|
|||
Логика бочкиЛогика бочки
Внимание! Когда вы работаете с необученной лошадью, все рады надавать вам кучу советов. Не слушайте ничьих советов, даже тех, которые мы даем на нашем сайте, если только они не подходят лично вам и вашей лошади. Ваши навыки и восприимчивость вашей лошади могут отличаться от рассмотренных в примерах, будьте осторожны и предусмотрительны в своих действиях, чтобы ни вы, ни лошадь не пострадали. То, о чем вы прочитаете ниже, это рассказ о том, как мы поступаем в подобных ситуациях, а вы уже должны действовать на свое усмотрение.Желаем успехов! Работа в «бочке» и на корде – два наиболее важных упражнения, благодаря которым вы сможете стать лидером по отношению к вашей лошади. Они дают вам возможность контролировать обстановку, работая над отношением лошади к происходящему, и в то же время закрепить за собой доминирующее положение таким способом, который лошадь поймет, примет… и что самое важное – она захочет следовать за вами. Это такая обстановка, где вы сильнее, быстрее и ловчее, чем эта 500-килограммовая лошадь… по крайней мере, ей так кажется. «Бочка» служит не для того, чтобы просто подвигать лошадь бездумными кругами. У лошади есть передняя часть и задняя часть. Вы должны уметь воздействовать на обе из них, а лошадь, в свою очередь, должна на это поворачиваться на передних или задних ногах. «Бочка» дает вам возможность научиться такому воздействию и скорректировать его так, чтобы лошадь вас поняла. (Если вы машете веревкой или взмахиваете хлыстом, и задняя часть лошади «отлетает», вы можете быть вполне уверены, что лошадь хорошо реагирует на воздействие на заднюю часть. Поэтому направьте воздействие на перед, чтобы проверить, так же ли хорошо она реагирует передом). В принципе, работать на корде значит приводить ноги лошади в движение так и туда, куда вы хотите, поэтому ваша лошадь должна научиться легко уступать давлению на плечо и на бок, прежде чем вы сядете в седло. 1. Тайна «бочки».
Прежде, чем перейти к рассмотрению ваших действий в «бочке», давайте посмотрим, почему оно работает. Лошади уважают настойчивость, доверие и физическое превосходство. Лидеры в табуне обладают этими качествами, являющимися ключевыми для того, чтобы табун выжил в дикой среде, полной врагов, поэтому если мы сможем заручиться этими качествами, мы сможем получить от лошади больше, чем если бы мы использовали традиционные «контроль и наказание». Мы делаем так, чтобы лошадь хотела учиться. Так как же оно работает? Поняв преимущества геометрии «бочки», мы можем начать применять принципы лидерства «по-лошадному». Доминирующая лошадь может «отослать» своих подчиненных. Может заставить их побежать. Остановиться. Отойти из ее пространства. Так устанавливается порядок в табуне, она физически способна все это сделать. И мы тоже. Посмотрите на фотографии моей работы в «бочке». Я не использую никакие вспомогательные средства, только руки. Тех же результатов вы сможете добиться и с помощью корды и кордового бича, если только вы будете работать в рамках «естественных» принципов доминирования. 2. ПОЗА, ПОЗА, ПОЗА! Когда я высылаю лошадь по кругу, я тоже хожу. Это не означает, что я хочу сбиться с ног, шагая по большому кругу, но я хочу оказывать определенное воздействие, чтобы лошадь двигалась, и хочу, чтобы она видела, что я тоже двигаюсь. (В конечном итоге, лошадь должна стать настолько восприимчивой к командам, чтобы вы могли давать команды, стоя в центре).
