:
Ответьте устно на вопросы: Перечислите органы мочевыделительной системы. Вопросы: Структурная единица почек. Макроскопическое строение почек. Оболочки почек. Строение и значение мочевого пузыря. Отличие женского мочеиспускательного канала от мужского. Фазы диуреза. Условия, способствующие ультрафильтрации. Состав первичной мочи. Состав вторичной мочи. Функции мочеточника и мочевого пузыря Задание 5. Строение органа зрения. Опишите «Строение зрительного анализатора (глазное яблоко)». Подписать и знать.
1. Светопроведение и светопреломление отражённого от предметов света через светопроводящие и светопреломляющие системы глазного яблока (роговица, зрачок, передняя камера, хрусталик глаза). Преломление света осуществляется таким образом, что световые лучи, идущие от разноудалённых предметов, фокусируются в одной точке, и изображение проецируется на сетчатку в зоне центральной ямки в перевёрнутом уменьшенном не искажённом виде. Это осуществляется за счёт свойства аккомодации. Аккомодация – способность видеть разноудалённые предметы 2. Световосприятие и светопреобразование световой энергии в электрические импульсы, осуществляемое пигментным слоем и фоторецепторами. Энергия преобразуется в электрические импульсы и передаётся на нейроны зрительного нерва. Колбочки осуществляют восприятие цвета. Палочки осуществляют восприятие света. 3. Проведение зрительной информации от рецепторов метаталамусу. Зрительные нервы в зоне турецкого седла формирует неполный зрительный перекрест, обеспечивающий бинокулярное зрение-это способность двух зрительных анализаторов видеть предмет как единый (видеть двумя глазами). 4. Первичный анализ информации в среднем мозге и метаталамусе. 5. Специализированный углубленный анализ зрительной информации, осуществляемый высшими центрами зрительного анализатора коры затылочной доли. Острота зрения - определяется наименьшим углом зрения, под которым глазное яблоко ещё способно видеть раздельно две точки (равен 1°). Поле зрения – пространство, которое воспринимается фиксированным глазным яблоком. Цветоощущение – способность зрительного анализатора воспринимать цвета. Световая и темновая адаптация: сопровождается повышением чувствительности зрительного анализатора при темновой адаптации и снижение при световой. Реакция зрачка на световой поток - сужение при интенсивном освещении и расширение при сумеречном. Это регулирует световой поток и его преломление хрусталиком. Темновая адаптация – до 30 минут. Световая – 1-2 мин. Близорукость – изображение формируется перед сетчаткой. Дальнозоркость – изображение формируется за сетчаткой. Нарушение цветовосприятия – дальтонизм. Задание 6. Опишите строение органа слуха. Подписать и знать.
1. Звукопроведение - это проведение звуковой волны из внешней среды до рецепторного аппарата Кортиева органа. Осуществляется в несколько этапов: а) Проведение звуковых воздушных колебаний по наружному слуховому проходу к первичной барабанной перепонке, которые вызывают её колебание (вибрацию). б) Передача колебаний первичной барабанной перепонки на слуховые косточки в следующей последовательности: молоточек – наковальня - стремечко. Основание стремечка проводит колебания в перилимфу преддверия через окно преддверия. В результате возникают колебания перилимфы преддверия. в) Проведение колебаний перилимфы по вестибулярной и барабанной лестнице канала улитки к вторичной барабанной перепонке окна улитки. Вторичная барабанная перепонка заглушает колебания перилимфы. 2. Звуковосприятие и звукопреобразование в электрические импульсы: колебания перилимфы вызывают вибрацию мембран перепончатой улитки. В результате возникают колебания эндолимфы перепончатой улитки, которая вызывает колебание покровной пластинки Кортиева органа, которая опускаясь и поднимаясь, вызывает раздражение рецепторных клеток и переход их в состояние возбуждения. Результат возбуждения - формирование электрических импульсов. 3. Проведение электрических импульсов от рецепторов Кортиева органа к промежуточным центрам в среднем мозге и метаталамусе. Осуществляется за счёт преддверно-улиткового нерва. 4. Первичный анализ слуховой информации: промежуточным центрам в среднем мозге и метаталамусе 5. Высший анализ слуховой информации центрами в коре височной доли конечного мозга: осуществляется глубокий анализ информации, её объединение, фиксирование и запоминание. Бинауральный слух - способность определять местоположение звучащего тела при восприятии звука обоими ушами. Тугоухость - снижение остроты слуха. Глухота – нарушение слуха, делающего невозможным восприятие звуков.
Контрольные вопросы для подготовки к тестовому контролю: 1.Орган зрения, его составные части. 2.Глазное яблоко, его части. 3.Аккомодационный аппарат глаза, его составные части, функциональное значение. 4.Вспомогательные органы глаза, их функция. 5.Орган слуха и равновесия, его части. 6.Наружное ухо, его строение. 7.Среднее ухо, его части, функция. 8.Внутреннее ухо, его части. 9.Жидкостные среды внутреннего уха, их функциональное значение. 10.Орган вкуса, его строение. 11.Орган обоняния, его строение. 12.Кожа, ее строение, функции, производные.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|