Я отсылаю лошадь на стенку всеми средствами, чем потребуется. Более беспокойные лошади обычно сами идут туда, а если лошадь не хочет от меня отходить, мне может понадобиться поднять руки и замахать ими на нее настойчиво, но не агрессивно. 3. Определения «Линия импульса» — воображаемая линия, проходящая через центр плеча. Воздействие сзади этой линии двигает лошадь вперед. Воздействие перед ней — назад. Я хочу стоять настолько близко к этой линии, насколько это возможно, чтобы мне было достаточно лишь чуть-чуть сместиться вперед или назад для того, чтобы лошадь поняла, что я от нее хочу; настоящий знак превосходства. «Воздействие» — имеется в виду любое сосредоточенное направленное движение, например, взмах руки, шуршание «флага» на палке, взмах веревкой, кордовым бичом и т.д. Описываемое здесь воздействие направляется в конкретное место, как баскетболист направляет мяч в корзину. «Ведущая рука» — у меня две руки. Одна из них, ведущая, направляет воздействие, а другая, контролирующая, «открывает и закрывает двери», через которые лошадь проходит или обходит, уходя от воздействия. Моя ведущая рука почти всегда показывает в ту сторону, куда я хочу, чтобы лошадь двигалась. Моя контролирующая рука направляет лошадь. На фотографии моя ведущая рука воздействует вдоль синей линии. Если я хочу, чтобы лошадь остановилась, я «удержу» лошадь, подняв контролирующую руку. Если я буду продолжать воздействие, удерживая лошадь, она развернется на месте и пойдет в обратном направлении. Если я уберу за спину контролирующую руку, и сделаю шаг назад, лошадь подойдет ко мне. (Обо всем этом будет рассказано подробнее дальше). На фотографии я заступил чуть вперед по отношению к лошади, и оказываю воздействие перед «линией импульса». Обратите внимание, что лошадь подобралась для остановки. Если лошадь не обращает внимания на мои жесты, я меняю функции рук местами, делая левую руку ведущей, чтобы сделать для лошади более очевидным воздействие впереди «линии импульса». (Нужно отнестись к этому творчески, потому что у всех лошадей поначалу разный уровень чувствительности). Теперь, когда мы обсудили «линию импульса» и функции рук, самое время упомянуть о позе и положении тела. Есть пять поз, которые я использую при работе в «бочке» или на корде. Это «нейтральная» поза, три позы, направляющих воздействие, и поза, предоставляющая лошади пространство. 4. Определения поз. Нейтральная: это обычное спокойное состояние, когда пространство не забирается и не уступается. Активная: когда я оказываю воздействие, совсем не обязательно направленное на какую-то часть тела лошади. Мне, может быть, нужно просто привлечь ее внимание или направить его куда-то с помощью жестов. Настойчивая: это неагрессивное воздействие, направленное на лошадь. Используется когда надо направить лошадь на стенку, вокруг себя, остановить или заставить изменить направление (через разворот на месте). Агрессивная: я обычно стараюсь вести себя неагрессивно, но если лошадь пытается взять меня на таран или что еще похуже, она первая начинает вести себя агрессивно, и мне потребуется изобразить максимально возможное воздействие и направить его на нее; махать руками, веревкой, кричать – делать все, что потребуется, чтобы отослать лошадь назад недвусмысленным образом. Если она займет часть моего личного пространства, это будет грубейшей ошибкой в процессе обучения. Ведя себя агрессивно, я всегда помню о собственной безопасности и оставляю себе выход на случай, если лошадь откажется воспринимать мои угрозы (чего, как правило, не случается, когда у вас имеется при себе веревка или флаг). Я могу воспользоваться выходом, сделав движение тореадора – отскочить с прежнего места, чтобы лошадь, которая несется на меня, проскочила мимо, следя за тем, чтобы она не могла достать меня ногой, ударив вбок. Если лошадь уступит (что она и сделает, если только вы не вызвали у нее панику «убегай или дерись»), очень важно сразу же изменить позу с агрессивной или активной на нейтральную в тот самый момент, когда лошадь уступит. Вам не нужно, чтобы «бегство» превратилось в слепое «бегство». Просто снизьте темп до такого, который будет приемлем для вас обоих. «Поводок»: это жест или движение, которое увеличивает расстояние между вами и лошадью; образуется так называемый энергетический вакуум. Так как лошади обучаются с помощью «освобождения» (см. статью «как лошади учатся»), если мы хотим сказать лошади, что она что-то сделала правильно, мы должны освободить ее от давления в тот момент, когда она сделает шаг вперед в обучении, т.е. выполнит правильную попытку сделать что-то сложное или изобразит требуемое движение. Мы можем до посинения повторять «хорошая лошадь», но это будет бесполезно, если мы на какое-то время не отстанем от лошади в качестве поощрения. / «Хорошая лошадь» в качестве поощрения – это метод «кликера», об этом читайте в соответствующих статьях. Это может быть использовано в качестве поощрения только когда создастся устойчивая связь между этими словами и чем-то приятным. прим. перев./ 5. Теперь, когда мы обсудили позы, вернемся в «бочку». «Уступки» и «поводки». Уступка давлению и «поводок» играют разную роль в обучении лошади. Если мне надо настоять на том, что я лидирующее животное, я заставлю лошадь уступить давлению. Чем охотнее она уступает, тем больше она чтит во мне лидера; по крайней мере, настолько уважает мое пространство и силу моего воздействия. «Поводок» позволяет лошади «прицепиться» к тренеру более позитивным способом. Он позволяет ей показать, что она готова сотрудничать, насколько хорошо она слушает и следует за лидером. «Поводок» — отличный способ получить обратную связь от лошади относительно прогресса в ваших взаимоотношениях. Он также дает лошади понять, что вы не будете вечно ее преследовать, и что вы прислушиваетесь к ее реакции. На нее также будет очень ободряюще действовать возможность «высказаться». На этой картинке я прошу лошадь уступить мне, делая шаг вперед, за «линию импульса», по мере движения лошади, и направляю воздействие на нее, останавливая ее. На этом моменте, раз я хочу сменить направление, моя правая рука становится контролирующей, а левая ведущей (если вы используете веревку, «флаг» или кордовый бич, вам просто надо переложить их в другую руку). В тот миг, когда лошадь прекратит движение вперед, я приму Настойчивую позу. Я стою слегка спереди «линии импульса», но не настолько впереди, как когда мне надо развернуть лошадь и направить в обратную сторону. Мне требуется сделать относительно небольшое усилие, чтобы лошадь уступила моему воздействию и пространству. Лошади, для которых такие команды в новинку, могут поначалу нечетко их выполнять, но так как они даются на их языке, они быстро их поймут, когда примут вас как «доминирующую лошадь». Если я заступлю вперед, за «линию импульса», буду воздействовать рукой, находящейся перед лошадью, а другой, которая следует за лошадью, «потяну за поводок» (уберу ее чуть назад), я тем самым направлю лошадь в освободившееся благодаря «поводку» пространство, и она развернется в мою сторону, а потом и в обратном направлении движения. Этот прием получится не сразу, недостаточной силы воздействие перед «линией импульса» не заставит лошадь остановиться, а чрезмерное заставит ее развернуться головой к стенке. Когда лошадь будет адекватно реагировать на ведущую руку (левую в этом примере), она будет заходить в пространство, которое вы ей открываете с помощью «поводка», к чему вам самому нужно приготовиться заранее. Поначалу вам придется усилить «поводок», делая шаг назад, как только лошадь начнет замедляться. На картинке я слегка отступаю назад, чтобы усилить эффект «поводка». Как только лошадь развернется ко мне мордой, я направлю ее движение по часовой стрелке вдоль стенки, с помощью правой руки, а когда «линия импульса» пройдет меня, я поддержу движение вперед левой рукой, которая станет ведущей, а если это необходимо, то с помощью ее же и увеличу скорость. Когда лошадь двигается, уступает и понимает «поводок», уже нет смысла давать усиленные команды. Когда лошадь становится внимательнее, вы можете устроить «поводок» просто сделав шаг назад. На этой картинке я шел сразу за «линией импульса» и, по-прежнему концентрируя внимание на лошади, сделал 2-3 шага назад. Лошадь, сконцентрированная на своем положении относительно меня, инстинктивно заполнит пространство, созданное «поводком». Это простое упражнение приводит к выполнению других интересных команд. Когда «поводок» освоен, вы можете перейти к тому, чтобы вести лошадь без веревки. Лошадь должна оставаться сконцентрированной на своем положении относительно вас. На этой картинке я иду к лошади, а она осаживает. Мы несколько раз прошагали вперед и назад. Пока я не принял полностью расслабленную позу (нейтральную), лошадь поддерживала установленную мной дистанцию между нами. На этой картинке я хожу вокруг лошади и, если вы обратите внимание на ее ноги, то увидите, что она поворачивается на передних ногах, чтобы сохранять положение относительно меня. Она точно знает, где я нахожусь (включая и мои ноги) и она очень внимательно следит за моими движениями и жестами. Изменяя диаметр круга, подходя и отходя, я могу добиться того, чтобы лошадь поворачивалась на переду, на заду или вокруг центра тяжести.
|
|||
|